• Ранее типологические исследования прялок Заонежья не проводились, поэтому представляется полезным остановить внимание на некоторых особенностях их формообразования. В данном сообщении мы использовали наблюдения, полученные в ходе исследования совокупности прялок Карелии. Особенности прялок были зафиксированы по системе классифицированных признаков; полученные данные картографировались [001]. Результаты исследования позволили сделать некоторые заключения, представленные на двух предыдущих Рябининских конференциях [002]. Поскольку данное сообщение опирается на эти выводы, напомним их суть, уделив особое внимание характеристикам формы.

  • Украшение прялок цветом и рисунком – явление относительно позднее и на территории Карелии вошло в широкий обиход во второй половине XIX века041. Наблюдения показывают, что часто этот декоративный прием воспринимался как лучший способ обновить изношенную поверхность: значительное число известных нам южно-карельских прялок окрашено, а затем и расписано, поверх орнаментальной резьбы. Окрашивание и роспись в большинстве случаев выполнены масляными красками.

  • МурзилкаМурзилка - книги Архив Мурзилки, а также коллекционные блокноты от ТриМаг.ozon.ruВолк и семеро козлятЯркие, занимательные и остроумные рисунки Юрия Алексеевича Васнецова. Серия книг Жили-были, Акварель.my-shop.ru
  • Традиционные приемы украшения прялок – резьба и роспись, однако встречались и другие способы сделать прялку нарядной. Так, экспедиции зафиксировали бытование прялок, выкрашенных в черный цвет и инкрустированных соломкой019. Практически полностью отсутствуют прялки с «затеями» в виде зеркалец, наклеенных картинок и пр. На единичных прялках можно встретить надписи. Это, как правило, инициалы, начертанные краской.

  • Высота прялок из юго-западных районов Карелии не превышает метра и, чаще всего, лежит в пределах 80–90 см, ширина лопасок в среднем равна 9-11 см. В коллекции есть три прялки, которые по размерам можно отнести к детским013. Все прялки имеют стойку, на которой пластичной порезкой выделены лопаска и ножка. Это деление не имеет утилитарного значения, но постоянство и самого факта деления, и, для разных местностей формы образованных им частей, свидетельствует о семиотической значимости явления.

  • Прялки юго-запада Карелии отличаются стойким конструктивным единообразием. Все они относятся к прялкам, которые предназначены для прядения сидя, с жестким соединением вертикальной стойки и горизонтального донца. Для изготовления прялки выбиралась комлевая часть ствола дерева с остатком корневища. Такие прялки мы будем называть цельными, в отличие от составных, которые с помощью столярных приемов собирались из двух или трех деталей. В фондах музея есть две прялки, которые стали составными (двухчастными) после ремонта.

  • В 2000-2003 годах автором данной статьи были предприняты попытки определения особенностей бытования прялок, выявления общих и локальных закономерностей в характере изменения их облика. Результаты исследований представлены в ряде публикаций001 . Для исследований использовались данные о более, чем пятистах экземплярах, хранящихся в фондах музеев Карелии или зафиксированных во время полевых работ. Однако объемы публикаций не позволили описать фактологическую базу, которой мы располагали.

  • Прялка – одно из самых многоаспектных явлений народной культуры. Она – участник древнейшего технологического процесса, непременный атрибут женского нормативного уклада жизни, образец народных художественно-эстетических представлений. Экспрессия и художественная выразительность облика прялки не имеют себе равных среди других предметов крестьянского быта. Ее семиотический статус – один из самых значительных. Художественный феномен прялок карел и вепсов достаточно часто вызывал интерес исследователей, однако прялки русского населения, — и в частности заонежские прялки, — остались за пределами их внимания.

  • Формы северных прялок развивались на основе простой и удобной конструкции, состоящей из вертикальной доски - "лопаски", к которой привязывалась кудель, и горизонтальной доски - "донца", на котором сидела пряха.

    Лесные богатства Карелии позволяли изготовлять прялку целиком из одного куска дерева. Лопаска вырезалась из ствола, а донце - из корневища, расположенного перпендикулярно к стволу. Такие прялки назывались "коренухами". К середине XIX века в Карелии получают распространение и прялки - "точенки", ножки которых вытачивались на токарном станке.

  • Городецкие прялочные донца, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом. Нижегородские прялки состояли из двух частей: донца с копылком или "головкой" и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.

  • Характерный образец корневых, вырезанных, из единого массива дерева, прялок Пудожья: широкое донце, массивная, крупных размеров прямоугольная лопасть с навершием, низкая ножка. Украшена росписью в виде цветущего дерева - "древа жизни". В этом мотиве выражено представление народного мастера о жизни, о ее вечности, о плодородии, благополучии, счастье. Эти представления - основа космогонического строя произведений народного искусства.