admin

Резерв и фон


Очень интересные работы можно получить, используя только бесцветный резерв и один краситель. Рисунок наносят резервом, в некоторых местах линии должны сгущаться, в других - расходиться. Сам рисунок может напоминать гравюру или кружевное полотно. А возможно, будет изображено несколько изящных веточек и порхающая бабочка, как на (рис.77).

После высыхания резерва ткань закрашивают красителем нейтрального, но не черного цвета - он очень резок. Лучше использовать сложные смешанные цвета, например красно-коричневый, коричнево-фиолетовый, умбру (зеленовато-серый). Самое интересное место работы, например бабочку, можно оттенить другим цветом.
Белый контур можно сделать разноцветным. Для этого сначала на ткань наносят в нужных местах цветные пятна.

Например, рисуя букет роз, располагают розовые и красные пятна на месте будущих цветов, зеленые - на месте листьев и т.д. Подготавливая эскиз, учитывают специфику техники и прорисовывают все изгибы лепестков, прожилки листьев, мелкие складки драпировок, превращая рисунок в сплошную вязь линий. Ритмическое чередование групп густонанесенных и разреженных линий и составляет основу композиции.
Для создания эскизов можно использовать работы художников рубежа XIX-XX веков, особенно тех, кто использовал четкий контур. Например, Ивана Билибина и чешского художника-плакатиста Альфонса Мухи. В иллюстрациях И. Билибина к сказкам следует обратить внимание не на самих сказочных героев, а на фон - леса, луга, морские волны, корабли, города, полные теремов и храмов. По-разному компонуя и интерпретируя такие элементы, можно создать самостоятельную работу.


Альфонс Муха, как правило, изображал женщин с причудливо извивающимися локонами, окутанных цветочными гирляндами или колосьями. Работы этого художника часто используют при создании винных этикеток, но от мелкого масштаба они проигрывают. Художники, занимающиеся росписью тканей, отмечают, что работы Альфонса Мухи словно специально созданы для воплощения их в технике холодного батика. Каждый фрагмент рисунка обведен контуром - остается только перевести его на ткань и расписать.


Рисуя бесцветным резервом по цветному фону, можно «спасти» безнадежно испорченную работу, на которой краски растеклись и смешались так сильно, что уже невозможно угадать первоначальный замысел. В этом случае стоит присмотреться, на что похоже пятно, и превратить его в сказочный замок или жар-птицу.