• Техника ткачества Finnweave в русских узорных двухслойных тканях

      В статье показано, что русские узорные двухслойные ткани относятся к виду тканей, выполненных в ткацкой технике Finnweave. Также показано, что в узорных двухслойных тканях Рязанской и Пензенской губерний есть элементы орнамента, общие с элементами на мазурском ковре XVIII века. Техника Finnweave использовалась в ткачестве двухслойных ковров в Скандинавии, Восточной Пруссии и других странах Прибалтийского региона. Показав, что в той же технике были выполнены русские узорные двухслойные ткани, мы поставили их в один ряд с подобными изделиями других стран, где они признаны лучшими текстильными изделиями по своему техническому и художественному уровню. В настоящее время обучение ткацкой технике Finnweave ведется в университетах и ткацких центрах Швеции, Америки и других стран. Мы впервые в России обучаем студентов факультета искусств, специальности декоративно-прикладное искусство, этой сложной технике.

      Комментарии: 1
    • Исследования органических материалов из двух захоронений кургана Холмы

      Исследования текстиля проводились в Институте природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачева.

      Объектами исследования являлись ткани, ленты, тесьма и фрагменты кожаных изделий из двух женских погребений кургана Холмы (таблица 1). При работе применялись методы микроскопии в отраженном поляризованном и неполяризованном свете при увеличении от 10 до 200Х, а также в проходящем поляризованном свете при увеличении до 400Х.

      Комментарии: 1
    • Узорные двухслойные ткани Санкт-петербургской губернии

      В статье представлены результаты изучения узорных двухслойных тканей СанктПетербургской губернии. Узорные ткани применялись в традиционной женской одежде ижор и води, называемой хурстуксет. Показано, что по своему строению и орнаментам эта ткань стоит в одном ряду с другими узорными двухслойными тканями, существовавшими на территории Российской империи. Для сравнения тканых узоров в двухслойных тканях использована схема, так называемая схема выработки, предложенная авторами. С ее помощью можно схематически записать узор двухслойной ткани. Авторы выделили элементы, из которых составлен узор на ткани хурстуксета, и привели схемы выработки для этих элементов. Также были изучены музейные образцы тканей хурстуксета и впервые сделана реконструкция в материале ткани хурстуксет на ручном ткацком станке. Статья представляет интерес для специалистов декоративно-прикладного искусства в области текстиля.

    • Иследование Золототканой Ленты из погребения на Глебовом Городище

      Из Музея-заповедника Рязанский Кремль в Центр исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачёва поступила золототканая лента XIII века обнаруженная на территории достопримечательного места Поле Вожской битвы в Рыбновском районе Рязанской области, село Глебово-Городище. В ходе работы археологической экспедиции (ВАЭ-10) в одном из женских погребений была обнаружена золототканая лент.

      Головной убор - очелье, вероятно, состоял из кожаной полоски, на которую была пришита золототканая лента.

    • Текстильные находки с Селитренного и Водянского городищ

      В 1998 году в Центре исследования исторических и традиционных технологий Института Наследия им. Д.С. Лихачева под руководством Валерия Платоновича Голикова была выполнена работа для Германа Алексеевича Федорова-Давыдова по исследованию текстиля с Селитренного и Водянского городищ.

      Сохранились фрагменты начала или конца ткацкого куска с декоративной полосой и бахромой, а также фрагменты с боковой кромкой ткани.

      Для определения структуры тканей и плетеных изделий применялась микроскопия в неполяризованном свете (МБС-10), увеличение от 10 до 40х.

    • Узорные двухкомпонентные ткани средневековой Руси

      При археологических раскопках на территории среднерусской полосы в курганах были найдены остатки тканей X–XIII вв. Письменные источники указывают, что в этот период на Руси вырабатывались ткани разнообразных видов. Встречающееся в документах название тканей пестрина свидетельствует о производстве многоцветных тканей [1, с. 11]. Среди других видов археологических тканей встречались ажурные ткани, в которых на фоне плотной ткани упорядоченно располагались просветы.

      Комментарии: 1
    • Женский головной убор – волосник из Нижнего Новгорода

      Волосник – обязательный элемент русского головного убора замужней женщины. Главная его функция на протяжении многих веков оставалась неизменной – полностью закрыть волосы женщины, чтобы ни одна прядь не выбивалась наружу.

      Ходить с непокрытой головой для замужней женщины считалось большим грехом. Она должна была полностью скрывать свои волосы. Веками существовало поверье, что в волосах сосредоточена жизненная сила, и укрыть их - означало защитить женщину и ее семью от злых сил.

    • Восстановление древнего вида русского ткачества - узорного двухслойного ткачества

      Узорное ткачество является особенной областью декоративно-прикладного искусства, поскольку влияние технологии изготовления тканей в ней сильнее, чем в любом другом виде декоративно-прикладного искусства. Узор здесь формируется во время изготовления ткани. Технология определяет, какой вид узоров можно сделать, а также способ размещения мотивов в орнаментах ткани. Особенно сильно влияние технологии в изготовлении узорных двухслойных тканей. Двухслойные ткани представляют собой две ткани, лежащие друг над другом и связываемые друг с другом во время тканья в единое целое.

    • Узорные двухслойные ткани Пензенской губернии

      Узорные ткани Пензенской губернии представляют собой собственноузоры , т. е. отдельные широкие полосы орнаментированной ткани, внутри которых лежит целостная композиция из поперечных узорных полос, между которыми расположены участки фона. Народная праздничная одежда Пензенской губернии украшалась с помощью узорных полос, они размещались на поневах, на концах рукавов, в запонах.

      Также узорные полосы помещали на концах праздничных полотенец.

      Узорные ткани в составе одежды или в виде отдельных вырезанных полос ткани хранятся: в Пензенском государственном краеведческом музее, в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике, в Государственном Историческом музее, в Российском этнографическом музее.

    • Шотландский национальный костюм

      Шотландский национальный костюм — традиционный мужской костюм, главной отличительной особенностью которого является малый килт — мужская с крупными складками сзади юбка до колен, сшитая из шерстяной клетчатой ткани — тартана.

      Найти информацию о шотландском костюме - задача очень и очень непростая.

      Поверх полотняной рубашки или шерстяной куртки-дублета на одно плечо набрасывают тартановую накидку — плед (англ. plaid), а на ноги надевают чулки до колена (гольфы) и башмаки с металлическими пряжками. Кроме килта в национальный костюм входит ещё берет с пером или помпоном и спорран (sporran) — отделанный мехом (часто тюленьим) кожаный кошель, который висит на ремне килта или отдельном узком ремешке или цепочке, охватывающей бедра.