• Cокращения

    IMKU (ИМКУ) - Известия материальной культуры Узбекистана. Ташкент

    Izv. Yu. ONII (Изв. ЮОНИИ) - Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института

    KSIÉ (КСИЭ) - Краткие сообщения Института этнографии Академии наук СССР. Москва

    MIA (МИА) - Материалы и исследования по археологии СССР. Москва

  • Рисунки

    Рисунки (plates)

    1 - фигуры 15, 16, 29, 42; 2 - фигура 39; 3 - фигура 28; 4 - зал III; 5 - фигуры 6, 19, 26; 6 - фигуры 5, 18; 7 - фигуры 5, 6; 8 - фигура 19; 9 - многие фигуры; 10 - фигура 18; 11 - фигура 19; 12 - фигуры 5, 18, 28, 42; 13 - фигуры 19 (нижняя одежда), 26, 27; 14 - фигуры 5, 18; 15 - фигуры 26, 28, 39; 16 - фигуры 16, 39, 41; 17 - фигура 6; 18 - фигура 42; 19, 20 - фигура 6; 21 - фигура 28; 22 - фигура 18, (42 ?); 23 - зал III.

  • Литература

    Литература к статье данного раздела сайта.

    Agadzanov S.G., 1980. (Агаджанов С.Г.). Брачные и свадебные обряды огузов Средней Азии и Казахстана в IX-XIII вв.// Страны и народы Востока, вып. 22, М.

    Ahunbabaev H., 1990. (Ахунбабаев Х.). Дворец ихшидов Согда третьей четверти VII в.н.э. на Афрасиабе.// Культура древнего и средневекового Согда. Тезисы докладов советско-французского коллоквиума. Ташкент.

  • Некоторые условности в афрасиабских росписях

    Одной из них можно считать желание художника объединить персонажи в группы с количеством, кратным 5 (на западной стене - 5 китайских послов в ряд, за ними - 5 иноземных послов правее согдийца-переводчика - фигуры 20; 5 сидящих на ковре тюркских чиновников в сохранившемся нижнем ряду правой группы; на северной стене - 5 охотящихся китайцев. 10 хотанских дам в лодке; на южной стене в чаганианском посольстве - 5 женщин впереди и 5 мужчин позади).

  • Датировка посольств и обстоятельства их прибытия в Самарканд

    В начале 90-ых годов М. Моде предпринял очень интересную и важную попытку доказать в специальной монографии, что на западной, северной и южной стенах зала 23/1 изображена взаимосвязанная в деталях композиция, связанная с реальными событиями, которые можно датировать точно - 648 г.н.э. (Mode, 1993).

  • Невеста из Хотана и ее женская свита

    Внимание исследователей часто привлекало изображение лодки на северной стене с 10 находящимися в ней женщинами (фигуры 11-20). “Сцена в лодке” трактовалась совершенно по-разному. Для изображенных характерна довольно жесткая иерархия, выраженная их местом в композиции и деталями костюма.

  • Корейцы и китайцы

    Два корейских чиновника стоят позади чачских послов на периферии композиции западной стены (персонажи 24-25). К ним не проявлено особого внимания со стороны официальных лиц Согда, и они не несут с собой никаких даров. Характер этого посольства остается во многом загадочным (см. ниже). Послы одеты в желтые короткие (выше колен) распашные кафтаны “чогори”, широкие и с широкими рукавами (что характерно для знати) и широкие шаровары “пади”, стянутые внизу шнурком.

  • Полихромные шелковые сюжетные ткани в костюме различных этносов

    Это продолжение статьи, начало смотрите в предыдущих статьях данного раздела.

    Вероятная сасанидская принадлежность большинства из них и особенности их использования чаганианцами и согдийцами отмечались выше.

    Существуют ли иные закономерности их распределения у персонажей с росписей Афрасиаба? Прежде всего замечу, что у представителя каждого этноса (согдийцев и чаганианцев) в каждой из сцен (на южной и западной стене) орнамент основного фона таких тканей никогда не повторяется.

  • Тюркизация костюма и наборные пояса согдийцев и чаганианцев

    Это продолжение статьи, начало смотрите в предыдущих статьях данного раздела.

    Два последних народа до середины VII в. входили в состав единого Тюркского каганата, а затем - в состав Западнотюркского (Он Ок Эли) и его осколков. Влияние тюркской моды (а конкретнее - пяти южных племен Каганата - нушиби) породило сходные явления в мужской одежде на этой территории: распространение определенного типа кожаных сапог, стандартизацию длины подола плечевой одежды, ношение в ряде случаев знатью кос (см. на южной стене фигура 12, на западной стене фигуры 21-23), а также использование поясов с определенными типами накладных бляшек, пряжек и известным набором подвешиваемых к поясам аксессуаров.

  • Жители чача

    Это продолжение статьи, начало смотрите в предыдущих статьях данного раздела.

    Посольство Чача (упомянуто в большой согдийской надписи на западной стене) изображено в составе трех человек. К сожалению, фигуры их в средней части очень плохой сохранности.

    Головы мужчин украшают кожаные (?) ленты-диадемы с одной (а у руководителя - чачского дапирпата - тремя) золотыми бляшками розетками (Рис. 3, 15). Диадема-лента с 3 подобными розетками известна в костюме знати иранских народов юга Средней Азии с античного времени. В I-II вв.н.э. она отмечена на изображении богини из Дальверзин-тепе (Les tresors..., 1978, рис. 28), в раннесредневековом Согде - на терракотах с изображением крылатого божества (Мешкерис, 1989, с. 230; рис. 125, 1).