• Мужской погребальный костюм, Древняя Русь

    По сравнению с женским костюмом (смотрите предыдущую статью в этом разделе сайта), мужской характеризуется меньшим количеством и разнообразием застежек и украшений. В то же время, анализ расположения вещей в погребениях показал, что орудия труда: ножи, кресала, огнива, точильные бруски, железные стержни, остатки тканых и кожаных кошельков и т.д. также могли входить в состав костюма - например, привешиваться к поясу. Включение в состав погребального костюма орудий труда и предметов быта составляет одну из наиболее заметных особенностей мужского костюма, не только расширяя возможности его реконструкции, но и позволяя изучить социально-возрастной аспект назначения мужского костюма.

  • Женский погребальный костюм, Древняя Русь

    Материалы полевой документации раскопок погребальных памятников Верхневолжья X-XIII вв. содержат достаточно подробные описания и изображения погребений и дают широкие информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма древнерусского населения. Наибольшие возможности для реконструкции древнерусского костюма Верхневолжья дают материалы женских погребений, включающие большое количество привесок, бус, пуговиц и других застежек и украшений.

  • Траурная и погребальная одежда

    Погребальная одежда отличалась характером покроя, материалом, цветом способом изготовления. Часто считалось, что показывать ее посторонним людям большой грех.

    Одной из особенностей был обычай хоронить в одежде, в которой человек венчался (Лешуконский р-н, Архангельской области).

  • Свадебная одежда

    Свадьба обычно включала целый цикл обрядов, для большинства из которых характерна определенная обрядовая одежда. Сюда входила не только одежда жениха и невесты разная в зависимости от времени - то ли это сватовство, то ли венчание. Своя одежда была у свахи, свата, дружки.

    Венчальной рубахе придавали особое значение, она использовалась в ответственные моменты всей дальнейшей жизни человека вплоть до смерти. В верховьях Мезени женщина могла носить свою венчальную рубаху "истеленницу" до рождения первого ребенка, а потом, после смерти, в этой рубахе ее клали в гроб.

  • Особенности русского обрядового костюма

    В каждой местности и у каждого племени свои традиции, по всему ореолу расселения славянских племен: в постройке домов, в изготовлении оружия, национального костюма и прочее, прочее. И говорить об одной, обязательной для всех традиции, не приходится. Есть общий канон, но он говорит только об общих признаках и некоем общем начале, и все.

  • Одежда, употреблявшаяся в родильных обрядах

    Родившегося ребенка завертывали в рубаху отца, непосредственно с него снятую; "чтоб ребенок был здоров, не плакал, чтоб отец жалел его" (Каргопольский р-н, Архангельской области). Стирать ее не полагалось: "тогда смоется отцовская любовь" (Вологодская губ). Первое одевание рубашки обычно совпадало с крещением ребенка. На Севере крёстный отец - божат - готовил крестик или давал на него деньги, а крестная - божатка - приготовляла ему рубашку (Вологодская губ.).

  • Обрядовая сельскохозяйственная одежда

    Календарные праздники можно разделить на три периода: зимние, весенне-летние и летне-осенние, связанные с уборкой урожая.

    В Кадниковском уезде вологодской губернии на крещение девушки из окрестных деревень съезжались в с. Никольское. Наряд каждой состоял из нескольких рубашек. Нижняя была с двумя красными полосами, на нее надевали еще четыре или пять разукрашенных рубах, затем - сарафан и три или четыре передника, вышитых как рубашки. Сверху надевалась овчинная шубка, опушенная мехом. После иордани (водосвятия) девушки выстраивались возле церковной ограды, а одна из женщин раздвигала им полы шубок, показывала передники, рубашки, а женихи судили об умении невесты ткать, шить вышивать.

  • О выборе цвета обрядового костюма

    Прошло то время, когда на многолюдных праздниках основатели Московской Славянской Языческой Общины одевали белые славянские рубахи. Селидор для ратоборцев в славяно-горицкой борьбе даже ввел ношение белой льняной рубахи с вышитым на груди красным крестом-громовником, знаком Перуна.

  • Обрядовая одежда

    Обрядовая одежда использовалась при проведении семейных календарных и прочих обрядов.


    По своему крою и приемам шитья обрядовая одежда является наиболее древней. Она обычно отличается от праздничной и повседневной одежды орнаментом и цветовой гаммой, но не только этим. Некоторые вещи могли делать только в определенное время, например, накануне больших праздников.