admin31.10.200817.06.2013
Яценко С.А.
Цветовые предпочтения в костюме древних ираноязычных народов
Рис. 31. Некрополь Тилля-тепе,Афганистан, сер. I в. н.э. Костюм князя и его жен (реконструкции С.А.Яценко, 1984 г.).
Рис. 32. НекропольТилля-тепе, Афганистан, сер. I в. н.э. Погребальные покровы князя и его жен(реконструкции С.А. Яценко, 1984 г.).
Рис. 33. Массивные золотыеизделия: 1 – ахеменидские браслеты из Вани, Грузия (Goldschmiedkunst1986); 2 – греко-скифская пектораль из Толстой Могилы; 3 –греко-скифский гребень из кургана Солоха; 4 – застежка (пояса или халата) изСибирской коллекции Петра I (2-4 – Im Zeichen2007).
Рис. 34. Золотые аксессуарыкостюма со вставками минералов синего/зеленого цветов (бирюза), VII в. до н.э. – I в. н.э.: 1 – пояснаяпряжка, Южная Сибирь (по М. Завитухиной); 2 – серьга, Каргалы, ВосточныйКазахстан, усуни (по К.М. Байпакову, Т.В. Савельевой); 3 – аппликации одежды,Чиликты, Восточный Казахстан, саки (по З. Самашеву); 4 – поясная пряжка, кургану Мехзавода, Ростов-на-Дону, ранние аланы (по Е. Яхно, А. Гусевой); 5 – браслет,дачи, курган 1 у г. Азов, ранние аланы (по Т.А. Габуеву).
Рис. 35. Золотые аксессуарыкостюма со вставками минералов красного цвета (сердолик, гранат): 1 – диадема,курган Хохлач, г. Новочеркасск, ранние аланы (по Е.Ф. Корольковой); 2 – пояс,Уреки, Грузия (Goldschmiedkunst 1986); 3 – накладнаяпластина, Иран (Висбаден) (по R. Ghirshman); 4 – пояс,Алтынасар, Южный Казахстан, джетыасарская культура (по Е. Яхно, А. Гусевой).
Рис. 36. Костюм с вышивкойзолотом: 1 – Песчаный, курган 10, сарматы-сираки (реконструкция С.А. Яценко,рис. Е.В. Уздениковой); 2 – римская вышивка на подоле женского платья, СоколоваМогила, I в. н.э., Одесская обл. (по А.К. Елкиной); 3, 4 – персыэпохи Ахеменидов, мозаика со сценой битвы при Иссе из Помпей, глазурованная реплика,Эрмитаж (по А.А. Трофимовой).
Fig. 37. Золоченые имитации металла, женские головныеуборы пазырыкской культуры (реконструкции Д. Позднякова): 1 – Верх-Кальджин2, курган (по Н.В. Полосьмак); 2 – Ак-Алаха, курган 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л.Барковой).
Fig. 38. Сочетание красного и белого в одежде: 1, 6 – женские рубаха и высокиевойлочные сапоги из кургана 1, Ак-Алаха 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 2– правитель на оссуарии из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 3 – кушанскийкафтан из могильника Иньпань, Синьцзян (по Li Wenying); 4 – послы Чаганиана(Тохаристан) на верблюде, Самарканд (по Л.И. Альбауму); 5 – портретхорезмийского царя из дворца в Казаклы-яткан (по В. Ягодин, A. Betts).
Рис. 39. Сочетание красногои синего: 1-2 – Пазырык, курганы5 и 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 3-4 – Загунлук,могилы 1 и 2, Синьцзян (по R. Ahmat, Hes Duxiu).
Рис. 40. Ювелирныеукрашения на территории Персидской империи и ираноязычных этносов со вставкамиминералов синего/зеленого и красного цветов: 1 – пряжки,Армазис-Хеви, Грузия (Goldschmiedkunst1986); 2 – поясная пряжка, Южная Сибирь, Эрмитаж (по М. Завитухиной); 3 – сасанидский пояс, коллекция PattiCadby Birch (Украшения Востока 1999).
Рис. 41. Полосатые ткани вкостюме скифо-ахеменидской эпохи: 1 – юбка, курган 2 в Пазырыке (по Е.Г.Царевой); 2 – штаны (сверху вниз) персов, ранних скифов, «классических» скифов(по С.А. Яценко); 3 – персидский воин, храм Афайя с острова Эгина, Мюнхен(реконструкция V. Brinkmann, фото С.А. Яценко).
Рис. 42. Сочетание красногос зеленым: 1 – скифский курган Чертомлык(по А.Ю. Алексееву); 2 – Так-и Бустан, Иран (по M. Riazi);3 – халат-kandys из кургана у Катанды, 1865 г., пазырыкская культура(реконструкция Е. Видоновой).
Рис. 43. Магическаязащитная одежда из разноцветных кусков, Иран (по M.P. Chitaz).
Рис. 44. Зеленый цвет: 1 – рубаха перса эпохи Ахеменидов вмозаике со сценой битвы при Иссе, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А.Трофимовой); 2 – рубахаперса эпохи Ахеменидов на скульптурном сосуде из Павловского кургана, Эрмитаж (по А.А.Трофимовой, Е.Н. Ходза); 3 –сасанидская живопись в Кухи Ходжа, Систан (по R. Ghirshman); 4 – «Иранскийбодхисатва» (бог-покровитель ткачества) на деревянной «иконке» изДандан-Уйлука, Хотан, VII в. (по M. Bussagli); 5 – волхвы из Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (по М.Н.Бутырскому); 6 – сасанидскийшелк, Париж (по R. Ghirshman); 7 – ахеменидскаяткань из кургана 4 в скифском могильнике Мамай Гора (по С.И. Андрух, Г.Н.Тощеву).
Рис. 45. Коричневый цвет вкостюма китайских согдийцев 2-й пол. VI – VII вв. н.э.: 1 – деревянная фигурка предполагаемого согдийца из могилы 206, 1973 г. внекрополе Астана (Турфан, Синьцзян) (по Selected Treasures 2006); 2 – Ань Цзеразвлекают танцами. Деталь гранитного погребального ложа Ань Цзе 579 г. н.э.,г. Сиань (An Jia 2003).