Изучение вертикальной структуры леса

Данное исследование посвящено обучению школьников навыкам проведения полного геоботанического описания растительного сообщества на примере сложного многоярусного леса. Для проведения работы желательно выбрать лес с явным разделением на несколько ярусов древесной растительности, с развитым подростом, подлеском, кустарничковым и травяным ярусами.

Первый этап работы - выбор и маркировка площадки для описания. В отличие от ряда предшествующих работ по ботанике, желательно разметить площадку для более наглядного визуального контроля ее окраин. Форма и размер площадки зависят от строения и густоты растительности, но как правило это квадрат со стороной от 20 до 50 метров.

Первый этап после разметки площадки - описание общих характеристик сообщества: его географического положения, положения в рельефе, особенностей окружающей территории.
Далее приступают к поярусному описанию растительности. Для каждого яруса в отдельности определяют видовой состав, высоту, диаметр стволов, возраст, высоту прикрепления и сомкнутость крон, а также формулу древостоя.

Основные измерения производят для всех типичных деревьев данного яруса, начиная с верхних и заканчивая подростом и подлеском. Особое внимание при описании уделяют молодому подросту, проросткам основных лесообразующих пород, которые важны для характеристики процесса возобновления леса..
Заключительным этапом является описание кустарничкового и травяного ярусов растительности.

По итогам описания растительности в лабораторных условиях составляются две схемы - вертикальной и горизонтальной структуры лесного сообщества. Высоту деревьев и сомкнутость крон изображают в масштабе, к схемам прилагают данные подробных описаний, а также полные списки видов растений, обнаруженных на площадке.