Техники росписи по тканям

После нанесения воскового покрытия ткань была окрашена в желтый цвет. Получился белый узор на желтом фоне. Ткань высушили. Далее расплавленным горячим воском (отсюда и название - горячий батик) закрыли все поверхности, которые предполагалось оставить желтыми. Красные и зеленые узоры нанесли кистью. Снова просушили ткань. В последний раз покрыли ткань воском - оставив свободными от этого резервирующего состава только будущие черные поверхности. Опустили ткань в черный краситель, после чего снова просушили и удалили восковое покрытие.


Случайные трещины, образовавшиеся в процессе крашения (на панно можно различить черные, красные и зеленые), по форме легко отличить от тех, которые специально создают в своих работах современные художники.


Сегодня горячий батик стал менее трудоемким, оставаясь по-прежнему живописным, высокохудожественным видом росписи.


Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий «витражный» контур делают эту технику интересной для опытных мастеров и привлекательной для начинающих.


Техника узелкового батика пришла с островов Океании. Одно из ее названий - «бандана» -подсказывает, вещи какого назначения можно окрашивать в этой технике. Но не только их. Затейливыми переходами цвета часто покрывают футболки, платья, куртки и даже пальто.


Чтобы воплотить в жизнь свой замысел, современные художники нередко сочетают техники между собой. Например, роспись, выполненную в технике холодного батика, могут покрыть трещинами, характерными для горячего, или создать работу сплошь из разноцветных трещин, дополненных небольшими элементами холодного батика.


Роспись ткани с помощью аэрографа, распылителя или аэрозольных баллончиков с автомобильной эмалью можно назвать батиком весьма условно. Но кто знает, может быть, спустя какое-то время этот вид росписи прочно займет свое место в раду традиционных техник росписи ткани.

Уникальные техники - монотипия и двойной батик

Монотипия

Техника проста в исполнении, но она дает исключительный эффект. На поверхность листа из стекла или пластика наносится красочный рисунок хаотичные пятна различных размеров и цветов. Когда композиция на стекле будет завершена, на нее сверху кладется ткань и плотно прижимается. Рисунок отпечатывается, далее дорисовываются детали прямо по ткани.

При монотипии можно использовать фотоэффект (не для всех красок работает): на еще не высохшую краску положите различные шаблоны. Поместите работу под яркий осветительный прибор. При высыхании краска под шаблонами посветлеет, что придаст изображению некоторой меланхоличности, туманности, расплывчатости.

Двойной (двуслойный) батик

Оригинальной методикой является методика двойного батика (двуслойного батика). Этот способ росписи позволяет придать картине объемность, более реалистично воспроизводится картина.

Первый слой картины (так принято называть верхний слой) рисуют на прозрачных материалов (сетка, шифон, органза) чтобы было видно второй слой (он же - нижний), который рисуется на более плотных и непрозрачных тканях. На верхнем слое картины художник изображает элементы картины, которые должны быть на переднем плане, а на нижнем слое - элементы заднего плана, композиционный фон.

После отдельной отрисовки двух слоев (можно сказать, что это две отдельные работы), они совмещаются и вместе составляют готовую картину, выполненную в методике двойного батика.

Для добавления задуманной объемности картине недостаточно просто наложить слои друг на друга. Это следует сделать с определенным зазором между ними. Закрепляя слои на подрамнике, расстояние между ними следует оставить порядка 1.5 см, при этом нижний слой можно наклеить на рогалит, а верхний натянуть поверх рамы.

Картины, выполненные таким образом, можно мыть теплой водой (если рама из пластика - то непосредственно даже с рамой). Если на картине имеется паспарту, то раму с паспарту лучше снять, отвинтив шурупы. Оставить картину в ванне, чтобы стекла вода и высох шелк (минут 20-30).