Женский погребальный костюм, Древняя Русь
Материалы полевой документации раскопок погребальных памятников Верхневолжья X-XIII вв. содержат достаточно подробные описания и изображения погребений и дают широкие информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма древнерусского населения. Наибольшие возможности для реконструкции древнерусского костюма Верхневолжья дают материалы женских погребений, включающие большое количество привесок, бус, пуговиц и других застежек и украшений. Их распределение по зонам в погребении - верхней (зона шеи, плеч), пояса и рукавов - в определенной степени отражает состав женского погребального костюма, состоявшего из определенных видов одежды, головного убора, обуви, аксессуаров. Сопоставление с данными изобразительных источников и образцами этнографического костюма дает возможность уточнить особенности конструкции древнерусской женской одежды.В соответствии с набором вещей в погребениях Верхневолжья можно выделить следующие части женского костюма:
— головной убор, в состав которого входили височные кольца, различные привески, головные венчики, жесткая основа и головные покрывала, представленные фрагментами ткани, кожи и бересты.
— одежда, представленная остатками ткани и украшениями: гривнами, бусами, привесками, пуговицами, фибулами и другими вещами; в ее составе выделяются отдельные комплексы - нагрудных и поясных деталей;
— украшения рук: браслеты и перстни;
— обувь, представленная фрагментами кожи.
Головной убор
Одежда
Выделяется группа погребений с малым количеством бус - от 1 до 5 штук. Бусы располагаются, как правило, под нижней челюстью, на уровне 2-3 шейных позвонков, вертикально, по центру или с левой стороны. Бусы в количестве от 2 до 5 обычно одного типа, чаще всего сердоликовые или металлические. В таком положении зафиксированы также золотостеклянные, стеклянные разноцветные, глиняные бусы, а также привески-бубенчики и пуговицы. Есть также погребения с большим количеством бус, в которых бусины, лежащие в районе нижней челюсти и шейных позвонков, отделяются по своему расположению от остальных бус и отличаются от них размерами, материалом, цветом. Вместе с бусами в отдельных погребениях найдены остатки ткани.
Эти наблюдения позволяют предположить, что рассматриваемые бусы использовались в качестве пуговиц и нашивались на ворот одежды. Вертикальное расположение этих бусин, бубенчиков и пуговиц, на наш взгляд, соответствует небольшому разрезу по горловине, в центре или слева. Разрез мог оформляться воротником-стойкой или узкой полосой ткани или оставался без воротника. По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распространилась косоворотка.
В то же время, воротники с асимметричной застежкой реконструируются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя второй половины XI - начала XII в. Интересно отметить, что подобное оформление выреза горловины наблюдается по материалам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. Возможно, конструкции женских и мужских рубах в то время не имели больших различий. Это косвенно подтверждает и тот факт, что зафиксирована русская женская "смертная" одежда XIXначала ХХ в., имевшая древний туникообразный крой, характерный, прежде всего, для мужских русских рубах. Распределение подобных комплексов в верхневолжских памятниках имеет хронологические особенности. В целом такое явление прослежено лишь в 3% погребений, датирующихся временем до середины XI в. Среди погребений, датирующихся серединой XI - XII в., их количество возрастает до 31%. . Можно высказать предположение, что в это время происходило формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе и рубахи-"косоворотки".
Рассмотренный вариант оформления горловины является элементом одежды глухого покроя.
Наручные украшения
В женских погребениях Верхневолжья зафиксированы случаи украшения браслетами обеих рук (11% погребений). Интересно отметить, что встречаются однотипные, "парные" браслеты (например, по 2 бронзовых дротовых). Обращает на себя внимание их небольшой диаметр (5-7 см). Таким образом, они при надевании слегка разгибались и достаточно плотно прилегали к руке. В ряде случаев с их внутренней стороны найдены остатки текстиля от рукавов. Приведенные факты дают возможность предположить, что в таких случаях браслеты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Рубаха с длинными рукавами, закрывающими кисть руки, просуществовала до начала ХХ в. и была характерна для многих областей России. Вероятно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно связывать с этим типом одежды.
Носившиеся парно створчатые браслеты-наручи XII-XIII вв., найденные в городах и в составах кладов, связываются Б.А.Рыбаковым с особым типом русской одежды, которая представляла собой рубаху с очень длинными рукавами. Существование такой одежды в древнерусский период подтверждается изображениями на самих наручах и древнерусских миниатюрах. Эта одежда просуществовала до начала ХХ в.; известны такие рубахи, происходящие из Псковской, Смоленской областей5. Возможно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно также связывать с этим типом одежды. Данные этнографии также свидетельствуют о том, что одежда с длинными рукавами принадлежала лишь немногим женщинам, игравшим особую роль в обрядовой жизни деревни и при исполнении конкретных ритуалов.
В целом же преобладает "асимметричное" ношение браслетов - на одной руке. Браслеты могли свободно двигаться на руке (их диаметр - 7-10 см) и играли, скорее всего, исключительно декоративную роль в костюме.
Нагрудная и поясная зоны
Наиболее интересные результаты дает сопоставление нагрудного и поясного комплексов деталей женского костюма. О характере кроя одежд свидетельствуют, прежде всего, застежки - фибулы, пряжки, а также украшения - цепочки, привески и нашивные бляшки, указывающие на места швов или разрезов одежды, наличие пояса.
Рассматривая материал верхневолжских женских погребений, можно выделить следующие варианты одежды: 1) с поясом или поясная; 2) плечевая (рубаха, верхнее платье, накидка); 3) глухая и распашная.
В большинстве женских погребений Верхневолжья встречаются непарные украшения на плечах - цепочки с привесками, ножи, сложные привески, косвенно свидетельствующие о характере покроя женской одежды. В ходе формирования женского древнерусского костюма в Верхневолжье происходило включение в его состав деталей, характерных для культурных традиций населения соседних территорий. При заимствовании эти детали утрачивали свое функциональное назначение в связи с иным покроем одежды и использовались в качестве особых украшений. Так, цепочки, соединяющие в прибалтийско-финском, балтском костюме края наплечного покрывала или лямки, привешиваются к плечу, принимают вертикальное положение, к ним прикрепляются другие привески. Такие явления были прослежены и на материалах женских захоронений X-XIII вв. Восточно-Балтийского региона.
Для большинства же древнерусских погребений Верхневолжья характерен головной убор с браслетообразными височными кольцами в сочетании с одеждой, в основном, с нагрудными украшениями (ожорельями из бус), без деталей пояса (рис.5 - смотрите слева).