admin

История костюма Восточной Европы и России. Пояснительная записка

Составитель: д.и.н., профессор С.А. Яценко (Москва, Росс. гос. гуманитарный ун-т, январь 2009 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный учебный курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по специальности «Культурология». Он предполагает овладение студентами современными представлениями об основных функциях костюма в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществе, о механизмах развития костюма в культурах различных типов; понимание объема и специфики предмета истории костюма. Освоение курса способствует; пониманию роли костюма как историко-культурного явления в исследовании современных социокультурных процессов и освоению подходов и методов изучения истории костюма и теоретической костюмологии. Структура курса построена по проблемному принципу. История костюма Восточной Европы и России изучается в учебном курсе на фоне общекультурных процессов и в связи с другими важнейшими элементами культуры (этническое и сословное самосознание, эстетические идеалы, культурная преемственность и др.), с учетом географического фактора, региональных особенностей, инокультурных влияний и внутренней логики развития конкретной культуры. Достаточно равномерно характеризуются основные элементы костюмного комплекса, как связанные непосредственно с жизнеобеспечением человека, так и являющиеся показателями этнического, территориального, сословного, половозрастного статуса его хозяина или отражающие индивидуальные вкусы и возможности носителя и исполнителя. Изучение истории костюма России предполагает детальный критический анализ различных видов источников, сопоставительный анализ по иллюстративному материалу, проблемные вопросы. В связи с малодоступностью многих, преимущественно старых и малотиражных важных изданий по костюму, с частью работ учащиеся знакомятся в ходе лекционных занятий.

История костюма изучается в учебном курсе на фоне общекультурных процессов и в связи с другими ее важнейшими элементами (этническое и сословное самосознание, эстетические идеалы, культурная преемственность и др.). Достаточно равномерно характеризуются основные элементы костюмного комплекса, как связанные непосредственно с жизнеобеспечением человека, так и являющиеся показателями этнического, территориального, сословного, поло-возрастного статуса его хозяина или отражающие индивидуальные вкусы и возможности носителя и исполнителя. Изучение истории костюма Восточной Европы и России детальный критический анализ различных видов источников, сопоставительный анализ по иллюстративному материалу, проблемные вопросы.

Предметом курса является костюм представителей крупных языковых групп Восточной Европы, российских Северного Кавказа и Сибири в его исторической динамике, которая во многом определялась местными природными условиями, своеобразием конкретных этносов, их социального устройства, религии и культурных связей, исторически сложившимся бытом и обрядностью. Хронологические рамки - от предгосударственного периода до конца ХХ века.

Цель курса - на основе панорамы костюмных комплексов наиболее ярких и разнообразных в этом отношении локальных и этнографических групп русского народа, многонациональных районов России продемонстрировать студентам внутренние закономерности и внешние факторы их развития, складывание относительно устойчивых костюмных комплексов и механизм дальнейшего воздействия на них европейской моды, выявить взаимосвязи костюма с другими сферами культуры. Задачи курса: дать представление об особенностях костюма как сферы культуры, его основных функциях; показать основные периоды значимых изменений в нем; проследить диалектику развития и преемственности в костюме, составить у студента целостное, разностороннее представление о нем и ознакомить с современными методами его изучения в отечественной и зарубежной науке; овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников.

В результате изучения курса студенты должны знать:

  • механизмы развития основных компонентов традиционного и современного костюма; получить представление о сущности костюмной моды в различные периоды, о причинах известной унификации современной одежды, о влиянии бытовых условий, менталитета и культурной ориентации народа и его отдельных групп;

  • костюмные реалии народов Восточной Европы различных периодов;

  • получить представления о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.

В результате изучения спецкурса студенты должны получить представление о функциях костюма в традиционной и современной культуре, о специфике костюмного комплекса этноса (в том числе - о влиянии менталитета и культурной ориентации) и отдельных социальных групп, о механизме изменений костюма в традиционных и индустриальных обществах, о сущности костюмной моды в различные периоды, о символике основных костюмных элементов, о причинах известной унификации современной одежды, а также о методах научного исследования костюма. Студент должен уметь самостоятельно определить характерные черты костюмных комплексов крупных языковых групп Восточной Европы и России от древности до этнографической современности.

По окончании курса студенты должны быть способны:

  • анализировать содержание основных понятий и уметь корректно их использовать, ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике истории и символики костюма народов Восточной Европы и России;

  • разбираться в изменении содержания основных элементов костюма, его функциях, ориентироваться в научных подходах к его изучению в XIX-XXI вв.;

  • оценивать влияние природных условий и инокультурных соседей на костюм различных регионов и этносов, его социальную специфику.

Общий объем курса: 34 часа. Лекционный курс – 24 часа, семинарские занятия – 10 часов.

Итоговая форма контроля – письменная работа.

Система текущего и итогового контроля знаний студентов

  • № п/п; Формы контроля; Семестр; Дата; Количество баллов*
  • ; Письменная работа на знание терминологии; II; апрель; 15 баллов
  • ; Письменная работа по теоретической проблематике курса; II; май; 15 баллов
  • ; Письменная итоговая аттестация по проблемам лекционного и семинарского курсов; II; июнь; 45 баллов
  • ; Экзамен; II; Июнь; 100 баллов**


Примечание

** 60 -75 баллов соответствуют оценке «удовлетворительно», 76-90 баллов – оценке «хорошо», 91-100 баллов – оценке «отлично».

Методические указания для подготовки письменных работ

Для получения максимального количества баллов (15 баллов) за каждую межсессионную письменную работу необходимо, используя материалы лекционного курса и семинарских занятий, а также тексты источников и научную литературу из рекомендуемого списка, сосредоточить основное внимание на знании специфики костюмных комплексов отдельных народов России в различные периоды, механизмов их эволюции, анализе многообразного содержания базовых понятий. Письменная итоговая работа (максимальное количество баллов – 45) требует от студентов не только хорошего, глубокого знания проблематики курса и текстов рекомендованных источников и литературы, но и умения самостоятельно представить выбранную тему (одну из четырех, которые преподаватель отобрал для письменной работы из примерного перечня) в целостном, системном виде, последовательно раскрывая ее основные аспекты, и с соответствующим ссылками на степень научной изученности проблемы.