2015 Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 15 Вып. 3
Декоративно-прикладное искусство
Н. Г. Колтышева
В. А. Мариев
- Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
- Русский музей народоведения, Российская Федерация, 190029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 86М
Узорные двухслойные ткани западной Белоруссии: гродненские двухосновные ковры
В статье представлены результаты изучения традиционного метода ткачества белорусских двухслойных тканей. Показано, что этот метод основан на использовании «двойного зевообразования». Суть его заключается в том, что зев для прокладывания утка делается
в два этапа. На первом этапе ручным способом с использованием «разделителя» формируется узор. На втором в каждом слое с помощью ремизок формируется ткань полотняного переплетения. В статье показано, что этот метод является вариантом ткацкой техники, называемой Finnweave, применяемой на белорусском блочном станке с непосредственной связью между ремизками и подножками. Предложена схема записи узора на двухслойной ткани в сжатой форме. Особенностью этой схемы является то, что она фиксирует только образование узора (первый этап зевообразования). В статье рассмотрены художественно-технические особенности гродненских двухосновных ковров на базе предложенной схемы записи. Эта схема может быть применена для фиксации и исследования узоров исторических двухосновных ковров, для обучения студентов, и может быть полезным инструментом при создании новых узоров на двухслойных тканях. Статья может быть полезна всем интересующимся белорусским двухслойном ткачеством. Библиогр. 13 назв. Ил. 19.
Ключевые слова: двухслойные ткани, гродненские двухосновные ковры.
Patterned fabrics from west belarus: double-warP taPestry from grodno
N. G. Koltysheva, V. A. Mariev
- St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St.Petersburg, 199034, Russian Federation
- Russian Folk Costume Museum,
86M, pr. Obuhovskoi oborony, St. Petersburg, 190029, Russsian Federation
The article presents the results of the research into the traditional weaving methods applied in double-
layered fabrics from Belarus. It shows that this weaving method is based on the use of the double shed
formation. This method consists in forming the shed for the placement of the weft in two steps. In the
first step the pattern is created manually with the aid of a shed stick. In the second step the double-
layered plain weave fabric is formed in each layer with the aid of shafts. The article demonstrates
that this method is a variation of the weaving technique called Finnweave, adapted for the Belarusian
counter-balance loom with 4 shafts and a direct connection between the shafts and the treadles. The
article proposes a notation for the description of the patterns on the double-layered fabrics which can
be used for an abridged description of the patterns. The notation reflects only the formation of the pattern (i.e. the first step). The article also investigates some artistic and technical characteristics of the
double-warp tapestry from Grodno, offering several examples that are described with the help of the
proposed notation. The notation can be used for the description and investigation of the the historical
patterns of the double-warp tapestry from Grodno for didactic purposes and as a tool for creating new
patterns on the double-layered fabrics. The article is of interest for all those who study double-layered
fabrics from Belarus. Refs 13. Figs 19.
Keywords: double-layered fabrics, Finnweave, double-warp tapestry.
Введение
Гродненские двухосновные ковры мало известны в современной России. На своей родине, в Белоруссии, они заслужили единодушную оценку исследователей как выдающиеся произведения текстильного искусства. А. И. Непочелович так характеризует эти тканые изделия в своей статье «Выявление особенностей традиционных двойных ковров»: «Чудесным сокровищем Западной Белоруссии являются отличительные по композиционно-орнаментальной структуре и технической сложности двухосновные двухслойные ковры, которые получили в начале XX века название “гродненские ковры”» [1]. Интерес к гродненским коврам возродился в современной Белоруссии в конце XX века. О. А. Лобачевская в монографии «Белорусский народный текстиль» посвятила гродненским двухслойным коврам отдельную часть «Двухосновные ковры: художественный феномен белорусско-польского пограничья» [2, с. 329–359]. В ней приведены цветные фотографии гродненских двухслойных ковров, хранящихся в Национальном музее истории и культуры Белоруссии в Минске, в Гродненском государственном историко-археологическом музее, в Белорусском государственном музее истории религии (Гродно), в Государственном литературно-краеведческом музее в деревне Гудевичи Мостовского района Гродненской области и в других музеях Белоруссии. Однако в литературе огродненских двухслойных коврах нет подробных сведений о строении ткани и технике ткачества этих ковров. Настоящая статья устраняет этот пробел.
Относительно бытования двухслойных ковров в других местах кроме Восточной Пруссии К. Гам пишет следующее: «…распространение двойной ткани выходит за немецкую границу. Директор государственного музея в Гродно Иосиф Иодковский (Jozef Jodkowski) имел любезность прислать мне карту области распространения встречающейся в Польше двойной ткани. Согласно этому, область ее простирается от немецкой границы на высоте Лика (Lyck), несколько поверх треугольника с очертанием Августов—Гродно—Белосток, с сильно убавляющейся плотностью на юге, стало быть, севернее Белостока. <…> Согласно также присланным фотографиям, эти ковры совершенно такие же в размере, технике и построении узоров, как ковры восточнопрусские. Директор Иодковский замечает, что они употреблялись в большинстве случаев как покрывала на постель, или, когда выношены, как конские попоны зимой, и что еще сегодня ткутся такие покрывала. Старейшая известная ему двойная ткань — 1836 года. В музее Гродно находятся только вещи с середины XIX века» [3, S. 93].
В книге К. Гама показан узор на восточнопрусском ковре — стилизованная фигура оленя [3, S. 80]. Для этого мотива приведен чертеж разработанной схемы — патрона [3, S. 81, рис. 86]. Из чертежа и описания к нему следует, что восточнопрусская двойная ткань по своей структуре аналогична шведской двойной ткани. «Средневековая двойная ткань, которая и сегодня производится в Норвегии, Швеции, Финляндии в крестьянском ткачестве, является технически такой же, как восточнопрусская двойная ткань. Отличия лежат только в узорах» [3, S. 82].
После 1920-х годов и до начала Второй мировой войны на территории Северо-Восточной Польши (Западной Белоруссии) была организована группа ремесленных ткачей, которые ткали двухслойные ковры под художественным руководством польской художницы Элеоноры Плутинской. Сочетание традиционной двухслойной техники и современных (для того времени) эстетических принципов польского декоративно-прикладного искусства принесло этим коврам международное признание.
Элеонора Плутинская в статье «О старых двойных тканях Соколки, Августова и Белостока и о современных двойных тканях» (1959) писала о двухслойных коврах: «Такую ткань мы увидели впервые в 1928 году, когда ее принес на занятия (в Художественной академии в Варшаве. — Авторы) профессор Иосиф Чайковский. Это была старая народная ткань, которую он купил на рынке в Кнышине сразу после первой мировой войны. Это была двойная ткань с веночком из виноградной ветки. <…> В народном ткачестве Польши двойные ткани встречаются на северо-восточных территориях в Польше в треугольнике Белосток, Августов, Гродно и в Восточной Пруссии на юго-восточном крае Мазурского озерного края. В других польских краях такие ткани неизвестны. Старейшие типы сохранившихся польских двойных тканей происходят из Восточной Пруссии. Техника [польских тканей] идентична технике восточнопрусских тканей. Эта техника жива в Польше до настоящего времени под названием “ковер гродненский”» [5, s. 61]. Таким образом, Э. Плутинская также отметила, что «ковер гродненский» и восточнопрусские двухслойные ткани по технике и материалу относятся к одному типу.
Мы показали, что немецкие и польские специалисты по двухслойным тканям подтверждают: ткань двухслойных гродненских ковров такая же, как скандинавские и восточнопрусские ткани. В нашей статье «Техника тканей Finnweave в русских узорных двухслойных тканях» [6] мы писали, что русские двухслойные ткани относятся к тому же виду, что и скандинавские и восточнопрусские ткани. В настоящее время такую технику ткачества принято называть термином «финвив» (Finnweave).
В 1939 г. вышла книга «Народное искусство и его значение для художественной культуры» польского автора Елены Шрамовны (Helena Schrammównа) [7]. В этой книге двухслойным гродненским коврам посвящен свой раздел [7, s. 37–47]. В нем автор привела фотографии некоторых двухслойных ковров и их фрагментов, которые впоследствии перепечатывали в свои работы другие исследователи двухслойных ковров.
Белорусские исследователи продолжили научное изучение гродненских двухслойных ковров. Д. С. Тризна в 1979 г. в статье «Белорусские народные ковры» [8] привела фотографии «гродненских ковров» и их фрагментов (взятые из работы [7]). Она писала: «В настоящее время, особенно в послевоенные годы (после Великой Отечественной войны) пробудился большой интерес к старым забытым техникам. Художественные выставки народного ткачества, экспедиции по деревням, где еще живет ткачество, показывают, что там возрождаются старые ткацкие традиции» [8, с. 35]. И далее в своей монографии «Белорусские ковры и гобелены»: «Автор [Д. С. Тризна] делает попытку впервые в общих чертах ознакомить читателя с историей белорусского ковроткачетсва, с народным ковром — “дываном”, показать художественные особенности белорусских древних и современных ковров и гобеленов» [9, с. 6]. В частности, она расширила материал по двухслойным гродненским коврам [9, с. 223–226] и привела ссылку на книгу Е. Шрамовны [7] как источник фотографий двухслойных ковров в своей монографии.
И сейчас в Белоруссии сохраняют традиции двухслойного ткачества. Государственное учреждение культуры (ГУК) Гродненский областной методический центр народного творчества подготовил и выпустил рекламную брошюру «Двойное ткачество Гродненщины» [11]. В этой брошюре рассказывается об истории Гродненского двухслойного ткачества, о современном положении дел и о людях, которые это ткачество развивают в настоящее время. В частности, там написано: «Несколько десятков лет при Гродненском областном методическом центре народного ткачества действует лаборатория по ткачеству. Сегодня ею управляет художник, методист центра Елена Феликсовна Шунейко. В начале 2000-х годов она училась двойному ткачеству у Я. А. Райской. Поскольку Е. Ф. Шунейко занимается в первую очередь созданием сюжетнотематических композиций, то появился авторский гобелен в технике двойного ткачества». Гобелен «Путешествия апостола Павла» художницы Е. Ф. Шунейко показан на рис. 4. Материал гобелена: черный и красный акрил.
Также мастерство ткачества двухслойных ковров от Я. А. Райской переняла Вера Игнатовна Белокоз, учительница школы в деревне Гудевичи Мостовского района Гродненской области, где существует Государственный литературно-краеведческий музей, в котором собрана коллекция двухслойных ковров как исторических, так и современных. В музее сохраняют и распространяют традиции двухслойного ткачества. В музее хранятся ковры, вытканные В. И. Белокоз, они, в основном, имеют растительные орнаменты, зачастую геометрического характера. На рис. 5 мастер двухслойного ткачества Вера Игнатовна Белокоз сидит за широкими кроснами, на которых ткут двухслойные ковры (фото автора Н. Колтышевой). Рядом с ней — директор музея Екатерина Витальевна Басинская, которая выучилась ткать двухосновные ковры у Веры Игнатовны. Широкие кросны имеют блочный подвес на 4 ремизки, каждая ремизка прямо подвязана к одной подножке.
Другой задачей поездки было ознакомление с коллекцией гродненских двухосновных ковров в Гродненском государственном историко-археологическом музее 2 .
Ткачество двухслойных ковров методом,
применяемым в дер. Гудевичи
На рис. 8 показан наш образец в работе. Далее в статье шаг за шагом будет рассмотрено ткачество узора в верхней левой части: ветки с петельками, заканчиваю-
щейся цветком с листиком.
Для прокладывания утков в двухслойных белорусских тканях используют так называемое «двойное зевообразование». Это означает, что зев, в который прокладываются утки, образуется наложением двух зевов, каждый из которых получается независимо от другого. Чтобы получить зев для прокладывания утка способом «двойного зевообразования», делают два шага. Рассмотрим, как получают зев для прокладывания желтых утков. Первым шагом раскрывают зев, верхняя часть которого состоит из нитей основы желтого цвета, а нижняя часть — из нитей синего цвета. Для этого желтые нити, пробранные в ремизки 1 и 2, поднимают вверх, а синие, пробранные в ремизки 3 и 4, опускают вниз. Сохраняя зев открытым, разделитель прокладывают в нижней части основы, образующей зев, то есть в синих нитях основы по всей ее ширине. При этом в некоторых участках основы разделитель прокладывают в зев между нитями основы разного цвета, а в других участках кладут под всеми нитями основы. Вторым шагом опускают вниз ремизкой 1 половину нитей желтой основы. В результате получают зев, в который прокладывают желтый уток.
Чтобы проложить второй желтый уток, не вынимая разделителя, нажимают ремизку 2. В эту ремизку пробрана вторая половина желтой основы, в полученный зев прокладывают второй желтый уток.
Если считать справа налево относительно пар нитей синей основы, разделитель прошел одну пару сверху (в месте, где заканчивалась петелька на стебле), затем три снизу, четыре сверху (в месте, где начинается листик), снова две снизу, и еще четыре сверху (в месте продолжения фигуры цветка). Там, где разделитель был проложен между желтой и синей основой, на рис. 10 видны пары желтых нитей основы поверх светлого деревянного разделителя, в этих местах желтый уток образует протяжки над опущенными нитями синей основы между точками своего переплетения с желтой основой. Там же, где разделитель прошел ниже всех нитей основы, на рис. 10 видны участки, где поочередно лежат пары нитей синей и желтой основы, в этих местах желтый уток лег на изнаночную сторону и не виден. После того как пара желтых нитей утка проложена, разделитель вынимают и бердом прибивают пару утков к опушке ткани.
Как видно, при прокладывании рядов утков того и другого цвета разделитель используют для выделения участков основы, где уток, переплетенный с основой, будет лежать на разных сторонах ткани. При ткачестве двухслойных ковров, как мы показали, за парой желтых утков прокладывают пару синих, за парой синих прокладывают пару желтых и т. д. При сновании пару нитей синей основы чередуют с парой нитей желтой основы. Поэтому в ткани нити основы и утка ложатся парами. Ткань Finnweave является двухслойной тканью, в которой слои связаны по контуру узора и нити основы и утка лежат парами. Таким образом, способ изготовления двухслойной ткани, который автор статьи изучила в деревне Гудевичи, является вариантом ткацкой техники Finnweave.
Процесс двойного зевообразования, используемый при ткачестве в дер. Гудевичи, обладает следующими основными отличиями:
— на первом шаге в основу прокладывается разделитель, который используется для выделения участков основы, где уток будет ложиться на разные стороны ткани;
— на втором шаге зев делают с помощью ремизок;
— уток прокладывают не в тот зев, который сделан разделителем, а в зев, получающийся на втором шаге.
Необходимо заметить, что техника двойного зевообразования с использованием разделителя при создании двухслойных тканей коренным образом отличается от техники браного ткачества. Следовательно, русские поневные двухслойные ткани неправильно называть «браными», как это иногда делается.
Схема ткачества узора
На рис. 8 такие тонкие ступенчатые желтые линии использованы, например, для стеблей у цветка и двух листиков в левом нижнем углу образца.
В своей книге К. Гам привел схему-патрон для ткачества узора оленя, как он был выткан на восточнопрусских коврах [3, S. 81]. Схема К. Гама состоит из следующих элементов: частиц полотняного переплетения нижнего слоя, частиц полотняного переплетения верхнего слоя, горизонтальных и вертикальных протяжек между частицами полотняного переплетения. Каждый из этих элементов обозначен как разные клетки на схеме узора. Когда мы начинали нашу работу по исследованию русских двухслойных тканей, мы использовали для фиксации узора ткани похожую схему из таких же элементов. Эта схема показана в нашей статье «Узорные двухслойные ткани Пензенской губернии» [13, с. 227, рис. 4], она включает в себя частицы полотняного переплетения двух слоев и протяжки пар нитей основы и утка между этими частицами. Однако, когда мы начали использовать со студентами такую схему для ткачества, оказалось, что чертежи на миллиметровой бумаге получаются большими — больше метра. Для работы на станке такие чертежи не подходят.
Тогда мы пришли к решению, что частицы полотняного переплетения не нужно показывать на схеме, так как при ткачестве они делаются одинаково для всех рядов утка одного цвета. Этим мы сократили схему в 2 раза, оставив на ней только информацию о том, как прокладывать разделитель в каждом ряду утков, т. е. отражая на схеме первый шаг двойного зевообразования.
и синих нитей основы и утка на лицевой стороне ткани. На этой схеме сетка верхнего слоя из синих нитей показана как сетка линий на клетчатой бумаге. При этом вертикальная сторона клетки показывает синюю основную протяжку пар нитей основы, а горизонтальная сторона клетки показывает синюю уточную протяжку пар нитей утка.
Сетка нижнего слоя из желтых нитей обозначена колонками и рядами клеточек между линиями. Там, где желтая горизонтальная протяжка лежит на лицевой стороне, она обозначена горизонтальной черточкой, пересекающей вертикальную сторону клетки. Там, где желтая вертикальная протяжка нижнего слоя лежит на лицевой стороне, она обозначена как вертикальная черточка, пересекающая горизонтальную сторону клетки.
Покажем, как прокладывают разделитель для образования зева методом «двойного зевообразования», изложенным ранее, по предложенной схеме. Для желтого ряда утков разделитель прокладывают выше нитей синей основы, помеченных горизонтальными черточками, и ниже всех нитей синей основы — вертикальных сторон клеток.
Для синего ряда утков разделитель прокладывают в нижней части зева, образованной всеми желтыми нитями, над нитями основы, показанными как горизонтальные стороны клетки, и под всеми нитями, помеченными вертикальными черточками.
Наша схема может быть использована для фиксации узоров на двухслойных тканях и их исследования; также для обучения двухслойному ткачеству; и, наконец, может быть полезным инструментом для создания новых узоров. Используя эту схему, рассмотрим одну характерную особенность гродненских двухслойных ковров.
Элементы узора на двухслойной ткани
и вложенные узоры
Особенностью белорусских двухслойных ковров является то, что каждый из двух слоев ткани на лицевой стороне ковра местами является фоном, а местами создает узор на фоне другого слоя.
Лепестки отделены друг от друга тонкими синими линиями. На схеме (рис. 15) они показаны как ступенчатые линии, образованные протяжками пар синих нитей основы и утка, аналогичными протяжкам желтых пар нитей на рис. 13. Эти ступенчатые линии показывают вышедшие на лицевую сторону пары синих нитей и являются узором на желтом фоне цветка. Таким же синим узором на желтом фоне являются точки на боковых широких лепестках цветка (рис. 16). На схеме узора эти точки выглядят как квадратики, ограниченные двумя горизонтальными и двумя вертикальными протяжками пар синих нитей основы и утка (рис. 15). В местах расположения этих точек слои соединены между собой. Таким образом, желтый цветок лежит на синем фоне, а в желтом цветке лежит синий узор — создан вложенный рисунок, в котором синий и желтый слои попеременно играют роль фона для узора, образованного нитями другого цвета. Можно сказать, что слои в этой двухслойной ткани равноценны, так как ни один из них не выступает только как фон или узор.
Поскольку слои равноценны, это дает возможность создавать вложенные узоры, в которых вложение создается сменой слоев или выходом отдельных протяжек нижнего слоя на лицевую сторону. В тех частях узора, где протяжки лежат большими группами, образуются пятна одноцветной ткани на лицевой стороне. В других, где протяжки лежат в виде ломаной линии, отдельных квадратиков или прямых линий, они образуют тонкие линии, точки или утолщенные линии на лицевой стороне. Эта особенность присуща не всем народным двухслойным тканям. Например, в русских рязанских поневных тканях узор сделан из льняных нитей нижнего слоя (см. рис. 14), а фон — из шерстяных нитей верхнего слоя. Сопоставление русских рязанских поневных тканей и тканей белорусских двухслойных ковров позволило нам выделить особенность белорусских тканей, которая создает художественные эффекты на ткани. Название гродненских двухслойных ковров «двухосновные» подчеркивает эту особенность, поскольку обе основы равноценны при ткачестве.
Объяснение художественных особенностей узора через строение двухслойной ткани
В гродненских коврах две ткани разных цветов соединены переходами пар основы и утка из одного слоя в другой. При этом в месте перехода образуется однослойная структура ткани, а не двухслойная, поскольку при смене слоев нити одного цвета проходят между нитями другого цвета. Это значит, что в месте перехода нити размещаются относительно друг друга плотнее, чем в тех частях ткани, где лежат
несвязанные слои. В месте перехода нити давят друг на друга, дальше их взаимное давление не распространяется. Протяжки пар нитей основы и утка в двухосновных тканях образуются в местах перехода нитей из слоя в слой, поскольку тесное расположение нитей в одном слое (вместо двух) не позволяет частицам полотняного переплетения одного цвета распределиться в слое и сблизиться между собой.
Центральный стебель виноградной ветки составлен из таких же элементов, что и точки в виноградной лозе, но в стебле они примыкают друг к другу. Прямая часть стебля имеет гладкие вертикальные границы, так как техника Finnweave позволяет создавать гладкие вертикальные и горизонтальные линии. Синий виноградный лист получен сменой слоев в двухосновной ткани. Синие частицы полотняного переплетения на листе, не примыкающие к границе смены слоев, застилают поверхность сплошным синим слоем. Жилки на листе сделаны серой линией на синем фоне. Эта линия по своему строению такая же, как синяя линия на сером фоне (виноградные усики и стебельки виноградных листьев). Стыковка линий двух цветов (синий стебелек листа стыкуется с серой жилкой листа у его основания) происходит со сдвигом на 1 ряд утка.
На бордюре синего цвета лежит орнамент из серых листиков и стилизованных цветов роз. Такое обрамление центральной части ковра нередко встречается в гродненских коврах. С точки зрения структуры нет разницы между строением синего узора на сером фоне и строением серого узора на синем фоне. Смена фона на бордюре ковра была одним из приемов художественного оформления, используемых при создании гродненских ковров (например, бордюр на ковре Я. А. Райской, рис. 3). Таким образом, мы рассмотрели, как строение двухслойной ткани определяет узор на двухслойном ковре.
Заключение
Мы сопоставили в нашей статье исторические восточнопрусские двухслойные ткани (рис. 1), польские двухслойные ткани (рис. 2), русские двухслойные ткани (рис. 14), западнобелорусские двухслойные ткани (рис. 3) и сделали вывод, что по технике и способу ткачества все они относятся к одному виду тканей. Таким образом, все перечисленные ткани являются результатом применения одной ткацкой технологии, несмотря на значительные различия в узорах и используемых материалах. Ткачихи белорусских двухслойных ковров достигли большого мастерства в использовании техники двухслойных тканей для создания замечательных красивых двухслойных гродненских ковров. Обучение такой технике ткачества может быть построено на базе графической схемы — схемы записи узоров и ткачества, предложенной в этой статье. Применение схемы для записи узоров традиционных гродненских ковров может использоваться для их фиксации (перевода из «бесписьменной» традиции в «письменную» документацию) как части культурного наследия белорусского народа и передачи знаний современным ткачам. На основе схематической записи возможно сравнение узоров двойных тканей разных народов.
- Перевод цитат выполнен автором статьи В. Мариевым.
- Выражаем свою благодарность директору ГУК Гродненский областной методический центр народного творчества И. Д. Деменчук и сотруднице центра Я. А. Борисевич за помощь в организации этой поездки.
Литература
- Непочелович А. И. Выявление особенностей традиционных двойных ковров // Сб. науч. тр.
участников конф. XI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные дням Славянской культуры и письменности. Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусства, 2006. С. 100–102. - Лобачевская О. А. Белорусский народный текстиль. Художественные основы, взаимосвязи,
новации. Минск, 2013. 525 с. - Hahm K. Ostpreussische Bauernteppiche. Jena: Diederichs, 1937. 115 S.
- Burchert I., Barfod J. Textile Volkskunst Ostpreußens. Husum, 2003. 231 S.
- Plutyńska E. O starych podwojnych tkaninach Sokółki, Augustowa i Bialegostoku i o podwójnych tkaninach wspólczesnych // Tkanina polska / red. Piwocki Ksawery. Warszawa, 1959. S. 60–68.
- Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Техника ткачества Finnweave в русских узорных двойных тканях // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2014. Вып. 4. С. 140–151.
- Schrammówna H. Sztuka ludowa i jej znaczenie dla kultury artystycznej . Wilno, 1939. 110 s.
- Тризна Д. С. Белорусскiя народные дываны // Памятники истории и культуры Белоруссии.
Мiнск: Полымя, 1979. № 4. С. 32–35. - Тризна Д. С. Белорусскiя дываны i гобелены. Мiнск: Навука i тэхнiка, 1981. 127 с.
- Малиновская Т. Двухосновные ковры // Декоративное искусство СССР. 1989. № 2. С. 32–33.
- Двойное ткачество Гродненщины / подг. мат-ла Е. Ф. Шунейко, Я. И. Борисевич; ГУК Гродненский областной методический центр народной культуры. Гродно, 2013. 7 с.
- Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Восстановление древнего вида русского ткачества — узорного двухслойного ткачества // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2012. Вып. 3. С. 166–179.
- Колтышева Н. Г., Мариев В. А. Узорные двухслойные ткани Пензенской губернии // Вестн.
С.-Петерб. ун-та. Сер. 15. Искусствоведение. 2013. Вып. 2. С. 223–231.
Статья поступила в редакцию 20 марта 2015 г.
Контактная информация
Колтышева Наталья Георгиевна — кандидат технических наук; koltng@yandex.ru
Мариев Валерий Александрович — научный сотрудник
Koltysheva Natalia G. — Ph.D.; koltng@yandex.ru
Mariev Valery A. — Researcher