admin

Набойка в народном костюме

Традиционный народный костюм Вологодской области

Ранее набоечники жили в крупных городах и торговых центрах. В деревню перенесли свою деятельность уже в середине 18 столетия. Городские жители поголовно переоблачились в ситец и другие материалы. Набоечные заводы встречались в крупных городах крайне редко, идет их вытеснение из деревенского обихода.


Старожилы деревень Малая, Левинская, Щеголиха вспомнили, что набивкой холста в деревне Малая занималась семья Борисовых. Отец Ефим и три сына – Павел, Василий и Конон. Холсты приносили красить со всей Тигинской волости. Мастеров называли синельниками.

В мастерской братьев Борисовых стояла печь, с вделанным в неё котлом в котором грели воду, варили краску. Краску наливали в большие деревянные кадульки- чаны. Чан- высокая в 1.5 метра, расширяющая верх кадушка, с толстыми (6-7 см) стенками, окованная 3-4 обручами.

Секрет изготовления (кубовой) синей и желтой краски утерян. Удалось лишь узнать, что в синюю краску добавляли купорос, а в желтую – пыльцу цветущей ивы.

Узоры рисунка наносились приспособлением, которые были из дерева. На верхней части делались узоры из железа или вырезались на самом дереве. Это были цветочные узоры, точки, петушки, птицы (тютьки). На отбеленный холст накладывали желтой краской рисунок. После того, как рисунок был готов, холсты синили в чанах. Холсты скатывали в рыхлый рулон, прикрепляли к палке, опускали в чан и держали несколько часов. Затем подвешивали над чаном, чтобы стекла вода и полусухие холсты вывешивались для просушки на вешалах. Таким способом синили не только сарафаны, но и фартуки, кофты. Они обычно украшались точками или цветками.

Краска не линяла и долго не старилась.


Промысел исчез в 1929 году. В Тигинской краеведческой комнате Дома культуры сохранились старые набивки, по ним можно судить какие узоры, использовали мастера в своей работе.

Использовали три цвета синий, красный (оранжевый), желтый. Жительница из д. Бучеровская назвала такой сарафан троекрасник. Синельная состояла из двух помещений, в первом лежали холсты, предназначенные для окраски. Во втором стояли чаны, где красили (синили) холсты. Под потолком были натянуты веревки, на которых висели набойки-образцы. Вот как вспоминает о работе мастера Клавдия Ивановна Карасова: Расстилал на большом столе, прикладывал доску, стучал по ней молоточком. Цветы получались черные. Потом ткань синил. Прополаскивал в реке. Все работы делал сам. 

Кубовые набойки выполняли способом резервирования. При помощи деревянных досок с вырезанным и выложенным медными гвоздиками и пластинками узоров на холст наносился резерв или вапа – смесь из глины и камеди или крахмала, глины и воска. Затем ткань опускали в чан с краской. Окрашенными оказывались все нити холста, за исключением мест, покрытых вапой. Холсты прополаскивались, смывали лишнюю краску, вапу отквашивали (убирали), и на глубоком синем фоне появлялись белые узоры.
Если в вапу добавляли свинец, рисунок оказывался желтым. Дополнительный узор наносился с помощью штампика яркими масляными красками.

Ткани Журавлева отличались изысканностью цвета и рисунка. Мастер дополнял набойку россыпью цветных горошин, выполненных масляной верховой краской.

В сарафане – троекрашнике- также использовалось три цвета на синем фоне: белые, желтые цветы и оранжевые горошины.

Ткани пользовались спросом.

Основа сарафана должна быть льняная, шерстяную основу не делали. Со льном сарафан будет крепче.


Старые манерники (печатные доски) были вырезаны из дерева или же шли с примесью металлических частей. В более позднее время все больше и больше в выполнении рисунка используется металл. В последнее время деревянные детали заменяют металлическими и механическим производством. В качестве материала используются обыкновенные холсты и новина, вообще льняные ткани встречаются выражение Крашенина аленая или аленая выбивка. Реже упоминается выбойка бумажная или другой материал.

В документах мало указаний, какими красками пользовались кустари, встречаются два названия крутикъ, калыга, а в позднее время сандаль, индиго, купорос и железо. Цвета крашенины черная, синяя, лазоревая, красная, зеленая, темно-зеленая, кирпичная. Чаще других упоминается лазоревый, синяя и зеленая крашенина.

Окраска для получения алого цвета

8 фунтов (453,59237 граммов в одном фунте) – сандалу алого
16 штофов воды (1 штоф = 1/10 ведра = 10 чаркам = 1,2299 литра)

Кипятили, чтобы половина раствора ушла. Остатки заливали в кадку. Потом брали штоф сандала и на него наливали остатки воды и еще кипятили, клали 1\2 фунта квасцов толченных мелко и мешали, добавляли 1 лать орешков, 1 лать нашатыря. Прибавить крахмалу и печатать или цветить.


Выбойка и крашенина

Человеку свойственно себя украшать. Особенно охотно человек украшает свою одежду. С открытием природных, минеральных и растительных красок, было естественно перейти к одноцветовой и многоцветовой раскраске ткани. Отсюда произошли 2 основных типа крашенных тканей: крашенина и набойка или выбойка.

Часто упоминается выбойка полосатая, пестрая и травчатая. Последняя размечается по фону по белой земле, по зеленой земле, по лазоревой земле. Реже встречается выбойка крестчатая, крущатая. В устном предании сохранился целый ряд узоров: шах-мать, дорогами, лапки, звездочки, репьи, огурцами, в елочку, горохами, горошинками, гребешками, змейка, жуки, светики, глазками, в клеточку, рубчики, круги, копытца, струями. На что было больше похоже зрительно, так и называли.

Чаще всего используются мотивы растительных узоров. Чисто геометрического характера встречаются редко, равно, как изображение животного мира и быта.

Крестьянам нравились разного рода фантастические узоры типа Вавилон.

Из крашенины изготавливали: ризы, поручи, пояса, одежды, покровцы, завесы, подрясники, кафтаны, шубки. Из набойки: ризы, стихари, поручи.

Набойка служила материалом для церковных предметов. А крашенина в быту в житейском обиходе. Крашенина в церкви использовалась в качестве опушки, каймы, подкладки. Выбойка и крашенина использовалась в соединениях с другими тканями, в виде оплечий, ометов у риз. Выбойка соединялась со следующими тканями: бархат, зендер, камка, кумач, полотно, серебряное шитье, тафта. Крашенина же встречалась лишь в сочетании с выбойкой и пестрядью.

Торговля шла в рядах крашанинах (или кашемировых ряда). Окраска стоила по копейке с небольшим за аршин (2 деньги). Окрашенный материал стоил в 2 раза дороже неокрашенного.


Мастера отмечают, что старинный способ получения узорчатой расцветки не оправдывает затрат производства. Он не в состоянии дать тонких и четких узоров, не прочен и не ярок узор, идет растекания рисунка. Лучше использовать бель и расцвечивать холст, путем вытравливания, применяя его к малых узорах, так как при воспроизведении крупных рисунков неизбежна потеря красителей. По окрашенной ткани печатают химическим составом, разрушающим краситель на тех местах, где выбита вытравка. В результате не битые места получаются белые.

Под гладное окрашивание направляется отваренные домашним способом новые холсты или поношенные вещи исключительно из льняных частей. Товар проваривают в течение нескольких дней в горячей воде. Варка нужна для удаления волокон, естественных примесей, жиров которых в сыром виде льна достаточно много. Если холст плохо отварить, то получится неравномерное окрашивание холста.

Когда синельни прекратили свою существование, то жители сами стали красить одежду и пряжу. Жили за счет своего, что наткут, напрягут, в том и ходили. Все одевались - с веретена, холсты красили. Красили, каждый для себя отдельно, краски брали из коры деревьев.