admin

Головной убор к костюму


В Кромском уезде такие сарафаны носили название "шугай" или "полушугай". В кон. XIX — нач. XX вв. появились сарафаны "московские" (прямого покроя). Были они, как правило, из набивного ситца, кумача, пестряди. Носили их преимущественно молодые женщины и девушки по праздникам. В музее хранится такой сарафан из д. Павлове Залегощенского района.

Передники, третий важный элемент крестьянского костюма, почти повсеместно сплошь украшались вышивкой, тканым узором, кружевом. Называли их "запонами", "завесками", "занавесками". И действительно, они как бы драпировали, "занавешивали" женскую фигуру сверху донизу. В декоре передников особенно проявилось умение орловчанок составлять богатейшие узоры из полос, органично связывая и соподчиняя их друг другу. Ширина полос, их насыщенность узорами и цветом ритмично нарастают, как правило, к нижнему краю. Узор наиболее широкой и богато декорированной полосы часто выполнен "цветной перевитью" либо "белой строчкой".

Заканчивается передник зубчатым кружевом, вязанным крючком. Чувство композиции подсказывало необходимость плавного перехода к белому полотну в верхней части завески. Поэтому верх украшали узкими красными полосками бранного ткачества, т. н. "розовым тканьем ". Все вместе составляло великолепную цветовую гармонию, которая наряду с богатым декором оплечьев рубашки представляла образ загадочной, "за семью печатями", и, в то же время, земной, осязаемой женщины.

Важное место в женском одеянии занимал головной убор. Достаточно сложный, состоящий из множества деталей, он как бы завершал определенный образ. В западных и центральных районах Орловского края повсеместно встречающимся головным убором была кичка в соединении с "сорокой". "Сорока" — это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх "сороки" надевался снизанный из бисера "позатылень", называемый в некоторых местностях "бороной". Такие головные уборы "сороки" украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в Дмитровском уезде их называли "златоглавами". Распространенный в Ливенском и Новосильском уездах головной убор крестьянки состоял из множества деталей.

Новосильский убор, хранящийся в краеведческом музее, включает 9 предметов: "гребни" (в Ливенском уезде они носили название "опушины") из шелковых лент, собранных в мелкую сборку и сшитых вместе, бисерное очелье со знаками-оберегами, в виде ромбов с продолжающимися сторонами, "позатыльник", ленты, венок из бумажных цветов и птичьих перьев, которые должны были отгонять злые силы. Однако, при всей своей сложности, головной убор не был перегруженным. Чувство меры и здесь не изменило мастерицам. Основу наиболее распространенного головного убора из старинного села Борилово Болховского уезда составляет стеганая из толстого холста на подкладке кичка, богато расшитая блестками, бисером, бусинами из цветного дутого стекла, лентами, стеклярусом, украшенная подвесками из бисера, стекла, шерстяных нитей, которые иногда дополнялись круглыми шариками "пушками" из гусиного пуха.

Сзади крепился позатыльник, также затейливо украшенный "позументами", бусинками, подвешенными на шерстяных разноцветных нитях, бахромой и др. Впереди на кичку крепился "гребень", особо нарядно расшитый "кругами ", составленными из разноцветных бус либо бисера. Вверху он был украшен шелковой красной лентой, собранной в мелкую складку. Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины, т. к. по древним поверьям человеческий волос обладал магической силой. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и, чтобы не принести несчастья родне мужа, она не имела права "опростоволоситься", т. е. показаться на людях с "простой" — непокрытой головой. Такое дозволялось девушкам. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха ("замашняя"), подвязанная узким пояском.


Праздничную рубаху вышивали по вороту и подолу. Головного убора не было вовсе, по мере надобности повязывался платок. В праздник девушки надевали головной убор в виде твердой повязки, вышитой нитями либо бисером. Иногда девичья повязка украшалась ниспадающими лентами. Такой головной убор оставлял открытым длинную косу — девичью красу. Летом дети ходили босиком, а в ненастье обували лапти лыковые либо "чуни" из пеньки. Зимой крестьянки носили распашную одежду из сукна: зипуны, свиты; овчины: шубы, полушубки, тулупы. Женские зипуны часто украшали цветным плисом, полушубки вышивали или расшивали тесьмой. Зимней обувью детей и взрослых служили валенки.