• Что изучить - покрытосеменные

    Представители семейства Лютиковые, их общая характеристика, зна-чение.

    Порядок Маковые. Представители семейства Маковые, особенности сбора гербария его представителей.

    Характеристика представителей порядка Гвоздичные, семейств: Гвоз-дичные, Маревые.

  • Что изучить - гербарное дело

    Гербарий. Понятие о гербарном листе, гербарном экземпляре и гербар-ном сборе. Значение гербария для ботанической науки.

    Правила сбора растений в природе для гербария.

    Правила сушки растений для гербария.

    Правила монтировки гербария.

  • Что изучить - ботаническая география

    1. Общая характеристика ботанической географии, как науки. Разделы ботанической географии.

    2. Понятие об ареале. Типы ареалов. Формирование ареалов. Растения - эндемы и космополиты. Реликты.

    3. Понятие о флоре. Главнейшие элементы флоры России. Флористиче-ские области Земного шара.

    4. Задачи и методы экологии растений. Местообитание. Экосистема. Среда обитания организмов.

  • Составление гербария

    Главным правилом при составлении учебного гербария является запрет на коллекционирование редких и красивых растений. В учебный гербарий следует отбирать только наиболее распространенные (многичисленные) виды растений, при этом отбираемые экземпляры должны быть средними во всех отношениях: по размеру, окраске, форме и т.д.

  • Пример гербария - описание

    Термин "Гербарий" имеет и более узкий, и более широкий смысл. В узком смысле - это коллекция определенным образом обработанных и документированных засушенных растений. В более широком смысле - это научная лаборатория или научное учреждение, являющееся хранилищем гербарных коллекций и использующее их в своей работе. Цели и задачи гербариев в современной науке весьма многообразны. Гербарий - главная основа для работ по систематике растений. Гербарий документирует состав флоры той или иной территории, а также распространение (ареалы) отдельных таксонов. Гербарий используется для исследования морфологии растений, их экологической, географической и индивидуальной изменчивости.

  • Оценка экологического состояния лугов

    Данная работа является одной из наиболее сложных, поскольку предполагает определение множества видов траянистой растительности, а также кропотливую работу по расчету "экологических условий" данного растительного сообщества по ряду показателей (шкал), разработанных российским ученым агроботаником Раменским.

    Работа начинается в выбора подходящих растительных сообществ для исследования. Правильнее всего выбрать несколько типов лугов - суходольные, влажные, находящиеся на водоразделах и в пойме реки, с различной степенью антропогенной (пастбищной или сенокосной) нагрузки и т.п. Это позволит делать интересные выводы и сравнивать полученные результаты.

  • Оценка состояния лесов по асимметрии листьев

    Данное занятие посвящено исследованию стабильности развития как показателю экологического состояния территории. Сутью теории является то, что чем больше асимметрии наблюдается у организма, тем в более неблагоприятных (отклоненных от нормы) условиях данный организм развивался. Методика разработана учеными Калужского педагогического университета и предполагает изучение асимметрии листьев берез - бородавчатой и пушистой.

  • Описание флоры местности

    Данная исследовательская работа - одна из наиболее простых в технологическом плане. Ее цель - составить максимально более полный список видов растений, произрастающих в данной местности, желательно по основным растительным сообществам .

    При планировании исследования следует составить маршрут ботанической экскурсии таким образом, чтобы охватить всё разнообразие биотопов (растительных сообществ) своей местности: от темнохвойных лесов до лугов, от пониженных участков до водоразделов, от самых сухих местообитаний до самых влажных, от ранних стадий сукцессии до зрелых.

  • Изучение вертикальной структуры леса

    Данное исследование посвящено обучению школьников навыкам проведения полного геоботанического описания растительного сообщества на примере сложного многоярусного леса. Для проведения работы желательно выбрать лес с явным разделением на несколько ярусов древесной растительности, с развитым подростом, подлеском, кустарничковым и травяным ярусами.

  • Гербарий

    Это ботаническая коллекция засушенных растений, оформленная и снабженная этикетками. В переводе с латинского слово «гербарий» значит «травник». Однако в гербарии могут быть не только травы, но и листья деревьев, и цветы.

    Посмотрите весной на лесную поляну. Она покрыта сплошным ковром зелени, то здесь, то там яркие пятна цветов. А какое разнообразие травы составляет этот живой ковер! Пройдет месяц-другой, и многих из этих цветов и трав уже не будет. Зато появятся новые. А растения луга уже совершенно иные, чем на лесной поляне. На берегу реки или озера опять другие.