admin

Исследование золотных нитей первых веков нашей эры


Крупа Т.Н., Крышталь А.П. (публикуется с разрешения автора Т.Крупы).
Исследование золотных нитей первых веков нашей эры.


Предмет исследования.


Рис.1 - Фрагмент золотного шитья из склепа 612, погребение 1.

Золотная нить из раскопок С.Ф. Стржелецкого, склеп на Девичей горе (Херсонес) 1.
Золотная нить из раскопок Усть-Альминского могильника – мужское погребение в склепе 620 (погр.2) 2.
Золотная нить из раскопок Усть-Альминского могильника – женское погребение в склепе 612 3.


Рис.2 - Фрагмент золотной нити из склепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 20 раз).

Визуальные исследования.
Золотная нить имеется в Усть-Альминском некрополе в мужском погребении (склеп 620 (погр.2)) и женском погребении склепа 612 (Рис.1).

Визуально нити в разрезе имеют чотирехгранную структуру: металлическая бить (сплав золота и серебра) была навита на органическую основу 4.

Если золотная нить представленна очень маленькими фрагментами и трудно судить об ее использовании (скорее всего, это было шитье), то об использовании золотной нити из склепа 612 можно судить с полной уверенностью. Это – остатки золотного шитья. Сохранившиеся размеры: длина шитья – около 1,4 см, ширина – около 0,3 см. Шаг золотного шитья – около 0,01 см.
Мы можем с полной уверенностью судить и о технике шитья. Сохранившийся фрагмент шитья представляет фрагмент простого шитья «в прикреп». Такой вид шитья выполняется двумя нитями. Специальная шпулька (возможно, простая деревяная палочка) с намотанной золотной нитью находилась все время на лицевой стороне изделия, в то время как иголка с нитью-прикрепы – проходила на


Рис.3 – Поверхность золотной нити из склепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 2500 раз).

прокол с изнаночной стороны шитья на лицевую, перехватывала золотную нить и снова выводилась на изнаночную сторону. Така техника – одна из самых известных техник вне зависимости от эпохи. В умелых руках вышивальщика применение ее позволяло получать причудливые узоры шитья. Наше, судя по сохраненному фрагменту, шилось плотной «змейкой» с прикрепами в двух местах ограничивающих ширину стежка золотного шитья.
Как показали микрохимические аналитические исследования, обе золотные нити – это сплав золота и серебра. Но они имеют разное содержание металлов – разное. В нитях из склепа 620 преобладает серебро, а в нитях их склепа 612 - больше золота. Все нити в своем составе имеют примеси меди.
Альминские золотные нити – полный аналог золотным нитям из склепа на Девичьей горе в Херсонесе. Херсонесская нить входила в состав тканой парчи, о что свидетельствуют следы на металле, расположенные в определенном порядке, которые остались от переплетения нитей основы и утка.


Рис.4 – Внутренняя поверхность золотной нити из слепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 1500 раз). На изгибе нити хорошо видны остатки сильно деструктированной органики, природу происхождения которой установить не удалось.


Метод исследования: РЭМ Jeol 840.
В наш век быстро развивающихся технологий исследователи должны наблюдать, анализировать и корректно объяснять явления, происходящие на микронном и субмикронном уровнях. Сканирующий электронный микроскоп – мощный инструмент позволяющий наблюдать и исследовать поверхности материалов на таком уровне. Основное отличие электронного микроскопа от оптического состоит в использовании электронного пучка - вместо света, и соответственно, электромагнитных линз - вместо оптических. Поскольку длина волны электронов используемая в электронных микроскопах составляет порядка 0,01нм, то такие микроскопы имеют более высокое разрешение, глубину резкости и позволяют получать большие увеличения по сравнению с оптическими микроскопами. В растровом микроскопе (РЭМ) изображение формируется путем сканирования


Рис.5 – Внешняя поверхность золотной нити из слепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 430 раз). На изгибе нити хорошо видны остатки сильно деструктированной органики, природу происхождения которой установить не удалось.

фокусированного электронного пучка по поверхности. Процессы взаимодействия электронов с поверхностью образца включают образование вторичных, отраженных и оже электронов, а также характеристического рентгеновского излучения и фотонов различных энергий. Эти сигналы используются для исследования характеристик образца, например, состава, топографии поверхности, кристаллографии и т.д.
В настоящей работе проведено исследование морфологии поверхности золотных нитей с помощью растрового электронного микроскопа Jeol 840. Данный микроскоп позволяет получать увеличенное изображение поверхности образца с разрешением до 4 нм во вторичных электронах. Микроскоп сопряжен с персональным компьютером IBM PC, что позволяет с помощью оригинального программного обеспечения сохранять изображения в цифровом виде. Поскольку одно из требований электронной микроскопии – это наличие проводимости образца, что не всегда выполняется для археологических образцов, то на такие образцы путем термического напыления в стандартной вакуумной установке ВУП-5М наносилась тонкая пленка меди. Толщина пленки составляла порядка 30нм, что с одной стороны обеспечивало проводимость поверхности образца, а с другой не скрывало ее детали.


Рис.6 – Внутренняя фактурная поверхность золотной нити из слепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 2000 раз).

В работе было использованно увеличение от 20 до 6000 раз.

Результаты исследования: РЭМ Jeol 840.
Полученные результаты – промежуточны.
В настоящее время нам удалось определить некоторые линейные размеры сохранившегося образца из склепа 612. Например, толщина раскатаной металлической бити (фольги) около 1,5 – 2,5 микрона (Рис.7). Прослеживаются технологические особенности изготовления нити: она имеет Z-крутку и является нитью первого порядка (Рис.2), хорошо видны витки навивки металла на органическую основу (Рис.4, 5). А наличие органической основы хорошо прослеживается в херсонесской нити (Рис.11). Отметим, что угол прядения этой основы, напрвление крутки – совпадает с аналогичными параметрами прядения металлической бити. Примерный угол прядения наших золотных нитей – около 45 градусов.


Рис.7 – Внешняя поверхность золотной нити из слепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 300 раз). Хорошо видна толщина раскатки металла, которую (даже визуально) можно соотнести с масштабом съемки в 100 микрон.

Особенно интересным является возможность рассмотреть деструкцию нити и металла. Как видно, металл в массе своей однороден, однако на его поверхности существуют различные элементы коррозии примесей (Рис.3, 10). Результаты полностью подтверждают ранее полученные выводы, достигнутые методом аналической химии, о преобладании в сплаве нитей золота. Таким образом, видимая основная поверхность нити – золото, а видимые продукты коррозии – соли лигатур.
Электронный микросокоп позволил нам увидеть и внутреннюю поверхность золотной нити (Рис.6, 9). Как хорошо видно на фото, внутренняя поверхность имеет определенное микроструктурирование, что может косвенно указывать, что раскатка металлической бити (тонкой полоски фольги, которая применялась для изготовления золотной нити) производилась на не ровной поверхности, имеющей характерную пористость. Если сравнить внутреннюю (Рис.6) и внешнюю (Рис.3) стороны золотной нити, то можно утверждать, что лицевая сторона, после раскатки, могла подвергаться тщательному разглаживанию или даже полировке: как видим (Рис.3) лицевая сторона бити имеет микротрещины, следи коррозии, но не имеет микроструктурирования, характерного для внутренней стороны. Отметим, что разность полученных изображений внутренней и внешней поверхности бити не определяется (по нашему убеждению) применяемым микроскопом увеличением.


Рис.8 – Золотная нить первых веков нашей эры из Херсонеса Таврического под электронным микроскопом (увеличение в 100 раз).

Идентичная картина наблюдается, например, если внутреннюю поверхность снять и при большем увеличении (сравнить рис. 6 и рис. 9). Да и это, по нашему убеждению, вполне оправдано: готовая золотная нить в последующем будет применяться для изготовления парадной одежды. Поэтому все технологические компоненты такой одежды (в т.ч. и золотная нить) должна соответствоать высокому стандарту. Гладкая (полированная) поверхность металла позволяет усилить его блеск, а, значит, - способствовать дополнительной пышности и нарядности готового изделия.
Альминские нити фактически по всем технологическим параметрам идентичны золотной нити римского времени из Херсонеса (Рис.8). Например, для херсонесской нити характерны следующие параметры: толщина раскатаной металлической бити (фольги) около 1,8 микрона; она имеет S-крутку и является нитью первого порядка, хорошо видны витки навивки металла на органическую основу 5. Разница в крутке, по нашему мнению, не играет серьезной роли для, т.к. она зависит от личного выбора мастера или от того, какой рукой он работал.


Рис.9 – Внутренняя фактурная поверхность золотной нити из слепа 612 под электронным микроскопом (увеличение в 4000 раз).

До сегодняшнего времени исторической науке были известны только образцы золотних нитей из Соколиной Могилы (I ст. н .е.) 6.
Можно предположить, что и золотное шитье из склепа 612, выполненное в технике в прикреп, - восточносредиземноморского (константинопольского) производства - центром производства подобных нитей, по мнению исследователей, был Кипр 7. Однако для полного утверждения – необходимы дополнительные исследования и накопление статистического материала.
Все имеющиеся золотные нити являются непосредственным декором одежды. Такой декор использовался в мужском костюме римского времени: Светоний, описывая триумф Клавдия, говорит, что Марк Красс был одет в тунику, расшитую пальмовыми ветками 8. Об использовании золотных нитей для золотного тканья в период


Рис.10 – Поверхность золотной нити из Херсонеса под электронным микроскопом (увеличение в 2000 раз).

Римской империи указывает и Тацит: Агриппина одела хламиду, полностью сотканную из золотых нитей 9. А Апулей говорит о плаще, затканном мерцающими звездами 10. Если нить из раскопок С.Ф. Стржелецкого в Херсонесе входила в состав тканной парчи, а по свидетельствам А.Е. Пуздровского, Ю.П. Зайцева и И.И. Лободы, в Усть-альминском склепе 612 одежда женщины была расшита золотными нитями 11, в мужском погребении склепа 620 – мужчина имел шелковую рубаху с золотным декором. Думаем, что наявный аналогичный материал из раскопок Усть-Альминского могильника – отголоски такой моды, дошедшие как и до Херсонеса, так и через него – к местной знати римского времени, но в гораздо меньших масштабах, чем это было в столице империи - Риме.
К сожалению, мы не можем судить о самом орнаменте, вполненый золотными нитями. На одном из сохранившихся фрагментов археологического текстиля П в. до н.э. представлен тканный орнамент, выполненный контрастными нитями. Орнамент: растительно-эклектичный 12. Иногда тканный орнамент просто представлял собой параллельные контрастные линии, как на ткани I в. н.э. из собраний Эрмитажа 13. Вполне возможно, что в нашем случае мог быть аналогичный декор.
Как известно, секрет изготовления таких нитей – утрачен. Поэтому в настоящее время очень важно всестороннее рассмотрение технологических особенностей их изготовления. Надеемся, дальнейшие исследования и накопление результатов исследования новых аналогичных образцов помогут изучить этот вопрос как инструментально, так и эксперементально.


Рис.11 – Золотная нить из Херсонеса со следами сильно деструктированной основы под электронным микроскопом (увеличение в 27 раз).


1.НЗХТ. Инв. № 36263.
2. Хочу выразить искреннюю признательность своим коллегам А. Пуздровскому и Ю. Зайцеву за предоставленную возможность работы с этим материалом.
3. Хочу выразить искреннюю признательность своим коллегам А. Пуздровскому и Ю. Зайцеву за предоставленную возможность работы с этим материалом.
4. Крупа Т.М. Застосування методів природничих наук при дослідженні археологічного текстиля IV ст. до н.е. - IV в.н.е. (на прикладі матеріалів Криму) // Археологія. - 2000. - № 3. - С.112 – 122.
5. Кришталь А.П., Крупа Т.Н. Применение растровой электронной микроскопии в исследовании золотной нити начала нашей эры из раскопок Херсонеса Таврического// Иресихона. Античный мир и его наследие/ Под ред. Н.Н. Болгова. - Вып. 3. – Белгород. - 2006. – С.127 - 129.
6. Елкина А.К. О тканях и золотном шитье из Соколовой Могилы // Ковпаненко Г.Т. Сарматское погребение I в.н .э. на Южном Буге…– С.132 – 135; Голиков В.П. Исследование золотных нитей шитья // Ковпаненко Г.Т. Сарматское погребение I в.н .э. на Южном Буге. - К. - 1986. – С.136 - 139.
7. Елкина А.К. О тканях и золотном шитье из Соколовой Могилы // Ковпаненко Г.Т. Сарматское погребение I в.н .э. на Южном Буге. - К. - 1986. – С.132.
8. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Клавдий, 17.
9. Тацит. Анналы. ХП, 56.
10. Апулей. Метаморфозы. XI, 4.
11. Пуздровский А.Е., Зайцев Ю.П., Лобода И.И. Погребения сарматской знати I в. н .э. на Усть-Альминском некрополе (по материалам раскопок 199бг) // Херсонес в античном мире. Историко-археологический аспект (Тезисы докладов). Севастополь. - 1997. – С.99.
12. Семенович Н.Н. Реставрация музейных тканей// Реставрация и исследование художественных памятников. - М. - 1955. - Рис.59.
13. Семенович Н. Н. Реставрация музейных тканей: теория и технология. - Л. - 1961. - Рис.38 - 39.

Крупа Т.М., Кришталь О.П.
Дослідження золотних ниток перших століть нашої ери.

Стаття присвячена дослідженню золотих ниток почала перших століть нашої ери з розкопок в Криму.

Krupa T.N., Kryshtal A.P.
Research of gold filaments of the first centuries of our era.


The article is devoted to research of gold filaments began the first centuries of our era from
excavations in Crimea.

Источник - www.formuseum.info/2007/03/24/krupa_tn_kryshtal_ap.html