- народный костюм
- русский народный костюм
- куклы в костюмах
- журналы о шитье и рукоделии
- венок
- праздничный костюм
- свадебная одежда
Костюм Астраханской губернии, с венком
Куклы в народных костюмах 55. Девичий костюм Астраханской губернии
Костюм Астраханской губернии, кукла в венке.
Куклы в народных костюмах №55 - Девичий костюм Астраханской губернии.
Этот номер журнала вышел в феврале 2014 года.
Очень необычный костюм представлен в данном выпуске - кукла в венке. Венок, конечно, из синтетических материалов, но сделан интересно, вставлена даже имитации цветков-бутонов.
Купить журналы можно здесь. Также они продаются в киосках, по мере выхода новых номеров (раз в 2 недели), цена журнала с куклой в среднем 300-350 рублей (цены в киосках разные).
Астраханский народный костюм
Многообразие пришлого населения в Астраханской губернии создавало пеструю картину традиций и обычаев этого края.
Традиции и смысл наряда. Свадебный костюм
Из местных традиций особенно яркими были свадебные. Костюм для торжества готовили, учитывая значение каждой его детали. В Астраханской губернии даже свадебные платки переселенцы из разных регионов России носили по-своему, согласно родным обычаям. Женихи, выходцы из Пензенской губернии, накидывали такой платок на плечи и зашпиливали иглой без ушка. Саратовские парни, получив родительское благословение на женитьбу, покрывали плечи платком, сложенным по диагонали.
В русской традиции женихи часто носили платки, подаренные им родителями или невестой на сговоре. Его повязывали на шею или подтыкали под опояску. Основную свадебную одежду жениха шила невеста. Его богато украшенная шапка была обязательным атрибутом подвенечных обрядов.
Сборы жениха на свадьбу происходили не в избе, а в хлеву. Мужчину умывали особой водой, куда предварительно кидали серебряную монету и добавляли немного хмеля. Затем сваха, часто она же крестная мать, брала предметы свадебного наряда и встряхивала каждый из них три раза, затем, читая молитву, трижды обводила ими вокруг головы жениха, каждый раз сплевывая через плечо.
После такого ритуала, по народным поверьям, нечистая сила отступала, и одежда становилась чистой
и готовой к тому, чтобы ее надеть.
Своя рубашка и согреет, и сбережет
Ритуалы, защищавшие молодоженов от нечистой силы и порчи, считались важной составляющей подготовки жениха и невесты к венцу. Например, частая смена одежды молодой в течение свадьбы не только показывала богатство семьи невесты, но и оберегала ее от порчи: переодеваясь, девушка словно сбрасывала с платьем негативную энергию, которая могла скопиться
за время свадьбы.
Невесты, чьи семьи переехали в Астраханский край из Саратовской губернии, наряжались в двойной
костюм, надевая один комплект (сарафан и рубаху) на другой, и перетягивались двумя поясами. Уроженки южнорусских губерний во время свадьбы нередко сочетали модную одежду с традиционной.
Венчались они в городском платье, а после венца надевали поневу и ходили в ней несколько дней.
В старину люди верили, что одежда, в которой невеста шла к венцу, обладала целебной силой. Во время тяжелых родов или болезни женщина переодевалась в подвенечную рубаху.
Обережную функцию приписывали и рубахе жениха. Перед ее изготовлением проводили особый ритуал, называвшийся кроить рубашку
. Девушки из близкой родни невесты договаривались со сватьей о дне, когда им прийти в дом жениха для снятия мерок. В тот день они приносили отрезы ситца и холста, делали необходимые по метки на ткани или брали старую рубашку жениха, чтобы невеста сшила по ее образцу подвенечный наряд.
Рубаху-образец бережно заворачивали в заранее принесенный платок невесты, девушек угощали орехами и пряниками, после чего они, распевая песни и пританцовывая, отправлялись в дом к будущей новобрачной.
Красно-мудро рукодельницы
Немалую роль в свадебной одежде играли и ее цвета. В период от помолвки до венчания молодые чаще всего носили наряды темного и белого цвета.
Просватанная девушка повязывала голову черным платком и носила в тон ему шушпан, что удачно контрастировало с другими составляющими костюма—белым покрывалом, хусткой, прошвой на поневе и рукавах рубахи.
Белый цвет являлся символом чистоты, невинности и печали. Красный цвет также имел большое значение в свадебных обрядах. Он ассоциировался с любовью и браком. Красным кушаком подпоясывались сваха, дружка и жених.
Некоторые невесты, чьи родители приехали в Астраханскую губернию с юга России, венчались в синей поневе, а после венца надевали красную. Нередко невеста покрывала голову красной фатой.
Словарь народного костюма:
Наметка — полотенчатый головной убор.
Прошва — узкая полоска кружева.
Хустка — большой квадратный платок, присущий украинскому комплексу народной одежды.
Шушпан — холщовый кафтан с красной оторочкой.
Свадебные обряды
Защите молодых от порчи в дни свадьбы придавалось первостепенное значение. Одним из оберегов на время торжества являлась рыболовная сеть, которой опоясывали жениха с невестой, а иногда и всех участников свадьбы. Вероятно, это объясняется наличием в сети узлов — символа защиты слова.
В Саратове, который до 1780 года входил в состав Астраханской губернии, наблюдался следующий обычай. Отправляясь к жениху с подарками, подруги невесты обязательно присоединяли к ним суровую нитку, изготовленную особым способом. Невеста пряла ее тайком на печном столбе, вращая веретено в левую сторону — наотмашь
, сучила ее также наотмашь
, завязывала шесть узлов, опять-таки наотмашь
: первые два на пороге избы, другие два — на пороге сеней, последний у ворот Половину этой нитки оставляла себе, другую отдавала жениху. Делалось это для того, чтобы отнять силу у колдунов, скрыть от них, как и где прялась нить.