Траурная одежда. Украшения

Германия 16 века

Траурный костюм обоих полов стал еще строже. Его цвет по прежнему остался черным. У женщин, впрочем, допускалась белая вуаль. В начале траура носили длинный черный плащ с капюшоном, который спускался на лицо, закрывая его почти полностью. Затем надевали менее длинный плащ с капюшоном, выкроенным так, что он закрывал нижнюю часть лица, а глаза и нос оставлял открытыми снаружи. И, наконец, такой же плащ, но без капюшона и шляпу.

В 1560 г. Матвей Шварц носил по богатому аугсбургскому негоцианту Антону Фуггеру траурный костюм, состоявший из длинного волочащегося плаща с высоким стоячим воротником, черного наглухо застегнутого камзола и высокой шляпы. Женщины тоже надевали длинный черный плащ и закрывали свое лицо вуалью. Если они заменяли вуаль повязкой, то обертывали ею голову до самых глаз и длинные ее концы, доходившие до земли, спереди распускали один возле другого.

Украшения

Украшения стали разнообразнее. К уже существовавшим вещам прибавились совершенно новые: поясные часы, небольшие зеркальца, флаконы и золотые коробочки для духов, которые подвешивали к поясу, разного рода медальоны, головные обручи с привесками и т. п. Но важнее было не столько увеличение числа этих вещей, сколько постоянно совершенствовавшееся их исполнение.

Каждый мастер старался изобрести что-нибудь новое и вполне соответствующее назначению вещи. Художники и живописцы тоже принимали участие в этих разработках. Составленные ими рисунки или проекты украшений они издавали в гравюрах, политипажах или отдельными листами, книгами, которыми могли пользоваться и руководствоваться менее способные мастера. В материале не было недостатка. Кроме вышеупомянутых вновь изобретенных вещей, пояса, шейные цепочки, ожерелья, аграфы, головные булавки, серьги, четки, кольца и перстни, ножницы, рукоятки кинжалов и мечей, а также всякого рода оправы предоставляли обширное поле для совершенствования изобретательности и искусства мастеров.