Материалы, инструменты


Красители для ткани можно приобрести в любом художественном салоне. Для нас их основное различие состоит в способе закрепления на ткани.


Чтобы «увековечить» одни, достаточно просто прогладить расписанную ткань утюгом. Другие надо закреплять паром. Как правило, первые бывают только импортными и стоят довольно дорого.


Хорошие и недорогие красители - в наборах для начинающих и по отдельности - выпускает московское предприятие «Гамма». В набор входят основные цвета, которые при смешивании дают достаточно широкую палитру, а также специальная стеклянная трубочка с резервуаром, необходимая для нанесения контура. «Гамма» выпускает также не уступающий импортному резервирующий состав.


С трубочкой работают следующим образом. Резервирующий состав набирают в нее, опустив тонкий рисующий кончик в жидкость и втягивая в себя воздух через верхний конец. Состав должен заполнить резервуар.


После окончания работы остатки резервирующего состава выдувают в пузырек, а трубочку промывают, многократно втягивая и выдувая бензин или уайтспирит. Если этого не сделать, засохший резерв невозможно будет удалить.


Ту же процедуру можно выполнять со специальным пластмассовым тюбиком - аппликатором (рис.1). У аппликатора свинчивают насадку и заливают в тюбик резерв. У нового аппликатора кончик насадки аккуратно срезают, стараясь сделать отверстие как можно меньше. Чем меньше отверстие, тем тоньше будет линия контура.


По окончании работы остатки резерва сливают обратно в пузырек. Если оставить его в аппликаторе, состав засохнет. Хорошо также приобрести в художественном салоне закрепляемую утюгом «люстриновую» краску - она и создает на ткани перламутровую жемчужную поверхность. Краска довольно дорогая, но, безусловно, оправдает себя. Она непрозрачная, кроющая, что позволяет не только создавать дополнительные эффекты и маскировать недостатки, но и расписывать детали готового изделия. Например, с помощью этой краски можно полностью изменить образ надоевшей блузки, расписав ее деталь, закрепленную в пяльцах, и прогладив после высыхания.

Для самых простых, но достаточно интересных видов оформления ткани понадобятся наборы специальной цветной копировальной бумаги, с помощью которой рисунок переводят на ткань.


Для узелкового батика кроме красителей и емкости для окрашивания понадобятся прочные нитки, канцелярские резинки, канцелярские зажимы, бельевые прищепки или нержавеющие заколки для волос.
Красители приобретают в хозяйственных магазинах.


Краситель должен соответствовать виду ткани.


Инструмент, без которого невозможно обойтись при росписи тканей, - это кисть. Кисти лучше иметь мягкие - белка, колонок, ушной волос. Минимальный набор - три штуки: тонкая (№ 3) для росписи мелких деталей, средняя (№№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона.


Не оставляйте кисти в воде даже во время работы: мягкий волос загибается, кисть теряет форму и становится непригодной для работы.


Расписывая ткань, особенно в технике холодного батика, краситель наносят не по всей поверхности фрагмента рисунка, как во время рисования на бумаге. Достаточно нанести каплю в центр закрашиваемого пятна и слегка направить растекающуюся краску в сторону контуров. Работая таким образом, вы избежите опасности затекания краски за контурную линию.


Оригинально выглядят открытки, расписанные с помощью автоэмалей в аэрозольной упаковке. Достаточно приобрести два-три цвета, один из которых обязательно должен быть темным, и добавить к подобранной гамме «золотой» краситель для колесных дисков.


С помощью распылителя (например, от упаковки бытового химического препарата) можно наносить красители для ткани - они дешевле, чем автоэмали.


Распылителями лучше работать летом или ранней осенью, когда в качестве трафаретов можно использовать листья или веточки растений.


Лучшим материалом для росписи, безусловно, является натуральный шелк. Для наших изделий мы использовали шелк различной фактуры - от плотного и блестящего до тончайшего шифона.