Гобелен. Ткачество

Cлово «гобелен» имеет французское происхождение (от фамилии семейства Гобеленов, XVII в.). Так назывались фабрика и местность, где фабрика была устроена, а потом и ее изделия. В классическом представлении гобелены — это декоративные ткани, вырабатываемые ручным способом, с сюжетными и орнаментальными композициями.

Искусство ковроделия было развито еше у древних египтян, греков, персов, скифов. Когда-то гобелен функциональной частью интерьера, например служил навесом и утеплителем помещений, а заодно и декоративным украшением — настенным ковром, панно.

В отдельных случаях гобелен заменял стены. Шатры кочевников — хороший тому пример. В Средние века широкое распространение получило искусство тканых шпалер, неотъемлемого элемента рыцарских замков.

Самые ранние шпалеры — немецкие. Ткали их в монастырях или небольших мастерских. В холодных каменных постройках шпалеры не только украшали помещения, но и помогали сохранять в них тепло. Средние века в Западной Европе — время расцвета шпалерного ткачества. Центрами производства шпалер становятся Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель. Изготовление шпалер было делом очень дорогим и кропотливым, поэтому позволить себе приобрести ковры-картины могли только члены королевских семей и самые знатные состоятельные феодалы, которые нередко при своих замках организовывали специальные мастерские.

Шпалеры вошли в моду, ими декорировали интерьеры замков, они развешивались в соборах, ратушах и даже на трибунах для зрителей во время рыцарских турниров.

Интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники. Эскизы шпалер писали Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк. В XVII веке Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерские и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру». Ее главным зданием стала бывшая мастерская известных с XV века красильшиков Гобеленов (Gobelins). Гобелены выполнялись цветными шерстяными и шелковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника на специальных ручных станках. Высокие художественные достоинства гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами сделали их настолько популярными, что так стали называть вначале подражавшие им шпалеры других мануфактур Франции и европейских стран, а в XIX веке — вообше шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (гобеленовые ткани).

Техника создания гобелена

Настоящие гобелены и по сей день ткутся вручную на специальных станках, и для создания готового изделия требуется несколько месяцев. С тех давних пор, как человечество придумало тканую одежду, приемы ручного ткачества практически не изменились. Условно говоря, вертикальные колья плетня, ставшие в гобелене нитями, называются основой, а горизонтальные жерди — утком.

Ручное ткачество основано на технике так называемого полотняного переплетения основы и утка. Первым этапом в изготовлении гобелена булет создание основы, а в качестве ткацкого станка может быть использована самая обычная деревянная рама. Если размер будущего гобелена 250 х 250 мм, то рама должна быть примерно 750 х 500 мм, то есть ее размеры следует выбрать, утроив ширину и удвоив высоту гобелена. Делается это для будущего удобства в работе. Составляющие основу нити должны быть льняными — достаточно прочными и не тянуться.

Все операции на станке выполняются вручную и требуют мастерства от ткача, использующего небольшой челнок с заправленной нитью утка для создания сложных элементов рисунка и «гребень» для уплотнения сплетенного полотна.

Жаккардовые гобелены ручной работы состоят из 80% шерсти, 15% хлопка и 5% искусственного шелка, создающего «блики света» на различных участках полотна, например на иветах ИЛИ облаках. Этот метод позволяет получить намного больше различных оттенков цвета, чем при использовании современных станков.

Законченное изделие обладает уникальными характеристиками, свойственными старинным гобеленам, и является результатом мастерства, терпения и внимания к деталям мастера, возрождающего старинные традиции ткачества.

Впервые привезенные в Россию Петром I, шпалеры украшают Большой Петергофский двореи и Эрмитаж. Пораженные их гигантскими размерами — во всю стену — и волшебной игрой цвета, мы с трудом можем представить, что это чудо создано простым переплетением нитей, в основе которого лежит тот же самый простейший принцип.

Это самый настоящий гобелен, выполненный по специальной технологии на льняной основе шерстяными нитками. Процесс создания подобного произведения достаточно трудоемок и сложен. Это кропотливая ручная работа, где каждый ряд ниток прибивается тяжелой металлической колотушкой. Получившийся рисунок выглядит столь естественно, что кажется нарисованным кистью. В качестве украшения используется люрекс.

 

Цветные контрасты создаются вплетением ниток другого цвета.