Покрой сарафанов, рубах, нарукавников

Покрой рубах был чрезвычайно прост и экономичен - часто не оставался ни один лоскут (рис.3).

Рис. 3. Крой "рукавов"

Женская рубаха соединяла в себе элементы прямого кроя, у горловины собирались мельчайшие борики. За счет искусного борения больших кусков материи рубахе придавалась пышная форма. Такие рубахи назывались "борными". Описанный тип кроя присутствовал как в "поляцких" рубахах, так и в бухтарминских. Различаются они оформлением воротника и рукавов.

Воротники бухтарминских рубах кроились в виде стойки со скошенными концами. Высота стойки достигала 4 - 8 см. Горловина "поляцкой" рубахи окантовывалась узкими полосками ткани. Разные по крою рукава и внизу обрабатывались не одинаково - каждому крою соответствовало особое оформление низа.

Своеобразный крой рукава "кулем" предполагает оформление низа плетешком (косичкой), сплетеным "на пальцах". "Полукуль" дает возможность подбить рукав контрастной тканью на правую сторону, либо на изнанку, в шов вшить вьюнчик.

Широкий низ прямоугольного рукава закладывался в мелкие односторонние или бантовые складки, закреплявшиеся яркой узкой лентой или полоской ткани в нескольких местах, иногда вышивкой по счету нитей. Вариантом оформления низа рукава может считаться набор мельчайших складочек - бориков до необходимой его ширины, к самому низу которых пришивается манжет.

Кроме описанного выше архаичного типа женской рубахи в старообрядческой среде бытовали и более поздние рубахи на кокетке (на "перелине") (рис. 4).

Рис. 4. Женская рубаха на кокетке. Общий вид

Такие рубахи шили с подоплекой - подкладочной тканью для кокетки из более простой и дешевой материи. К верхней части рубахи пришивалась становина (рис. 5).

Рис. 5. Крой женской рубахи на кокетке

Поверх рубахи женщины надевали сарафан. В настоящей работе мы представляем два их вида: косоклинный (клинник) и прямой (круглый).

Более древним видом сарафана является косоклинный (рис. 6).

Косоклинный сарафан был распространенным типом одежды у старообрядцев старшего поколения. Его шили из 4-х полос. Две полосы приходились на перед, одна - на спит; и одну разрезали на боковые клинья (рис. 7).

Рис. 6. Косоклинный сарафан. Общий вид
Рис. 7. Крой косоклинного сарафана

При изготовлении такого сарафана ткань выкладывали на полу таким образом, чтобы перед и спинка соединялись либо под прямым, либо под косым углом, недостающее свободное место заполнялось клиньями. При крое клинника не оставалось ни одного обрезка ткани.

Верх клинника по периметру обрабатывался неширокой тесьмой, полосками пестряди или покупной ткани. Лямки переходили в цельнокройную со спинкой "лягушечку" (рис. 8).

Старинные сарафаны этого типа были без оборок, более поздние слегка сосбаривались сзади около проймы. Косоклинные сарафаны могли быть как глухими, так и распашными.

В середине XIX век более распространен был сарафан другого типа - "круглый" или прямой (рис. 9).

Рис. 8. "Лягушечка"
Рис. 9. Прямой (круглый) сарафан. Общий вид
Рис. 10. Крой прямого (круглого) сарафана


Его шили из 5-ти, 6-ти полос, собранных вверху на боры или мелкие односторонние или бантовые складки. К верху сарафана пришивалась "талийка". Передние полосы кроились прямыми, боковые и задние - сильно скошенными. Этим достигалась большая ширина в подоле при сравнительно небольшой затрате ткани (рис. 10).

Низ сарафана обязательно подбивался другой более дешевой тканью шириною 5-6 см, при этом небольшой рубчик выходил "на лицо". Это делалось для того, чтобы подол меньше обивался при ходьбе и не изнашивался раньше времени. Подол сарафана богато украшался лентами и кружевом. По низу его часто пришивался волан.

Костюм обязательно дополнялся тканым поясом собственного изготовления.

Одним из основных элементов костюма был нарукавник - фартук с рукавами (рис. 11).

Рис. 11. Нарукавник. Общий вид

Нарукавники закрывали спереди сарафан полностью, а сзади -только верхнюю его часть.

Нарукавники надевали поверх рубахи и сарафана. Сшитые из холста, они использовались как рабочая одежда, из покупных тканей -как выходная. Праздничные нарукавники вобрали в себя все возможные способы украшения и рубах, и сарафанов. В верхней части рукавов, как и на рубахах, собирались борики и вышивались "набором". По подолу настрачивались ленты, кружева, тесьма, полоски ткани. Часто вырез его обшивался плетешком.

Образец кроя нарукавника представлен на рис. 12.