admin

От НАБЕРЦОВ до НЯР

НАБЕРЦЫ — онучи из холста. Термин был распространен в Калужской, Рязанской, Тульской губерниях в XIX — начале XX века.


НАБИВАЛЬНИК — женская горничная одежда типа сарафана из синего набивного домашнего холста с рисунком. Шился из трех полотнищ ткани — двух перед­ них и одного заднего, зауженных в верхней нагрудной части и расширенных книзу. В боко­ вые швы набивальника вставлялись широкие клинья. Узкие лямки выкраивались из заднего, заложенного двумя складками по бокам полотнища.

На шов, соединявший передние полы набивальника, нашивались медные пуговицы и красный шнур, формирующий петли застежки. Вдоль шва, на груди и вдоль верхней застежки набивальника нашивали полосы кумача, красного сукна, позумента.

Наибольшее распространение этот тип сарафана получил в конце XVIII — XIX веке в Архангельской губернии.


НАБИВНИК (ПЕЧАТНЫЙ САРАФАН) — женская горничная одежда типа сарафана на узких лямках из синего набивного домашнего холста с рисунком. Имел вид высокой юбки на лямках. Шился он из пяти-восьми полотнищ ткани, присборенных мелкими складками вверху по всей окружности груди или только на спине. Узкие лямки выкраивались отдельно и пришивались на груди и спине. Застежка в виде прорехи делалась впе­ реди или на левом боку и застегивалась на пуговицу или завязывалась лентой. Лямки и верх набивника часто обшивались полосой кумача.

Сарафан такого типа получил широкое распространение в северных и центральных губерниях Европейской России.


НАБОРОШНИК — девичий головной убор в виде венца с пятью лучами-городками на неширокой (около 5 см) повязке из позумента. Венец вырезался из бересты или плотного картона, проклеенного холстом. Он был ажурным. С лицевой стороны венец украшался стеклом в металлической опра­ ве, жемчугом, бисером, перламутром, золотной нитью. С изнаночной стороны окрашивался в красный цвет или обтягивался набойкой, ситцем. Сзади к наборошнику прикреплялась широкая (до 30 см) полоса парчи или шелка, которая спускалась до середины спины. Наборошник за­ вязывался тесемкой под косой.

Такой головной убор бытовал до середины XIX века как праздничный. Со второй половины XIX века использовался как свадебный. В нем девуш­ ка-невеста причитала на девичнике и венчалась в церкви.

Термин наборошник был распространен в применении к такому венцу в Кемском уезде Архангельской губернии.


НАБОРУШНИК — женское шейное украшение, представляло собой прямую или фигурную поло­ су холста, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Лицевая сторона наборушника плотно зашивалась рубленым пер­ ламутром, речным жемчугом, встав­ ками стекла в металлической оправе. Наборушник являлся украшением праздничного костюма девушек на выданье и молодых замужних жен­ щин Архангельской, Олонецкой и Тверской губерний.


НАВЕРШНИК (НАГРУДЕНЬ, НАСОВЧИК, ТОРГАН) — нагрудная женская одежда из белого холста, белого или синего сукна домашней выработки. Шились обычно туникообразными, глухими, с овальным или четырехугольным воротом, иногда с коротким разрезом на груди.

Старинные навершники имели прямые или расклешенные бочки, более поздние шились с красными или белыми клиньями, вставленными сзади между спинкой и прямыми бочками. Навершники были разной длины — сравнительно короткие, до талии, и достигающие колен. Рукава могли быть длинными, до запястья, короткими, до локтя, или вообще отсутствовать.

Навершники, как правило, украшались кумачом, лентами, позументом, бахромой, блестками, по­ лосами узорного тканья. Яркость и обилие укра­ шений зависело от возраста его владелицы. Де­ вушки и молодые женщины носили особенно богато украшенные навершники. Украшения рас­ полагались на плечах, по краю рукавов, уклады­ вались горизонтальными полосами по подолу. Ру­ кава были иногда целиком сшиты из полос крас­ ного браного тканья, украшались по краю кружевом или кумачом. Край подола часто ук­ рашался кружевом, шерстяной бахромой. При сшиве полотнищ ткани вставлялись полосы ку­ мача, плетеная тесьма. Пожилые женщины но­ сили менее украшенные навершники.

Траурные навершники или, как их еще называли, «навершники по печали», орнаментировались только сзади. Боковые и задние полотнища ор­ наментировались узором, вытканным в браной или закладной технике, полосами кумача. Переднее полотнище, более короткое в траурных навершниках, чем заднее, украшалось лишь тонкими полосками, затканными красными нитками.

Замужние женщины надевали навершники поверх рубахи, понёвы и фартука, девушки — поверх рубахи.

В XIX — первой четверти XX века они бытовали в Рязанской, Тульской, Калужской, Тамбовской и местами Воронежской губерниях.


НАГОЛЕНКИ — чулки из мягкой кожи без ступни, прикры­ вали ногу от колена до щиколотки. Наголенки надевались обычно с лаптями и онучами, если крестьянин отправлялся в глухие болотистые места. В XIX веке были распространены в Псков­ ской, Новгородской, Костромской губерниях.


НАГРУДЕНЬ — НАВЕРШНИК (см.).


НАГРУДНИК — нагрудная женская одежда. В XIX — первой четверти XX века этим термином обозначались два вида одежды, распространенные в южных губерниях Европейской России. Нагрудники составляли часть костюма замужних женщин. Надевались с рубахой и понёвой.

Нагрудники молодых женщин и женщин средних лет спереди были украшены полосами кумача, лентами, вышивкой шерстяными нитками и блестками. Старухи носили нагрудники без вышивки.

1. Нагрудником назывались в некоторых селах и деревнях навершники с рукавами или без рукавов.

2. Короткая одежда на лямках из черной шерстяной ткани домашнего изготовления, напоминавшая по покрою БАСТРОГ (см.).


НАЗАДНИ — женское поясное украшение. МАХРЫ (см.) Термин использовался в XIX веке в Рязанской губернии.


НАЗДЕВОК — нагрудная женская одежда из синего ситца туникообразного покроя, с прямыми бочками, глухая, с длинными прямыми рукавами. Носили его замужние женщины поверх НАВЕРШНИКА (см.) в Рязанской губернии.


НАКОЛЕННИКИ — термин обозначает два разных вида одежды.

1. Чулки без ступни, вязанные из белой, черной шерсти крючком или спицами. Наколенники закрывали ногу от колена до щиколотки. Их носили зимой женщины с валенками или сапогами.

Наколенники были распространены в Архангельской губернии.

2. Фартук, завязывавшийся под животом. Носили в Нижегородской, Рязанской губерниях.


НАКОЛКА — головной убор замужних молодых женщин, представлявший собой шапочку овальной формы из шелка на твердом каркасе из картона или проклеенного холста с ситцевой подкладкой. Шелк шапочки обычно закладывался в складочки. Наколки украшались ленточками, бантиками, кружевом.

Наколки, известные еще в первой половине XIX века, получили широкое распространение в русских де­ ревнях в конце XIX — начале XX века. Были известны в некоторых уездах Архангельской, Вологод­ ской, Новгородской, Вят­ ской, Пермской губерни­ ях, в губерниях централь­ ной России, а также на Алтае и в Енисейской губернии.


НАКОМАРНИК — СВЕТОШНИК (см.).


НАКОСНИК — КОСНИК (см.).


НАКОЧЕТНИК — нарукавники из овчины мехом наружу, надевавшиеся на рукава охотниками за соболем с целью предохранения от попадания снега в рукавицы. В XIX — первой четверти XX века были распространены в Сибири.


НАКОЧУТКИ — мужские и женские носки из овчины или собачьего меха. Термин был распространен в Приангарье с XIX века.


НАКУЛАЧНИКИ (МИТЕНКИ) — женские перчатки к праздничному костюму. Этим словом обозначались длинные (до локтя) узкие перчатки без пальцев. Они обычно вязались на спицах из тонкой белой хлопчатобумажной нитки или покупались готовыми в лавках и на ярмарках.

Накулачники входили в состав костюма, включавшего в себя рубаху с короткими (до локтя) рукавами, сарафан, душегрею, венец или кокошник. Верхний край перчатки слегка прикрывался пышным воланом, пришитым к краю рукава. Поверх накулачников иногда надевались металлические браслеты.

В XIX веке их носили богатые девушки и молодые замужние женщины по большим праздникам в северных губерниях Европейской России: Архангельской, Вологодской, Олонецкой. К началу XX века они почти повсеместно исчезли из деревенского костюма.


НАЛОБЕНЬ — девичий головной убор в виде обруча из луба, обтянутого холстом и ситцем, высотой в 4—5 см.

Украшался полосками кумача, позументом, тесьмой с блестками, а также сеткой, плетенной из цветного бисера, прикрепленной к краю налобня. С двух сторон к налобню пришивались по четыре подвески из мелких стеклянных бус с кисточкой из цветной шерсти. Налобень надевался на лоб и покрывался платком, сложенным по диагонали и завязывавшимся под подбородком. Такой головной убор надевался девушками по большим праздникам и очень ценился. Он был известен в Калужской и Орловской губерниях.


НАМЁТКА — головной убор девушек и замужних женщин, относящийся к типу полотенчатых головных уборов. Это полотнище белого холста шириной в 40 см, длиной около 300 см, с концами, укра­ шенными бахромой из красной, желтой и зеленой шерсти.

Полотнище ткани складывалось в виде полосы в 15—17 см шириной и три раза обматывалось вокруг головы.

Концы намётки закладывались по сторонам таким образом, чтобы бахрома свисала на виски и уши, или завязывались на затылке, спускаясь на плечи. Девушки укладывали намётку так, что­ бы были видны волосы на макушке и коса. Замужние женщины надевали ее поверх ПОВОЙНИКА (см.), закрывавшего волосы, заплетенные в косы и уложенные вокруг головы.

Намётка — один из самых древних головных уборов восточных славян, восходящий к полотенчатым головным уборам Древней Руси. Она была широко распространена в XIX веке у белорусов, известна украинцам. В России полотенчатые головные уборы бытовали в Смоленской и Орловской, в некоторых деревнях Тверской губернии под разными названиями: ширинка, полотенце, связка. Термин намётка был распространен в Смоленской губернии.


НАПАЛОК — наручное как женское, так и мужское украшение, литой или штампованный массивный перстень, надевавшийся на указательный палец. Термин употреблялся с XVII века.


НАРУКАВНИК — женская плечевая одежда типа передника из холста, сатина, шелка или кашемира. Встречались нарукавники двух типов:

1. Первый из них, просуществовавший до 80-х годов XIX века, был туникообразного покроя. Его шили из одного перегнутого по уточной нити на две неравные части полотнища. Более длинная часть приходилась на переднюю, а короткая — на заднюю стороны нарукавника. Обе части по­ лотнища скашивались к верху на боках. На сгибе полотнища прорезалось посредине четырехуголь­ ное отверстие для головы. Задняя часть полот­ нища разрезалась вертикально от подола до ло­ паток. Узкие рукава из полотнища ткани расширялись вшитым клином и пришивались к верхней части нарукавников. Верхняя часть нарукавника и вырез ворота украшались вышивкой.

2. С конца XIX — начала XX века в моду вошел другой тип нарукавника, шившийся с отрезной кокеткой, выкраивавшейся, как и в первом случае, вместе со спинкой из одного куска материи. Нижняя часть нарукавника при пришивании к кокетке закладывалась мелкими складками-борами. Рукава на плечах и концах также присбаривались. Нагрудный шов, концы рукавов и подол нарукавника украшались нашивками и аппликацией из ткани и лент, а верхняя часть рукавов вышивалась.

Рабочие нарукавники делались преимущественно из холста и почти не украшались, а праздничные шились из нарядных фабричных тканей. Нару­ кавник надевался поверх рубахи с сарафаном и спереди полностью их закрывал.
Термин нарукавник получил распространение среди русских, живших на Алтае в XIX—XX вв.


НАРУКАВНИКИ — нагрудная женская одежда из пестряди, ситца, набойки, шелка, кашемира, надевавшаяся поверх рубахи и сарафана как в будни, так и в праздники.

Шили их или в виде двух длинных узких рука­ вов, скрепленных между собой двумя полосами ткани, или в виде очень короткой распашной кофточки с длинными, слегка зауженными к запястью рукавами. Кофточка выкраивалась из одного полотнища ткани, сложенного по основе. Нарукавники обшивались вдоль пол и по вороту шелковой, шерстяной, хлопчатобумажной тесьмой, застегивались на серебряные или оловянные круглые пуговки и навесные петли или не имели застежки.

Их носили в XIX — начале XX века девушки и женщины Архангельской и Вологодской губерний, русские старообрядцы Латвии.

Термин нарукавники был известен также в Олонецкой губернии. Однако им обозначали не­ сколько иную одежду: кофту длиной до пояса, с длинными рукавами, круглым воротом, без переднего разреза, плотно облегающую фигуру женщины.


НАРУШНИКИ — съемные манжеты к женским праздничным рубахам. Они изготавливались из разноцветных лент, собранных на тонкую тесемку, застегивались около запястья на пуговицы или крючки. Иногда нарушники пришивались к концу ру­ кава рубахи. Они были обычно длинными, закрывающими почти полностью кисть руки, и широкими.

Нарушники украшались бисером, блестками, пуговками, которые располагались на тесьме около запястья. Такие украшения надевались только в особо торжественные дни, когда женщина ехала в гости, шла в церковь или на общедеревенское гуляние. У каждой женщины было несколько нарушников, которые она носила поочередно в течение года.

Нарушники были распространены в южных губерниях Европейской России, но особенно они были по­ пулярны в Воронежской и Тамбовской губерниях.


НАСОВ — верхняя мужская и женская одежда, надевавшаяся на работу, из белого или черного холста, туникообразного покроя, с прямыми бочками, длинными прямыми рукавами, овальным или че­ тырехугольным вырезом для головы, длиной до колен. В некоторых деревнях насовы использовались как похоронная одежда. Термин в применении к одежде такого рода был распространен в Псковской губернии.

Под этим же названием известна и женская горничная одежда на широких лямках типа сарафана из белого холста, бытовавшая в Калужской и Смоленской губерниях и в Ржевском уезде Тверской губернии в середине XIX века.

Насов шился с цельными прямыми передним и задним полотнищами, расширявшимися в боках двумя длинными косыми вставками. Широкие лямки со спинкой выкраивались или из одного заднего полотнища, или из переднего и заднего. Вырез ворота делался квадратным, а проймы — не очень широкими. Ниже ворота на переднем полотнище располагался неглубокий, застегивавшийся на пуговицу и затягивавшийся нитяной сеткой нагрудный разрез.

Ворот, нагрудный разрез и подол насова обшивался полосой красного кумача.


НАСОВЧИК — НАВЕРШНИК (см.).


НАХУТАРНИЦА — мужская, валянная из овечьей шерсти шапка, круглая, без полей, с пришитой сзади холщовой лопастью. Надевали ее, отправляясь на охотничий или лесной промысел. Термин был распространен в XIX — начале XX века в Енисейской губернии.


НАШЕЙНИК — под этим термином известны два различных дополнения костюма.

1. Нашейник (ошейник) — часть мужского зимнего костюма — воротник из беличьих хвостов, нанизанных на шнурок. Надевался для защиты горла от снега и холода. Его надевали ямщики, отправляясь в дальнюю дорогу. В XIX веке бытовал в Западной Сибири. Под другими названиями был известен на севере Европейской России.

2. Женское праздничное шейное украшение. Нашейник представлял собой неширокую полосу холста, кумача, реже шелковой ткани на подкладке, застегивавшуюся сзади на шее на пуговицу или крючок. Лицевая поверхность нашейника расшивалась нитками или мелким цветным бисером геометрическим узором, преимущественно крестами. Края нашейника обшивались сосбаривавшейся полосой домашнего кружева из суровых нитей. Нашейники получили распространение в XIX — начале XX века в Перемышльском уезде Калужской губернии.


НЕГОВАНИ — термин применяется к одежде и обуви.

1. Мужские и женские чулки из оленьего меха. Термин был распространен в Тобольской губернии с XIX века.

2. Мужские и женские сапоги из замши, повседневные. Термин был распространен в Тобольской губернии с середины XIX века.


НИЗИК — женская поясная одежда — нижняя юбка. Шился из четырех — шести прямых полотнищ домотканой или фабричной белой ткани. По та­ лии собирался сборками под обшивку, на подол нашивалась полоса кружева,
Низик носился с юбкой или сарафаном и шился несколько длиннее их, чтобы при надевании была видна кружевная оборка.

Термин низик употреблялся в XIX — начале XX века в Сибири.


НОГОВИКИ — 1. Белые холщовые женские чулки без ступни, закрывавшие ногу от колена до щиколотки, надевались летом на босу ногу.

2. Термин ноговики был распространен в XIX — начале XX века в Смоленской губернии и для обуви.


НОГОВИЦЫ — чулки из мягкого войлока или мягкой кожи, надевались с БАХИЛКАМИ (см.). Такого типа чулки были распространены у казаков на Дону и Северном Кавказе.


НОСОВЕЦ — женская горничная одежда на лямках с не­ большими проймами типа сарафана из синего домашнего холста. Шился преимущественно из трех полотнищ тка­ ни —двух передних и одного заднего, расши­ рявшихся в боковых швах несколькими клинья­ ми. Лямки выкраивались из заднего полотнища вместе со спинкой. Передние полы сшивались или застегивались на некрупные металлические пуговицы и воздушные петли, образованные на­ шитой на край одной из пол круглой тесьмой.

Иногда передняя и задняя полы носовца делались на подкладке. Носовец был распространен в Старицком, Бежицком и Тверском уездах Тверской губернии.


НЮШВАЙ — мужские и женские сапоги из замши, будничные. Термин был распространен в Тобольской губернии с середины XIX века.


НЯРЫ — мужская обувь из оленьей, лосиной шкуры мехом наружу на мягкой подошве, обшитая по верхнему краю тканью. Обувь затягивалась у щиколотки ремешком или шнурком, продернутым сквозь ткань. Няры использовались в основ­ ном при ходьбе на лыжах, надевались с меховым или шерстяным чулком. Они были распространены в Пермской губернии в XIX — первой четверти XX века.