Оценка экологического состояния лесов по асимметрии листьев

Данное занятие посвящено исследованию стабильности развития как показателю экологического состояния территории. Сутью теории является то, что чем больше асимметрии наблюдается у организма, тем в более неблагоприятных (отклоненных от нормы) условиях данный организм развивался. Методика разработана учеными Калужского педагогического университета и предполагает изучение асимметрии листьев берез - бородавчатой и пушистой.

Работа начинается с вводного занятия по теории стабильности развития. Затем разрабатывается план полевой работы и намечаются площадки для проведения отбора проб. Для достижения наилучших результатов площадки следует закладывать либо равномерно по всей местности, либо по линии уменьшения предполагаемого отрицательного воздействия.

Методикой предусматривается сбор минимум 10 листьев с минимум 10 деревьев на одной пробной площадке, т.е. с одной площадки следует собрать не менее ста листьев. Собирают средние по размерам, не больные и не поврежденные листья с укороченных побегов с нижних ветвей взрослых деревьев.

Обработка материала в лабораторных условиях - наиболее трудоемкая и кропотливая часть работы. Для каждого листа делается по пять промеров с каждой его стороны - слева и справа от центральной жилки. Данные записывают в заранее заготовленную таблицу. По окончании измерений рассчитывается средняя величина асимметрии листьев для данной пробной площадки.

Результатом работы являются значения асимметрии листьев на различных площадках по мере удаления от потенциального источника загрязнения. Эти значения могут быть различными не только для разных площадок, но и отличаться от относительной "нормы", определенной авторами методики. Чем показатель асимметрии выше, тем хуже может быть экологическая ситуация.