admin

От БАБОЧЕК до БУХМУСЛИНОВОГО

БАБОЧКИ — серьги из жемчуга, бисера, рубленого перла­ мутра, металла. Они представляли собой метал­ лический стержень с двумя лопастями по сторо­ нам из бисера, жемчуга, пер­ ламутра, низанного на кон­ ский волос или тонкую про­ волочку, и прикрепленной к концу стержня металличе­ ской каплевидной подвески, оплетенной сеткой из жем­ чуга. Боковые лопасти серег напоминали крылья бабочки.

Бабочки были самым распро­ страненным типом серег на русском севере. Их надевали с праздничным костюмом, состоявшим из ру­ бахи, шелкового, парчового, бархатного сарафа­ на, нарядной душегреи, венца или кокошника, украшенных жемчугом, бисером. Размер сере­ жек и материал, из которого они были сделаны (жемчуг или бисер), зависел от благосостояния крестьянки.


БОКАРИ — мужские и женские сапоги из оленьих камысов на кожаной подошве, а также чулки из сукна. Термин был распространен в Енисейской губер­ нии в середине XIX века.


БАКАРЫ — ЛАПТИ (см.) из лыка.


БАЛАХОН — женская и мужская верхняя одежда. В XVIII — начале XIX века была известна в север­ ных и западных губерниях Европейской России, местами в Сибири. В Южной России балахоны встречались редко. Изготавливались из рядна, хряща, саржи, изредка пониточины.

Балахоны чаще всего имели туникообразный по­ крой: их шили из перегнутого по утку полотнища ткани, разрезанного спереди, между спинкой и полами вшивали клинья. Рукава балахона были прямые, ворот с воротником или без воротника.

Балахон запахивался справа налево и подпоясы­ вался спереди кушаком, тесьмой, веревкой та­ ким образом, что концы не свисали, а затыкались справа и слева за кушак.

На большей части территории своего бытования балахон использовался главным образом как ра­ бочая одежда. Летом его носили поверх основ­ ного костюма, осенью и зимой — поверх каф­ тана, полушубка и другой верхней одежды при выполнении различных работ и в ненастье. В некоторых деревнях Смоленской губернии бала­ хон являлся будничной, а иногда и праздничной одеждой стариков. В нем их обычно и хоронили.

В деревнях, расположенных в верховьях рек Оки и Десны, балахон использовался как похоронная одежда стариков.

Обычно он шился с большим воротником, кото­ рый, по поверью, должен был закрывать голову умершего от углей, которые на него будут сыпаться на том свете.


БАНТЫ (МАХРЫ) — девичий головной убор в виде по­ лосы позумента или шелковой ленты, заложен­ ной в складку, бантами. К краю ленты пришива­ лась бахрома из цветного гаруса — махры — или селезневые перышки. На складочки ленты пришивались блестки, иногда красивые пуговицы.

Банты накладывались на лоб и завязывались на затылке тесемкой. Разноцветные ленты спускались по спине до середины лопаток. Головной убор был известен в Рязанской, Тульской, Калужской губерниях. Под этим же названием известно украшение в виде завязывавшейся бантом шелковой ленты с рисунком или широкой полосы кумача, штофного шелка, прикалывавшихся или пришивавшихся в северных и центральных губерниях России к девичьим головным уборам так, чтобы длинные концы спускались на спину.


БАРЕТКИ (БОСОВИКИ) — мужская летняя обувь из кожи, типа глубоких калош, а также любая легкая обувь. Термин применительно к обуви такого типа был известен в XIX веке в Костромской губернии.


БАРЛОВА — мужской головной убор из осенних шкур домашних и диких коз, сохатых, волков, так называемых барловых шкур. Головной убор шился в виде круглой шапки с невысоким околышем, без ушей.

Барлову носили зимой в будни и праздники кре­ стьяне Енисейской губернии.

Термин применительно к головному убору такого рода был известен с XVIII века.


БАРЛОВИКИ — мужские сапоги из оленьего меха на кожаной подошве. Термин зафиксирован в Тобольской губернии с середины XIX века.


БАРХАТКА — головной убор замужних женщин типа кокошника из красного штофа или бархата на хол­ щовой или ситцевой подкладке.

Она изготавливалась в виде жесткой шапочки с круглым верхом и зауженным к затылку околы­ шем, плотно закрывавшей волосы. Головной убор украшался рас­ тительным орнамен­ том, выполненным золотными нитками.

Бархатку носили молодые замужние женщины по боль­ шим праздникам на севере Европейской России — в Архан­ гельской, Вологод­ ской губерниях — вплоть до конца XIX
Бархатка века.


БАРХАТНИК — под этим названием существовало два раз­ личных вида одежды.

1. Головной убор замужних женщин типа КОКОШНИКА цилиндрической формы с пло­ ским овальным или круглым верхом. Изготавливался из парчи и бархата на твердой основе с подкладкой из холста или ситца. Пе­ редняя часть украшалась полосой серебряного или золотого позумента. Сзади к нижней кромке бархатника прикреплялись ленты и четыре кис­ ти из шелка или гаруса, называвшиеся батоги.

Около висков на бархатнике закреплялись пом­ поны из разноцветных шерстяных ниток.

Головной убор надевался поверх СБОРНИКА — шапочки из тонкой ткани. Он полностью закрывал волосы женщины, заплетенные в косы и уложенные вокруг головы.

Бархатник носили молодые женщины по самым большим, так называемым годовым праздникам.

2. Бархатник — САРАФАН (см.) из бархата.


БАСКА (КАЗАК, КАЗАЧОК) — женская легкая кофта на подкладке из тонких тканей фабричного производства.

Она шилась приталенной, распашной, со стоячим воротником, с длинными рукавами, пышными у плеча и узкими от локтя до запястья. Спинка изготавливалась из трех—шести зауженных к талии кусков ткани, а полы — из одного прямого полотнища, каждая с вытачками. Баска застеги­ валась на пуговицы или внутренние крючки. За­ стежка располагалась по центру кофты или с ее левой стороны. В последнем случае ее правая пола глубоко заходила на левую и застегивалась на восемь—шестнадцать пуговок.
Баска украшалась обычно кружевом, лентами, стеклярусом. Украшением служили также мел­ кие складки, защипы на груди и широкий волан из той же ткани, что и баска, пришивавшийся к ее нижнему краю.

Баска надевалась с юбкой и подпоясывалась ши­ роким плотным кушаком, застегивавшимся на крючки или пряжку. В том случае, если баска была с воланом, он выпускался поверх юбки. Юбка шилась из той же ткани, что и баска.

Такие кофты получили широкое распростране­ ние в деревне в конце XIX — начале XX века среди девушек и молодых замужних женщин.


БАХИЛКИ — женская и мужская обувь. Название бахилки служило для обозначения разной по типу и ма­ териалу обуви.

1. В Калужской, Рязанской, Тульской губерниях бахилками называлась обувь типа глубоких ту­ фель, вязанная из шерсти, на кожаной подошве. Такую обувь носили в XIX — начале XX века старухи.

2. На Дону и в станицах Северного Кавказа бахилками называли мужскую обувь типа кожа­ ных ПОРШНЕЙ (см.). Бахилки надевались с НОГОВИЦАМИ.


БАХИЛЫ (БРЕДНИ, БРОДНИ, БУТЫЛЫ, ЛОВЧАГИ, ОСТАШИ, САПОГИ ЧЕРЕПАНСКИЕ) — мужская рабочая и промысловая обувь из кожи.

Это мягкие кожаные сапоги с длинными (до колена или бедра) голенищами. Бахилы шились обычно на прямую колодку, т. е. без различения правого и левого сапога.

Мягкая кожаная подошва сшивалась с са­ погом дратвой, после чего сапог вывора­ чивался. Голенище также шилось из мяг­ кой кожи с одним швом сзади и закреп­ лялось на ноге ремешком. Ремешок пропускался через петельку или колечко, пришитое к заднику, поднимался вверх, обвивая ногу, и завязывался под коленом.

В том случае, если бахилы достигали бед­ ра, ремешок прикреплялся к краю бахила и привязывался к поясу.

Для большей прочности и с целью защиты ноги от влаги бахилы смазывались дегтем, рыбьим жиром, вымачивались в соленой воде, а также к носку и заднику подши­ вались дополнительные полоски кожи, так назы­ ваемые прошвы.

В некоторых районах России бахилами иногда называлась также рабочая обувь на жесткой подошве, прибитой гвоздями, или обувь, сшитая из шкур морских животных или из телячьей кожи, но с подошвами из шкуры тюленя. Голе­ нище во всех этих случаях, так же как и у вышеописанных бахил, было мягким, высоким, закреплялось на ноге с помощью ремешков.

Бахилы надевались обычно с шерстяными носка­ ми или чулками. Внутрь клали стельку из мягкого сена. Бахилы надевались на охоту, рыбную ловлю или вообще на любой промысел. Мягкие выворотные сапоги — обувь, характер­ ная для русских деревень. Они были известны еще в X веке как обувь горожан. В XVIII — первой четверти XX века они были распростра­ нены на севере Европейской России и в Сибири.


БАШЛЫК — мужской головной убор из сукна в виде капюшона с широкими длинными лопастями, вы­ кроенными вместе с капюшоном. Надевался зимой поверх шапки, при этом ло­ пасти перекрещивались на шее и закидывались на спину. В XIX — начале XX века башлык был распрост­ ранен в селах и деревнях севера Европейской России, входил в состав форменной одежды не­ которых казачьих войск, а также бытовал в русских городах.


БЕЗРУКАВКА — нагрудная женская одежда из белой, коричневой шерстяной ткани, плиса, чертовой кожи, распашная, двубортная, длиной выше колен, с приталенной спинкой и прямыми полами и бо­ ковыми клиньями.

Запахивалась справа налево и застегивалась на крючки.

В XIX — первой четверти XX века безрукавки были распространены в Калужской и Рязанской губерниях.


БЕЗРУКАФКА — под этим названием существовали два раз­ личных вида одежды.

1. Безрукафка — нагрудная женская одежда из черного бархата или плиса, распашная, длиною до колен или чуть выше колен, с прямыми по­ лами и отрезной по талии спинкой, с густыми сборами сзади. Безрукафка застегивалась справа налево крупной металлической застежкой у по­ яса или на крючки от полукруглого ворота до талии.

Одежда с таким названием была известна в Нижегородской и Калужской губерниях. В Ни­ жегородской губернии ее носили с рубахой, широкие рукава которой шили из пунцового шел­ ка или ситца, и темно-синим сарафаном из ки­ тайки. В Калужской губернии безрукафки укра­ шались красной, белой, зеленой зубчатой тесь­ мой в три ряда по нижнему краю, полам и поясу.

Такой же тесьмой орнаментировался нижний угол на верхней поле. Безрукафки надевались летом с рубахой и понёвой.

2. В Перемышльском уезде Калужской губернии в конце XIX — 30-х годах XX века под этим термином была известна плечевая одежда типа передника на широких лямках.

Безрукафка шилась из трех полотнищ ткани.

Верхняя часть — грудина — выполнялась из пе­ регнутой по уточной нити пополам полосы ткани так, что одна часть ее приходилась на грудь, а другая — на спину. На середине линии сгиба прорезалось четырехугольное отверстие для головы.

К нижнему краю грудины пришивались два вер­ тикально сшитых и сосборенных полотнища тка­ ни — хвост.

Передний край передника и спинка соединялись завязками или тесьмой.

Ворот и верхняя часть безрукафки обшивались кумачом или цветным ситцем, а место соедине­ ния грудины с нижними полотнищами подчерки­ валось тесьмой или цветным кантом.

Подол безрукафки часто украшали вышивкой, аппликацией тканью, блестками.

Безрукафка использовалась в качестве празднич­ ной одежды девушками и молодыми женщинами с рубахой, понёвой или сарафаном.


БЕЗУМЕНТ — женский головной убор, представлявший со­ бой яркий шелковый платок, сложенный по ди­ агонали в виде широкой ленты. Таким платком «окручивали» невесту после венца перед свадеб­ ным пиром. Безумент укладывали вокруг повой­ ника, надетого на голову поверх двух заплетен­ ных и уложенных вокруг головы кос.

После свадьбы молодая женщина надевала безу­ мент только по большим праздникам и особенно торжественным дням.

Термин распространен в некоторых селах Ени­ сейской губернии в XIX — начале XX века.


БЕКАША — верхняя мужская праздничная одежда для весны и осени из сукна фабричного производст­ ва на подкладке.

Представляла собой двубортную распашную одежду длиною до колен с цельными полами, отрезной по талии спинкой со сборками с длин­ ными рукавами и воротником-стойкой; застеги­ валась на крючки или пуговицы.

В XIX — начале XX века была распространена в Приуралье.

Бекашу носили по праздникам молодые щеголеватые мужчины.


БЕКЕША — под этим термином была известна верхняя мужская одежда, разная по покрою и назначению.

1. В Новгородской губернии бекешей называли овчинные шубы прямого покроя, крытые синей тканью фабричного производства. В начале XX века их носили парни из богатых семей по праздникам.

2. В Олонецкой губернии в XIX веке бекешей называли КАЗАКИН (см.) из сукна, который но­ сили мужчины. В Южной России, в частности в Курской губернии, бекеша — это одежда из сукна, распашная, однобортная, с длинными ру­ кавами, прямыми полами и прямой спинкой, с воротом по шее или вытянутым.


БЕКЕШКА — верхняя женская одежда для весны и осени из ситца, стеганная на вате с подкладкой. Пред­ ставляла собой распашную одежду, двубортную, с цельными полами, отрезной по талии спинкой со складками на подоле, с длинными рукавами и воротником-стойкой. Она застегивалась на пу­ говицы, по застежкам и краям рукавов обшива­ лась ленточками и шнурками. Бекешку носили в XIX — начале XX века в Архангельской губернии на Поморском берегу Белого моря.


БЕЛАЯ — поясная женская одежда из домашней шерстяной ткани типа юбки.

Шилась из пяти-шести полотнищ ткани с чере­ дующимися широкими белыми и более узкими зелеными, красными, черными и желтыми поло­ сами. По поясу сзади закладывалась частыми мелкими сборками и обшивалась хлопчатобумаж­ ной тканью. Две полосы ткани впереди или на левом боку зашивали не до конца, оставляя про­ реху для надевания.

Юбка застегивалась на пуговицы, металлический шнурок и петлю или завязывалась на вздержку, пропускавшуюся через верхнюю обшивку.

Низ подола или его край украшались ажурной аппликацией или сплошной полосой черного плиса.

Юбка белая носилась с рубахой с отложным воротником и широким поясом. Входила в состав костюма молодых женщин-однодворок Коротоякского уезда Воронежской губернии в XIX — начале XX века.


БЕЛКИ — накидка на женскую шубу из беличьего меха, короткая, до середины груди, украшенная на плечах лентами.

Бытовала в XIX веке в Рязанской губернии.


БЕРЕСТЯНИКИ — СТУПНИ (см.).


БЕРЕЩЕНИКИ — СТУПНИ (см.).


БЕРЕЩИКИ — СТУПНИ (см.).


БЕШМЕТ — мужская верхняя одежда, распространенная в юго-восточных районах Европейской России у гребенских, донских, кубанских, терских, ураль­ ских казаков, а также казаков-некрасовцев, живших в Турции.

Бешмет утвержденного по цвету и покрою об­ разца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и матери­ ала. Бешметы использовались в качестве как уличной, так и домашней одежды. Тонкие беш­ меты молодые казаки носили в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки но­ сили дома стеганные на вате бешметы. Выходя на улицу, они надевали поверх бешметов каф­ таны, черкески или другую дополнительную одежду. Бешметы шили обычно из тканей фаб­ ричного производства: шерсти, шелка, репса, ат­ ласа, сатина и др. Пожилые казаки носили беш­ меты синего, черного, коричневого цвета, моло­ дые — красного, бордового, зеленого, голубого.

Бешмет представлял собой одежду длиной чуть выше колен или до колен, с подрезной по талии спинкой, прямыми цельными полами, застегивав­ шимися до талии на крючок, с боковыми клинь­ ями. Воротник всегда был стоячим, рукава — узкими и длинными. Бешмет плотно обтягивал корпус носившего его человека и подпоясывался так называемым сабельным опоясьем, т. е. ко­ жаным поясом, украшенным медными и сереб­ ряными бляшками, к которому прикреплялся кинжал или сабля. Стеганые бешметы стариков были более свободного покроя и шились обычно ниже колен.

Среди казачьих бешметов XVIII — первой чет­ верти XX века выделяются бешметы казаков-некрасовцев, т. е. потомков казаков, перебравших­ ся во главе с атаманом Игнатием Некрасовым в начале XVIII века после разгрома восстания Кондратия Булавина за рубежи Русского государст­ ва. Бешметы некрасовцев — это верхняя, сте­ ганная на вате или шерсти одежда из шелковой ткани типа «хан-атлас» оранжево-желтого цвета с черными полосами. Одежда распашная, под­ резная по талии, с длинными узкими рукавами, от пояса слегка расклешенная, застежка справа налево, косая, на восьми пуговицах и воздушных петлях. В последние годы жизни некрасовцев за рубежом бешмет был свадебной одеждой.


БЕШМЕТЬ — верхняя мужская одежда, надевалась поверх основной верхней одежды ямщиками и пере­ возчиками грузов в Пермском крае во второй половине XIX — на­ чале XX века. Бешметь изготавли­ валась из черного или коричнево­ го плотного сукна домашней выра­ ботки.

Широкая, длинная (до пят) халатообразная одежда с длинными пря­ мыми рукавами. Спинка шилась рас­ клешенная, из двух полотнищ ткани, полы прямые, между полами и спин­ кой иногда вшивались клинья. Осо­ бенностью бешмета, отличавшей ее от обычного армяка или халатообразного зипуна, было наличие баш­ лыка — капюшона, пришитого к вороту.

Бешметь носили или подпоясанной, запахнув полы справа налево, или нараспашку. Иногда ее носили как плащ, на­ кинув на плечи и придерживая полы руками.

Башлык под подбородком застегивался на крю­ чок, пряжку или пуговицу.


БИЗОНЫ — мужские праздничные хромовые сапоги. Термин был известен во всей Сибири с середи­ ны XVII века.


БИСЕРА ХРУСТАЛЬНЫЕ — прозрачные бусы желтого, зеленого или синего цвета из граненого стекла или янтаря. Термин был известен в XIX—XX веках среди русского населения Алтая.


БОБРОВАЯ — мужской головной убор для зимы в виде круглой шапки из сукна с широким околышем из меха бобра. Его носили по праздникам русские крестьяне Енисейской губернии. Термин применительно к головному убору такого рода был известен с XVIII века.


БОДРЫЙ — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из яркой фабричной ткани. Сарафан шился из трех полотнищ — двух передних и одного заднего. В боковые швы вшивалось несколько клиньев. Лямки выкраивали из той же ткани или тесьмы и пришивали на одинаковом расстоянии на груди и спине.

На передний шов нашивали мелкие пуговицы, а на подол — тесьму или ленты. Носился с хол­ щовой рубахой и узким плетеным поясом.

Бодрый сарафан получил широкое распространение в Смоленской губернии.


БОРОК — женское шейное украшение. Представлял собой неширокую полосу белого холста или цветной хлопчатобумажной, шелко­ вой ткани фабричного производства на плотной основе из проклеенного молозивом холста. Свер­ ху борок расшивался белым и цветным бисером, мелкими бусинами, пуговицами. Они могли закрывать всю ткань, образуя на ней сплошной узор, или располагаться более редко, оставляя открытым цветной фон. Сзади к борку при­ креплялись длинные разноцветные шелковые ленты.
Борок надевался на шею и застеги­ вался сзади на пуговицу или метал­ лический крючок. Украшенная би­ сером ткань располагалась спереди, доходя до ворота рубахи, ленты спускались по спине до середины лопаток, иногда и до талии.

Борок носили молодые замужние женщины с праздничным костю­ мом в Казанской, Оренбургской, Самарской, Симбирской, Уфим­ ской, Тверской, Вятской, Перм­ ской, Владимирской, Ярославской губерниях.


БОРУШКА (МОРХАТКА, МОРШЕНЬ, ОЧАПОК, СБОРНИК) — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников.

Представляла собой твердый головной убор из позумента, шелка, вышитого серебряной или золотной нитью, парчи, наклеен­ ных на картон, или прокрахма­ ленный холст с ситцевой или холщовой подкладкой. Она плотно облегала голову женщины, закрывая волосы, заплетен­ ные в две косы и уложенные венком.

Характерной особенностью борушки было широкое очелье и конусообразное возвышение над теменем, зало­ женное спереди вертикальными плотными валиками-борами.

Очелье украшалось бисером, цветными стеклами в оправе, имитировавшими драгоценные камни. Сзади к борушке при­ креплялся широкий шелковый бант, концы которого спуска­ лись до середины спины.

Термин борушка применительно к головному убору такого рода был известен в некоторых деревнях Вологодской губернии в XIX веке. Од­ нако такого рода головные уборы под другими названиями (морхатка, моршень, сборник, очапок) были распространены на значительно боль­ шей территории. Они были известны, кроме Во­ логодской губернии, в Архангельской, Новго­ родской, Вятской, Костромской, Псковской губерниях.


БОРЧАТКА — термин обозначает два разных типа одежды.

1. КАФТАН (см.). Применительно к этой одежде термин был распространен в Вятской, Пермской губерниях.

2. ШУБА (см.).


БОСОВИКИ — женская, мужская, детская обувь.

Этим термином обозначалась различная по типу и материалу обувь. Во многих северных и цент­ ральных губерниях Европейской России босови­ ками назывались кожаные туфли на жесткой подошве с широким каблуком, острым или круг­ лым носком, твердым задником и высокими бор­ тами. Иногда они имели неглубокий разрез спереди или резинки по сторонам.

В Тамбовской губернии босовиками называлась любого фасона обувь на кожаной подошве, сшитая из ткани. В некоторых селах Сибири босовики — это короткие суконные или валяные туфли. Во Владимирской, Вятской, Орловской губерниях босовиками назывались лапти.

Босовики являлись обычно будничной обувью, их часто надевали на босу ногу, выходя на улицу по разным хозяйственным делам.


БОСТРАК — нагрудная женская одежда из красного штофа или ситца на подкладке, распашная, короткая (около 27 см), на лямках, застегивалась спереди на крючки. Бострак входил в состав костюма с рубахой и понёвой. Его надевали поверх рубахи в праздничный день.

В XVIII — первой половине, середине XIX века был широко распространен в Тамбовской губер­ нии как одежда женщин независимо от их возраста. В последней трети XIX — начале XX века его носили только женщины среднего возраста и старухи.


БОСТРЮК (ДАЧА) — верхняя женская и мужская повседневная одежда для весны и осени из серого сукна домашней выработки. Представлял собой распашную двубортную одежду с длинными рукавами и воротникомстойкой, длиной до колена, с прямыми полами и отрезной по талии спинкой, к которой приши­ вался собранный в сборку подол. Бострюк за­ стегивался справа налево на крючки или пуговицы.

Такого рода одежду носили в Архангельской губернии, на Поморском и Онежском берегах Белого моря в XIX — начале XX века.


БОТОРЫ — мужские грубые будничные сапоги. Термин был распространен в Томской губернии с сере­ дины XIX века.


БОЧКА — головной убор просватанной девушки. Это обруч из бересты или проклеенного в несколько полос картона, обтянутый по наружной стороне позументом, а по внутренней — набойкой или ситцем с прикрепленным к нему ажурным вали­ ком, имитирующим венок из цветов и листьев.

Валик, выполненный из проклеенного холста и нашитого на него шнура, был украшен фольгой, мишурой, выложен канителью и жемчугом. Бочка надевалась поверх ЛЕНТЫ (см.), унизан­ ной жемчугом. Сверху на нее закреплялся венок из искусственных цветов или ленточек.

Известен в городе Чердыне Пермской губернии и окрестных селах. В середине XIX века это был свадебный головной убор девушек из богатых семей. Его надевали во время девичника, когда шли к причастию, а также к венцу.


БРЕДНИ — БАХИЛЫ (см.).


БРИЛЬ — мужской головной убор, соломенная шляпа с низкой плоской тульей и прямыми широкими полями. Термин бытовал в XIX веке в Курской губернии.


БРОДА — ОЖЕРЁЛОК (см.).


БРОДНИ — БАХИЛЫ (см.). Термин был распространен в Пермском крае, в Сибири в XIX веке.


БРЫНДЁХА — женская нательная составная рубаха. Верхняя часть ее выполнялась из четырех полотнищ бе­ лого коленкора с пришитыми к ним в области плеч треугольными вставками-поликами. Ворот рубахи собирался мелкими сборками под обшив­ ку и застегивался пуговицей, запонкой или за­ вязывался узкой лентой, тесьмой.

Нагрудный разрез формировался не до конца сшитыми передними полотнищами ткани. Широкие прямые рукава брындёхи у запястья собирались на сборку. Под рукав вшивалась ром­ бовидная вставка-ластовица из кумача. Нижняя часть брындёхи делалась из четырех полотнищ домашнего холста. Ворот рубахи об­ шивался полосой кумача или ситца. Узкая полоса этих тканей нашивалась и на конец рукава.

Полики делались из холщовой ткани, украшавшей­ ся полосами или более сложным тканым узором, исполнявшимся красными хлопчатобумажными нитями. Зачастую для поликов использовались специально выпускавшиеся и продававшиеся на базарах и в лавках фабричные полосы-заготовки.

Термин брындёха известен с XIX века в Смоленской губернии.


БРЮКИ — мужские штаны из сукна. Шились из двух полотнищ ткани без соедини­ тельного клина. На поясе собирались под неши­ рокий нашивной пояс, застегивавшийся на пуго­ вицу. Надевались поверх ПОРТОВ (см.) и шились длиннее их.

Молодые парни носили брюки поверх сапог.

Известны с конца XIX — начала XX века во всех губерниях России. В XIX веке считались модной одеждой.


БУГАК — наручный металлический узкий несомкнутый браслет. Носился молодыми парнями. Термин был известен с XIX — начала XX века в Восточной Сибири.


БУГАН — наручный женский браслет из меди или серебра. Украшался гравированным узором и имел деко­ ративные вставки. Термин употреблялся в конце XIX — начале XX века у русских старообрядцев в Бурятии.


БУКУЛИ — мужские и женские носки из собачьей шкуры. Термин употреблялся в Приангарье с XIX века.


БУРК — мужской головной убор из меха лисицы, круглый, с небольшим околышем, плотно обле­ гавший голову, без ушей. Носился в будни и праздники в XVIII — начале
XX века в Тобольской губернии.


БУТЫЛЫ — БАХИЛЫ (см.). Термин был распространен в Тобольской, Томской и Пермской губерниях, на Урале. Первое упоминание относится к началу XIX века.


БУХМУСЛИНОВЫЙ — сарафан женский, сшитый из пяти — семи полотнищ кашемировой ткани, присборенных на груди под обшивку. Застегивался на левом боку.
Узкие лямки пришивались на груди на большем, а на спине на меньшем расстоянии друг от друга.

На подол нашивалась тесьма или лента.

Бухмуслиновые сарафаны были распространены в Вологодской губернии.