admin

Одежда Золотой Орды

Татьяна Сидорова, контакты с автором - Sidorova_MSU09@mail.ru

В основном фонде Волгоградского краеведческого музея хранится уникальный экспонат, представляющий собой мужской халат золотоордынского времени. В 1983 году археологической экспедицией Волгоградского Государственного университета был вскрыто мужское погребение, расположенное в кургане, который находился недалеко от хутора Тормосин Чернышковского района Волгоградской области. Таким образом, этот комплекс условно назовем «Тормосин-83». Погребение (курган №1, погребение №1) мужское, о чем свидетельствует весь погребальный инвентарь, было совершено в узкой длинной яме (прил. 1).

Впервые я ознакомилась с этим материалом, когда работала над дипломным проектом. Получив «благословение» у автора раскопок Клепикова Валерия Михайловича, я сделала попытка реконструкции халата на основе методик, представленных в коллективном издании «Исследование уникальных археологических памятников из собрания государственного исторического музея – комплекс одежд XIII-XIV вв. /М.,2002/1.

Иллюстрации и их описание смотрите в галерее в конце статьи.

Исследование фрагментов одежды началось с их классификации по деталям кроя и характеру тканей, в результате было выявлено 5 отдельных фрагментов изделий и 4 вида тканей. Не все фрагменты равнозначны по степени сохранности. Принадлежность фрагментов определяются достаточно точно: неплохо сохранились рукава изделия (прил. 2) и нижняя ее часть (юбка) (прил. 3). В 1984 году авторы раскопок опубликовали вариант реконструкции халата (прил. 4). В 2007 году я предложила свой вариант, который немного отличался от первого варианта. Обе реконструкции представляли силуэт изделия в виде трапеции, расширяющейся книзу. В моем варианте расширение достигалось за счет отрезной широкой юбки, в первоначальной реконструкции халат был не отрезной. Верхняя часть изделия не сохранилась вообще, поэтому сложно было определиться с ее конструкцией. Однако в погребении находилась отдельная деталь костюма, которую авторы отчета раскопок приняли за воротник являющийся частью конструкции верха изделия. В своем дипломе я приняла это утверждение, как аксиому. Именно поэтому и появилась мысль о нераспашном крое одежды. Итак, аргументы из моего диплома в пользу нераспашного покроя изделия.

Внимательно осмотрев «воротник» я не обнаружила ни швов, ни нитей, ни проколов от иглы по краю этого украшения, следовательно, данный элемент, «воротник», не был нашит на платье, а мог надеваться поверх него.

Этот факт не допускает возможности наличия запаха в изделии, так как на халаты с различными видами запахов или отворотов сверху не надевалось никаких текстильных украшений-воротников. Второе. Наличие нагрудного украшения не отрицает мысль о том, что изделие было распашное, но без запаха, то есть полы соединялись в стык. Подобные примеры ношения халатов зафиксированы в средневековой миниатюре. Но халаты такого типа всегда имеют какие-либо застежки, обычно пуговицы с петлями. В данном случае ни пуговиц, ни петель обнаружено не было. С данным утверждением можно было бы поспорить, поскольку лиф рубахи полностью не сохранился, и вместе с основной тканью могли сгнить текстильные пуговицы и петли. Однако петельки сохранились на рукавах, что возможно, подтверждает отсутствие их на лифе, а соответственно, и распашной тип изделия. Третьим основанием такой реконструкции изделия послужил тот факт, что «воротник» имел разрез сзади для удобства его надевания. Таким образом, я предположила, что это туникообразное нераспашное отрезное по линии талии платье-рубаха с прямыми рукавами и нагрудным украшением-воротником.

Поступив в аспирантуру МГУ, я опять вернулась к реконструкции мужского костюма из погребального комплекса Тормосин-83. В Институте Наследия под руководством Орфинской Ольги Вячеславовны2 я по новому взглянула на уже выполненную работу.

Повторяюсь, что в погребении достаточно хорошо сохранились рукава халата, особенно правый, который и дал мне возможность определить ширину ткацкого куска, что чрезвычайно важно для правильного построения выкройки.

На юбке хорошо читается линия подола и два участка со складками. Аналогичные складки зафиксированы на верхнем халате из погребального комплекса Маячный бугор – 95, который стал для меня наглядным археологическим аналогом (прил. 5). Если принять, что складки расположены на боках, то тогда получаем, что юбка – не отрезная по талии, длинной по колено или чуть выше. Высота реконструированного стана халата равна 95-100 см. Имела ли юбка запах – вопрос остается открытым, потому что обрывы как левой, так и правой полы не достигают даже центрального шва. К тому же, как я уже говорила, вообще не сохранилась верхняя часть халата в районе грудной клетки. Верхний халат из Маячного бугра – 95 указывает на крой без запаха, то есть с соединением встык с небольшим запахом на юбке.

Длина рукава с манжетами от центрального шва составляет 90 см, то есть манжет мог перекрывать руку при обычном ношении халата. Важными деталями являются петельки на верхней части рукава. Обнаружив в книге «Gold Silk / Blue and White Porcelain» китайский халат с похожими рукавами (прил. 6), которые пристегиваются за петельки к спине, я представила и Тормосинского воина сидящим на коне именно в таком халате. Нашлись и аналоги в китайских миниатюрах, где изображены лучники в халатах со снятыми рукавами или одним рукавом с той руки, которая держит лук (прил. 7).

Краеугольным камнем в реконструкции халата остается украшение – «воротник» с отделкой красной нитью. Вернувшись к рисункам отчета3, я обнаружила, что все фрагменты этого украшения были найдены в районе колен или ниже. К тому же аналогичные по форме фрагменты были обнаружены в двух погребениях золотоордынского времени из могильника Маячный бугор (1991 и 1995 гг.) и были идентифицированы как шелковая отделка кожаных сапог (прил. 8). Возможно, что фрагменты «воротника» также являются отделкой сапог (остатки которых найдены в погребении). В подтверждение этой версии можно привести изобразительные источники. Фронтиспис с книги Тарих-и-Джахан-Гушой. (Багдад 1290 г.) ярко иллюстрирует такое украшение сапог (прил. 9). В книге «Silk Road and Mongol-Yuan Art» наряду с миниатюрой, изображающей всадника в аналогичных сапогах приводится китайский археологический источник, где аналогичная отделка не пришивалась к сапогам, а являлась самостоятельной деталью (прил.10).

Таким образом, по моей реконструкции, халат получился коротким с длинными рукавами, которые могли пристегиваться к спине; юбка была в меру широкой, объем достигался за счет складок по бокам на уровне талии. Предположительно, халат застегивался на петельки или пуговицы и не имел запаха (прил. 11)

По-другому я посмотрела и на ткани комплекса.

Основная ткань халата, преобладающая в комплексе оказалась чрезвычайно интересной. Сначала ее рисунок я определила как просто растительный. Но, внимательно рассмотрев один фрагмент юбки, я увидела стебли и листья растений, которые овивают медальоны с расположенными в них животными. В верхнем медальоне животное, напоминающее косулю, а ниже, в двух медальонах одинаковые животные, лежащими друг за другом - олени (?). В китайском национальном музее шелка хранится самит с изображением оленей, лежащих головами друг к другу (прил. 12). В описании к ткани из китайского музея сказано, что это пятнистые олени sika. Их приподнятые головы и передние ноги создают впечатление, что они готовы мгновенно вскочить и бежать4. Животные на основной ткани халата кажутся мне чрезвычайно похожими на них. Прорисовка и частичная реконструкция орнамента ткани мужского халата из погребального комплекса Тормосин-83 представлена в приложении 13. Рисунок на ткани виден, но как он был выполнен? Сама ткань полотняного переплетения, однако по всему полотну наблюдаются отверстия от иглы как при вышивке или от узорообразующей нити, которая переходила с лица ткани на изнанку и наоборот при ткачестве. Если это вышивка, то она была выполнена по всей поверхности ткани, что мало вероятно. Я склоняюсь к тому, что узор был выткан. Вопрос заключается в том, какая для этого использовалась нить и почему она полностью исчезла. Можно предположить, что это была не шелковая нить, поэтому она полностью разрушилась. При внимательном изучении на полотне в двух местах были обнаружены маленькие остатки золотных нитей. Я предполагаю, что ткань была выработана с золотной нитью на органической подложке5, которая была практически полностью утеряна вследствие реставрации. Но как крепилась эта нить к ткани? Кроме дырочек по всему полотну наблюдаются диагональные полосы, вызванные небольшим поднятием основных нитей. Расстояние между полосами везде одинаковое и равняется 5 нитям основы. Получается, что узорообразующий уток проходил по лицевой стороне ткани (участки рисунка) сверху базового переплетения и каждая шестая нить основы перекрывала его сверху, прижимая к полотну. Отсюда эффект диагоналей. На участках фона с изнаночной стороны диагоналей не наблюдается, поэтому можно предположить, что нити узорообразующего утка свободно провисали на этих участках. Такой ткацкий прием называется «лансировка», а узорообразующий уток – «лансировочный уток»6.

Ткани с такой структурой встречаются в памятниках Золотой Орды (прил. 14). На рисунке представлена ткань полотняного переплетения с лансе (система 1:5), в которой лансировочным утком выступали золотные нити на кишечной подложке. Как мы видим, золотные нити имеют очень плохую сохранность, они сломаны на мелкие кусочки и крошатся. Вполне вероятно, что при реставрации их можно легко смыть. Это еще одно подтверждение того, что орнамент на основной ткани халата мог быть выткан золотными нитями, которые полностью утрачены.
Халат имел подкладку. Это шелковая ткань полотняного переплетения или тафта (прил. 15). В текстиле имеются ткацкие ошибки, узелки.

Тот факт, что подол и манжеты рукавов изделия украшены данной тканью, более дешевой и тонкой, вполне соответствует описанию Гильома Рубрука об использовании другой, дешевой ткани на подбивку низа изделий. К тому же, в некоторых частях юбки также есть маленькие вставки из этой ткани, что обеспечивало оптимальный расход материала.

Третья исследованная ткань является фрагментом текстильной отделки кожаных сапог. Это самит7 с тремя нитями утка: двух светло-коричневых и одного зеленого. Утки переплетаются со связующей основой в сарже 1:2 (Z), при наличии внутренней, главной основы. На лице ткани доминируют уточные нити, а нити главной основы полностью скрыты. Технологические характеристики тканей даны в таблице 1. По краю всей отделки сапог шла вышивка красной нити. Она была выполнена назад иглой или петельчатым швом (прил. 16).

Орнамент ткани с вышивкой читается крайне плохо. Видны элементы растительного орнамента с крупными светло-коричневыми и мелкими зелеными цветами.

Итак, я представила результаты работы с текстильным комплексом Тормосин-83 двух периодов: первого – когда я была еще студенткой и последнего - будучи аспиранткой. Во-первых, варианты реконструкции халата разительно отличаются друг от друга и, безусловно, последний – более осознанный и, надеюсь, правильный. Во-вторых, исследование вышло на более серьезный уровень за счет изучения тканей. В-третьих, так или иначе, удалось дать прорисовку орнамента основной ткани халата. Между тем, мое исследование не останавливается. Много вопросов осталось не разрешенных, но ведь главное, это правильно задать вопрос, а уж я постараюсь найти ответы.

Таблица 1


  • № фрагмента; № образца; Описание образца; Результаты исследования
  • 1; 1; Основная ткань халата (1); Основа: нить I порядка со слабой Z-круткой (шаг крутки неравномерный, около 1.2 мм), примерная толщина нити 0.25 мм. Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Уток: нить без крутки, примерная толщина нити 0.25 мм. Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Некоторые нити плохого качества спутаны в «колтуны».
  • ; 2; Подкладочная ткань халата (2); Система I (основа). Нить I порядка с круткой Z (шаг крутки 1.2 мм. Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Примерная толщина нити = 0.35 мм. Система II (уток). Нить I порядка со слабой и неравномерной Z круткой (шаг крутки 1.3 мм). Визуальное определение цвета: светло-коричневый. Примерная толщина нити = 0.25 мм.
  • 2; 1; Ткань «с вышивкой» (3); 1. Внутренняя основа. Нить I порядка с круткой Z (шаг крутки 0.7 мм). Визуальная оценка цвета: темно-коричневый. Примерная толщина нити = 0. 175 мм. Нити лежат парами. Выходят на лицевую сторону фрагмента, так как верхний его слой утрачен. 2. Нити связующей основы аналогичны внутренней. 3. Уток светло-коричневый №1. Примерная толщина нити = 0.7 мм. На лицевой стороне имеет большое количество загрязнения. 4. Уток светло-коричневый №2. Аналогичен утку №1. 5. Уток зеленый. Примерная ширина нити = 0.3 мм. Порядок пробросов утков 123123123
  • ; 2; Нить «вышивка» (красная); Нить состоит из шелковых волокон. По краям волокна лежат ровно, в середине – сбиты в пучок. Визуальная оценка цвета: красный. Примерная толщина нити = 1.5 мм.


1 Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфинская О.В., Владимирова О.Ф., Егоров В.Л. Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд XIII – XIV вв. М., 2002.

2 Орфинская Ольга Вячеславовна – ст. н.с. Центра исследования исторических и традиционных технологий Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва (Институт Наследия)

3 Клепиков В.М. Отчет об археологических раскопках и разведках Чернышковского района Волгоградской области в 1983 году. Археологическая лаборатория ВолГУ. Волгоград,1983.

4 Шелковый путь. 5000 лет искусства шелка: каталог выставки. СПб, 2007. С.104

5 Описание аналогичных нитей см. в Лантратова О.Б., Голиков В.П., Орфинская О.В., Владимирова О.Ф., Егоров В.Л. Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд XIII – XIV вв. М., 2002.

6 А.А. Иерусалимская. Словарь текстильных терминов. СПб, 2005. С.24

7 Тамже. С.38

 Приложение 1. План погребения №1 кургана 1 Тормосин-83

 Приложение 2. Рукава платья-рубахи. Тормосин-83 (к.1, п.1).

 Приложение 3. Нижняя часть (юбка) платья-рубахи. Тормосин-83 (к.1, п.1).

 Приложение 4. Реконструкция изделия авторов отчета 1983 г. Тормосин-83 (к.1,    п.1). Вид спереди 4.1) и сзади 4.2).

 Приложение 4. Реконструкция изделия авторов отчета 1983 г. Тормосин-83 (к.1,    п.1). Вид спереди 4.1) и сзади 4.2).

 Приложение 5. Верхний халат. Схематическое изображение. 1 – вид спереди (левая пола), 2 – вид сбоку, 3 – вид сзади. Погребальный комплекс «Маячный бугор» (по изданию «Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного исторического музея – комплексов одежд XIII-XIV вв.» М., 2002. С.29)

 Приложение 6. Мужской халат из китайского издания «Gold Silk / Blue and White Porcelain»

 Приложение 7. Изображения всадника и лучника со снимающимися рукавами.
«Gold Silk / Blue and White Porcelain»

 Приложение 7. Изображения всадника и лучника со снимающимися рукавами.
«Gold Silk / Blue and White Porcelain»

 Приложение 8. Сапог из погребения 51. Реставратор Синицына Н.П.
8.2) Фрагменты шелковой отделки кожаных сапог из погребения 93.

Приложение 8. Сапог из погребения 51. Реставратор Синицына Н.П.
8.2) Фрагменты шелковой отделки кожаных сапог из погребения 93.

 Приложение 9. Фронтиспис с книги Тарих-и-Джахан-Гушой. Багдад 1290 г. Парижская национальная библиотека.

 Приложение 10. «Gold Silk / Blue and White Porcelain»

 Приложение 11. Реконструкция модели халата. Тормосин-83 (к.1, п.1)

 Приложение 12. Синий самит с изображением оленей. Китайский национальный музей шелка. Ханчжоу.

 Приложение 13. Реконструкция орнамента основной ткани халата. Тормосин-83. (к.1,п.1)

 Приложение 14. Ткань золотоордынского халата из погребального комплекса 1993 года. Изнанка и Лицо.

 Приложение 15. Микрофотография ткани №2. Тормосин-83 (к.1, п.1).

 Приложение 16. Вышивка красной нитью на шелковой отделке сапог. Тормосин-83 (к.1, п.1).