admin

Женский погребальный костюм, Древняя Русь

Материалы полевой документации раскопок погребальных памятников Верхневолжья X-XIII вв. содержат достаточно подробные описания и изображения погребений и дают широкие информативные возможности для реконструкции комплекса погребального костюма древнерусского населения. Наибольшие возможности для реконструкции древнерусского костюма Верхневолжья дают материалы женских погребений, включающие большое количество привесок, бус, пуговиц и других застежек и украшений. Их распределение по зонам в погребении - верхней (зона шеи, плеч), пояса и рукавов - в определенной степени отражает состав женского погребального костюма, состоявшего из определенных видов одежды, головного убора, обуви, аксессуаров. Сопоставление с данными изобразительных источников и образцами этнографического костюма дает возможность уточнить особенности конструкции древнерусской женской одежды.В соответствии с набором вещей в погребениях Верхневолжья можно выделить следующие части женского костюма:

— головной убор, в состав которого входили височные кольца, различные привески, головные венчики, жесткая основа и головные покрывала, представленные фрагментами ткани, кожи и бересты.

— одежда, представленная остатками ткани и украшениями: гривнами, бусами, привесками, пуговицами, фибулами и другими вещами; в ее составе выделяются отдельные комплексы - нагрудных и поясных деталей;

— украшения рук: браслеты и перстни;

— обувь, представленная фрагментами кожи.

Головной убор

Для раннего этапа выделяются локальные варианты головных уборов в западной и восточной частях Верхневолжья, тяготеющие к балтскому и финно-угорскому типам уборов. В дальнейшем происходит распространение головных уборов с браслетообразными височными кольцами на всей территории Верхневолжья (рис.1 - смотрите справа). В то же время во второй половине XI в. наблюдается большое разнообразие в головных украшениях. В крупных могильниках присутствуют уборы с различными типами височных колец.

Одежда

Выделяется группа погребений с малым количеством бус - от 1 до 5 штук. Бусы располагаются, как правило, под нижней челюстью, на уровне 2-3 шейных позвонков, вертикально, по центру или с левой стороны. Бусы в количестве от 2 до 5 обычно одного типа, чаще всего сердоликовые или металлические. В таком положении зафиксированы также золотостеклянные, стеклянные разноцветные, глиняные бусы, а также привески-бубенчики и пуговицы. Есть также погребения с большим количеством бус, в которых бусины, лежащие в районе нижней челюсти и шейных позвонков, отделяются по своему расположению от остальных бус и отличаются от них размерами, материалом, цветом. Вместе с бусами в отдельных погребениях найдены остатки ткани.

Эти наблюдения позволяют предположить, что рассматриваемые бусы использовались в качестве пуговиц и нашивались на ворот одежды. Вертикальное расположение этих бусин, бубенчиков и пуговиц, на наш взгляд, соответствует небольшому разрезу по горловине, в центре или слева. Разрез мог оформляться воротником-стойкой или узкой полосой ткани или оставался без воротника. По мнению этнографов, разрез, идущий от ворота, первоначально делался посередине груди у всех трех восточнославянских народов, лишь у русских впоследствии распространилась косоворотка.

В то же время, воротники с асимметричной застежкой реконструируются по материалам женских и мужских погребений Суздальского некрополя второй половины XI - начала XII в. Интересно отметить, что подобное оформление выреза горловины наблюдается по материалам как женских, так и мужских погребений Верхневолжья X-XIII вв. Возможно, конструкции женских и мужских рубах в то время не имели больших различий. Это косвенно подтверждает и тот факт, что зафиксирована русская женская "смертная" одежда XIXначала ХХ в., имевшая древний туникообразный крой, характерный, прежде всего, для мужских русских рубах. Распределение подобных комплексов в верхневолжских памятниках имеет хронологические особенности. В целом такое явление прослежено лишь в 3% погребений, датирующихся временем до середины XI в. Среди погребений, датирующихся серединой XI - XII в., их количество возрастает до 31%. . Можно высказать предположение, что в это время происходило формирование и распространение традиционной рубахи с разрезом по горловине и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе и рубахи-"косоворотки".
Рассмотренный вариант оформления горловины является элементом одежды глухого покроя.

Наручные украшения

В женских погребениях Верхневолжья зафиксированы случаи украшения браслетами обеих рук (11% погребений). Интересно отметить, что встречаются однотипные, "парные" браслеты (например, по 2 бронзовых дротовых). Обращает на себя внимание их небольшой диаметр (5-7 см). Таким образом, они при надевании слегка разгибались и достаточно плотно прилегали к руке. В ряде случаев с их внутренней стороны найдены остатки текстиля от рукавов. Приведенные факты дают возможность предположить, что в таких случаях браслеты не только являлись украшением, но и могли придерживать на запястьях длинные или широкие рукава. Рубаха с длинными рукавами, закрывающими кисть руки, просуществовала до начала ХХ в. и была характерна для многих областей России. Вероятно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно связывать с этим типом одежды.

Носившиеся парно створчатые браслеты-наручи XII-XIII вв., найденные в городах и в составах кладов, связываются Б.А.Рыбаковым с особым типом русской одежды, которая представляла собой рубаху с очень длинными рукавами. Существование такой одежды в древнерусский период подтверждается изображениями на самих наручах и древнерусских миниатюрах. Эта одежда просуществовала до начала ХХ в.; известны такие рубахи, происходящие из Псковской, Смоленской областей5. Возможно, изученные нами комплексы с "парными" браслетами можно также связывать с этим типом одежды. Данные этнографии также свидетельствуют о том, что одежда с длинными рукавами принадлежала лишь немногим женщинам, игравшим особую роль в обрядовой жизни деревни и при исполнении конкретных ритуалов.

В целом же преобладает "асимметричное" ношение браслетов - на одной руке. Браслеты могли свободно двигаться на руке (их диаметр - 7-10 см) и играли, скорее всего, исключительно декоративную роль в костюме.

Нагрудная и поясная зоны

Наиболее интересные результаты дает сопоставление нагрудного и поясного комплексов деталей женского костюма. О характере кроя одежд свидетельствуют, прежде всего, застежки - фибулы, пряжки, а также украшения - цепочки, привески и нашивные бляшки, указывающие на места швов или разрезов одежды, наличие пояса.


Рассматривая материал верхневолжских женских погребений, можно выделить следующие варианты одежды: 1) с поясом или поясная; 2) плечевая (рубаха, верхнее платье, накидка); 3) глухая и распашная.

1) В целом, поясные комплексы встречены в 25% женских погребений с элементами костюма. Наибольшее их количество отмечено в погребальных комплесках восточной части рассматриваемой территории (курганные группы Заборье, Глинники, Пекуново-1 и 2, Плешково-1 и 2). К поясу подвешивались ножи и сложные привески (рис.2 - смотрите слева).

2) Помимо рубахи глухого покроя, с разнообразным оформлением выреза горловины, следует предположить также наличие верхнего платья. В ряде случаев зафиксированы парные украшения на плечах. Можно предположить, что здесь имела место одежда типа туникообразного "сарафана" глухого покроя (рис.3 - смотрите справа от текста) или наплечное покрывало. Такой тип одежды реконструируется по материалам погребений прибалтийских финнов (эстов, веси, на территории Финляндии), балтов X-XIII вв. В Верхневолжье данные комплексы, в основном, прослеживаются на территории современного Селижаровско-Ржевского Поволжья (курганные группы Большая Коша, Гульцово). Интересно, что в погребениях из Большой Коши парными являются не застежки (булавки с цепочками, фибулы, как у финно-угров и балтов), а украшения (бубенчики по нескольку штук на кольцах). Можно предположить, что в данном случае "сарафан" уже не имел расстегивающихся лямок, потребность в застежках отпала, но традиция носить парные украшения на плечах сохранилась.

В большинстве женских погребений Верхневолжья встречаются непарные украшения на плечах - цепочки с привесками, ножи, сложные привески, косвенно свидетельствующие о характере покроя женской одежды. В ходе формирования женского древнерусского костюма в Верхневолжье происходило включение в его состав деталей, характерных для культурных традиций населения соседних территорий. При заимствовании эти детали утрачивали свое функциональное назначение в связи с иным покроем одежды и использовались в качестве особых украшений. Так, цепочки, соединяющие в прибалтийско-финском, балтском костюме края наплечного покрывала или лямки, привешиваются к плечу, принимают вертикальное положение, к ним прикрепляются другие привески. Такие явления были прослежены и на материалах женских захоронений X-XIII вв. Восточно-Балтийского региона.

3) Распашная одежда фиксируется по застежкам, нашивным бляшкам и их остаткам, располагающимся вдоль позвоночных костей скелета. Такие погребения сосредоточены в памятниках Волговерховья (могильники Березовецкий, Большая Коша). Как правило, распашной крой сочетается с небольшой длиной одежды (до бедра). Например, в погребениях из Большой Коши зафиксированы следы коррозии бронзы в виде полосы вдоль позвоночника и горизонтально в районе костей таза. Здесь вполне вероятны несколько вариантов реконструкции: 1) наплечная накидка, украшенная по краю бронзовыми нашивками; 2) одежда типа распашной "кофты" длиной до бедра, с обшивкой по бортам и низу; 3) глухая одежда, расшитая бронзовыми украшениями. Распашная одежда фиксируется также по материалам погребений из могильника Плешково-1 (рис.4 - смотрите справа). Здесь исследованы женские погребения с фибулами в центре нагрудной зоны, которые, вероятно, застегивали края одежды типа наплечного покрывала, что характерно для памятников поволжских финнов.

Следует отметить, что различные виды одежды сочетаются в верхневолжских погребениях с определенными видами головных уборов. Так, например, для погребального костюма из Плешково-1 (Кимрский район) характерны головные уборы, включающие несколько перстнеобразных колечек, шумящие украшения, поясная одежда и верхняя распашная одежда (возможно, наплечное покрывало), скрепленная фибулой. Для погребального костюма из Березовецкого могильника (Осташковский район) характерны головные уборы, включающие наборные венчики из пластинок и спиралек, иногда головные покрывала, расшитые бисером, в сочетании с одеждой, вероятно, глухого покроя, без поясных деталей.

Для большинства же древнерусских погребений Верхневолжья характерен головной убор с браслетообразными височными кольцами в сочетании с одеждой, в основном, с нагрудными украшениями (ожорельями из бус), без деталей пояса (рис.5 - смотрите слева).