Мужские костюмы эпохи модерн (Belle Epoque)

Главным украшением Belle Epoque по праву считались дамы, а наряды мужчин выглядели парадоксально простыми, словно кавалеры должны были лишь оттенять своих спутниц. Мужская мода, в отличие от женской, менялась очень медленно, и костюм не казался устаревшим даже пять лет спустя после того, как был пошит.

В начале XX века образцом для подражания стали не бездельники-денди, а деловые люди, первые мультимиллионеры: именно они попадали на обложки популярных журналов, именно их стиль копировала молодежь. Внимание стали уделять качеству ткани и пошива, а не оригинальности покроя. Пестрота в одежде сдала позиции, и на первый план вышли спокойные сдержанные юна: коричневый, серый, горчичный и, конечно, черный — для вечерних приемов и развлечений.

Можно смело говорить о строгой унификации мужского гардероба: фрак стал парадной одеждой, а сюртук — повседневной, и мужчине не было необходимости ломать голову над тем, что в каком случае следует надевать.

Визитка для визитов

Очень скоро мужчинам потребовалось нечто среднее между формальным фраком и обыденным сюртуком — костюм, в котором можно было бы прийти, например, на дневной прием или деловой завтрак. В итоге появилась визитка — род сюртука с конусообразным вырезом впереди. Придумали ее англичане и использовали поначалу для утренних прогулок верхом: расходящиеся спереди полы визитки позволяли с удобством сидеть в седле. Но вскоре визитка перекочевала в разряд повседневной одежды.

Обязательным дополнением стали брюки в полоску, белая рубашка, черные туфли и галстук темных тонов. Щеголи дополняли визитку цветком в петлице. После семи вечера визитки не надевали, наступало время фрака.

Этот наряд продержался в мужском гардеробе довольно долго. Визитку можно встретить и в наши дни: ее надевают по таким исключительным случаям, как свадьбы, похороны или политические мероприятия высокого ранга.

МОДНЫЙ СЛОВАРИК

Сюртук — двубортный пиджак, как правило, приталенный. Когда-то сюртук был исключительно верхней одеждой. Собственно, его название можно перевести с французского как «поверх всего». Именно этим объясняется удлиненный силуэт сюртуков. В эпоху модерна сюртук немного укоротился, его полы уже не достигали колен, и он перешел в разряд пиджаков. Поверх сюртука было вполне допустимо надеть пальто, то есть он окончательно утратил черты верхней одежды.

Фрак — мужской пиджак с полами, вырезанными спереди, и узкими фалдами сзади. Также фраком называли вечерний костюм, состоящий собственно из фрака и брюк с атласными лампасами. К концу XIX века фрак окончательно перешел в разряд официальной одежды. В этом случае с ним обязательно надевали белую жилетку на трех пуговицах и дополняли наряд белым галстуком и перчатками. Платок, если его вкладывали в нагрудный карман, тоже обязан был быть белоснежным.

Цилиндр — головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, который был изобретен в начале XIX века. Вначале цилиндры делали из редких материалов вроде шкурок бобра, и они были по карману только богачам. Вскоре цилиндр «пошел в массы» в своем более дешевом варианте, но во времена модерна вновь стал элитным головным убором, надеваемым как часть вечернего или парадного костюма.

Котелок — головной убор из жесткого фетра с округлым верхом и маленькими закругленными полями. Был придуман в Великобритании в 1849 году как защитная шляпа для лесничих. В Англии этот убор назывался bowler — «котелок», отсюда и его русское именование. К концу XIX века котелки начали выпускать машинным способом, они сильно подешевели — и стали доступны небогатым покупателям. Особенно эту шляпу полюбили в США, где она повсеместно вытеснила цилиндр. В Европе котелки носили в основном представители среднего класса.

ДОМАШНЯЯ КУРТКА

Даже в семейном кругу джентльмен обязан был выглядеть достойно. Халаты мечтателей прошлой эпохи не подходили энергичным бизнесменам нового века. В качестве домашней одежды они начали носить куртки свободного покроя из очень мягких, приятных на ощупь тканей, обычно бархата и сукна. Такие куртки не обременяли лишними деталями, а карманы если и делали, то только накладными. В качестве отделки могли использовать витой шнур или цветную тесьму. Мешковатую куртку можно было накинуть поверх сорочки без жилета и дополнить галстуком. Оценив удобство курток, мужчины охотнее и быстрее приняли следующую «веху» в истории одежды — появление пиджака.

СВОБОДНЫЙ ГАЛСТУК

Слово «галстук» пришло из Германии, где дословно означало «шейный платок». С длинным и узким галстуком управляться было проще, чем с объемным платком, требовавшим мастерства и терпения. Лорд Байрон ввел моду на свободно повязанные, не затянутые на горле платки и галстуки. Черные носили днем, белые — с фраком по вечерам, а небрежный узел так и называли: "а-ля Байрон".

По материалам журнала История моды №2, ДеАгостини.

Выпуски серий ДеАгостини.