admin

Шляпка-кокетка: история и современность

Женская шляпка всегда была в центре всеобщего внимания: мужской взгляд сам по себе останавливался на этом хитроумном сооружении из кружев, перьев, вуалей и парчи, а любая женщина не могла отказать себе в удовольствии раскритиковать наряд соперницы. А соперницей, естественно, являлась любая присутствующая женщина... так что шляпка просто по факту своего существования была обречена на любовь и ненависть. И это при том, что ее история не так уж и значительна по сравнению с другими традиционными предметами дамского гардероба.

Нет, конечно, капризные особи женского пола испокон века прикрывали чем-то свои нежные макушки от лютых морозов и палящих лучей солнца. Это были меховые капюшоны, вуали, шарфы, шали и прочий подсобный материал. Иной раз все это принимало чрезвычайно уродливые формы. В средние века, например, утонченные (если судить по блистательным портретам старинных мастеров кисти) европейки... брились наголо, чтобы вместо шляп носить причудливые, огромные парики из крутых напудренных буклей. И воздушные вуали с этих изысканных портретов на самом деле было довольно плотными кусками своеобразной ткани, накрахмаленной до состояния современной оцинкованной жести.

В определенном смысле женская шляпка, которая более-менее похожа на современные образчики модистского искусство, -это дитя Французской революции, которая, как любой переломный момент в истории человеческого общества, повлияла на все вокруг. Изменился общественный строй, мораль, человеческие отношения — изменилась и мода. В итоге — всплеск интереса к такому не очень популярному ранее предмету дамского туалета. В это время дамскую шляпку уже нельзя не заметить. Именно они начинают формировать облик дамы нежной, воздушной, изящной, яркой. В общем, облик Прекрасной Дамы.

Уже начало XIX века стало настоящей эпохой Возрождения в шляпном искусстве. Один модный фасон стремительно сменялся другим (иной раз до 30-ти моделей за сезон) -большие поля, маленькие поля, в стиле античных богинь, в стиле французских пейзанок... Часто общими для всех оставались лишь так называемые мантоньерки — завязки под подбородком, которые делали из шелковых лент. В России же были особенно популярны мантоньерки из кружев ручного плетения (из неокрашенных шелковых нитей, называемых за элегантный золотистый цвет блондами — от французского “blonde”). Но это не значит, что мантоньерки были просто скучными шнурками для поддержания шляпы на голове. Это было кружево, ленты, оборки, которые обрамляли личико и делали шляпку по-настоящему кокетливой.

К середине XIX века мода на головные уборы для дам готова была удовлетворить любые вкусы. Шляпа классической формы с полями постепенно уступала место разнообразным оригинальным фасонам. О, это просто бурный всплеск фантазии. Изобилие рюшек, искусственных цветочков и кружавчиков украшало чепцы — хорошо нам известный по портретам русских дам головной убор. Носили его только замужние женщины, только днем до выезда на бал или в театр.

Появившийся чуть позднее в нарядах светских дам тюрбан, напротив, надевался только для выезда в торжественных случаях. Он пришел в Россию и Европу с Востока. Иготоваливался из очень дорогих тканей ручной выделки и в изобилии украшался драгоценностями. Появился тюрбан вначале в театральных постановках, страшно понравился “продвинутым” модницам и перекочевал в их гардеробы. Точно также ненадолго стала любимицей модниц шляпа-гнездо “шутэ”, очень похожая на чепец, но не из ткани, а из светлой соломки и с мантоньерками.

В это же время огромную популярность в России завоевывает берет (помните, в чем блистала на балу Татьяна Ларина?), но тоже в основном как деталь именно бального туалета. Береты, как и тюрбаны, шили тогда из очень дорогих тканей — бархат, парча, лионский шелк — и украшали так называемым аграфом (застежкой из золота с драгоценными камнями).

Вообще, большинство из этих головных уборов для России были пришлыми, мигрантами, завезенными взыскательной публикой либо с Запада, либо с Востока. Даже названия их сплошь иноязычные (кстати, само слово “шляпа” произошло от немецкого schlappe — головной убор, сохраняющий устойчивую форму), как, впрочем, и само название специалистов этого дела — модисток.

Конец XIX века и начало XX века пришли с научно-технической революцией, которая, как до этого Французская революция, перевернула все вверх дном. Новые технологии, с одной стороны, механизировали, следовательно, удешевили процесс поизводства (кстати, именно в это время хорошие, качественные шляпки становятся доступны средним слоям населения и перестают быть привилегией лишь очень богатых), а с другой стороны, позволили ярче воплощать фантазии мастеров.

Консервативно настроенные дамы в возрасте (а таковыми считались замужние женщины немного за сорок) предпочитали такие же консервативные модели, но с небольшим модным украшением. Выбор их, как правило, останавливался на домашних вариантах чепцов и на так называемых куафюрах (кружевных сложных сооружениях с “фалдами” на затылке) для балов. Более раскрепощенные барышни отдавали предпочтение совершенно невероятным изысканным произведениям шляпочного искусства. Только представьте такое на своей голове: “Дамская шляпа-капот из бронзового муара с золотым узором, поля гарнированы маленькой диадемой из белога галуна с золотом. Посередине головки золотистая птичка с белым марабу...”

Время шло, менялся образ жизни, а вместе с ним менялась и мода. Изысканные шляпки все чащу уступали место более демократичным головным уборам, которые позволяли современным женщинам, активно вторгающимся в деловую и общественную жизнь, вести энергичный образ жизни. Представьте себе сами: как можно бегать по профсоюзным стачкам в тюрбане из натурального китайского шелка с россыпью бриллиантов на темечке. Ритм жизни, новое место в ней женщины выставляли свои требования к одежде. Шляпа в классическом понимании этого слова стала уделом театра, кино, светских дам, не отягощенных заботами о домашнем хозяйстве и беготней по магазинам. Однако в этом узком секторе высокой моды создавались настоящие шедевры и творили истинные мастера.

Законодателем, естественно, оставалась Франция. Все самые шикарные леди мира одевались у французских модисток. Или модистов... Мужчины, как ни странно, тоже блистали на этом поприще.

Жак Бартэ родился в 1930 году в Беарне. После обучения в школе изящных искусств в Тулузе он прибыл в Париж и начал работать в одном из домов моды. Уже в 1960 году он открыл первое собственное ателье по изготовлению шляп. В этот момент он поддался на уговоры одной из див французской сцены и принял ее совершенно безумное предложение – восстановить множество головных уборов для Ballets Batucada... в течение всего трех суток. Молодой мастер блестяще справился с этим заданием и сразу же вошел в число звезд в своем деле. Его услугами пользовались многочисленные кинозвезды, в том числе и ослепительная Софи Лорен, которая играла в нескольких фильмах именно в его шляпах.

Если Жан Барте тяготел к классическим шляпам и звездным головкам, то Мари Мерсье видит шляпы, шляпки и шляпочки непосредственно предметом творчества. Она прошла богатый жизненный путь. После изучения истории искусств и археологии она занимается живописью, потом журналистикой. В 1987 году она открыла первый свой бутик, где изготавливала и продавала шляпы. Ее авторские коллекции “Ноель на пляже”, “Алиса в стране чудес” и другие поражали буйством фантазии. Ее фантастические шляпки обольщали, соблазняли, пленяли, совращали и кружили голову. Мари могла воплотить в ткани и фурнитуре самые забавные, странные, сумасбродные идеи своих клиенток и тем самым заслужила их пламенную любовь и признательность... Сегодня же шляпка превратилась в то, во что и должна была превратиться, -всего лишь в еще один предмет туалета современной женщины. Развитие индустрии головных уборов идет по двум направлениям (как, впрочем, и всей индустрии одежды). С одной стороны, это некие утилитарные вещички, которые как раз заслуживают скучное название “головных уборов”. Сегодня вместо кокетливых шляпок все большее количество барышень и дам носят бейсболки, панамы, банданы, обычные косынки, ковбойские полумужские шляпы с жесткими широким полями (особенно это стало актуально после странного увлечения Мадонны ковбойской экзотикой). Понятно, что высокой моде здесь особо негде развернуться – бейсболка она и есть бейсболка, даже если ее сделать из дорогущей парчи ручной работы.

С другой стороны, на подиуме множество известных дизайнеров одежды по-прежнему представляют в своих коллекция разнообразные шляпы, уровень изготовления которых таков, что неизменно хочется писать это слово с большой буквы. Кстати говоря, современные российские дизайнеры почему-то в основном избегают “шляпных дел”. Пожалуй, только Слава Зайцев неизменно выводит на подиумы моделей, чьи головки украшены причудливыми конструкциями, символизирующими дамскую шляпку в представлении мудрейшего российского кутюрье.

Мода 2001-го года, провозгласив главным лозунгом начавшегося тысячелетия возврат к корням и активно эксплуатировавшая ретро-идеи, естественно, не могла обойтись без этого предмета туалета. Ну, как можно показывать модели в стиле элегантных 60-х и обойтись без маленькой шляпки? Или как можно забыть об изящных шляпках а-ля Шанель с вуальками? Кстати, дизайнеры Дома Шанель сами же и представили такие шляпки на одном ил весенних показов. А Соня Рикель, тоже не оставшаяся в стороне от повального увлечения делами давно минувших дней, представила шляпки с опущенными полями в стиле 30-х годов.

В целом же Высокая мода также разделилась на направления. Кто-то показывает вызывающую роскошь (например, работающий для дома "Dior", итальянец Джон Галлиано создал шикарные шляпы, украшенные цветами и перьями), а кто-то создает подчеркнуто утилитарные модели (британец Антонио Берарди предложил, скажем, мягкие комфортные кепи с большими козырьками, а его соотечественник Жульен МакДональд – такие же мягкие комфортные береты).

А вообще-то, именно на головных уборах, которые часто и не воспринимаются всерьез широкой публикой, “отрываются” настоящие мастера. Александр МакКуин недавно предложил дамам носить военный кивер с плюмажем и металлическим черепом вместо кокарды, а Аркадиус для осенне-зимней коллекции этого года подготовил модели, напоминающие перевернутые тарелки с украшениями в виде металлических прутьев или веток кораллов. Изысканно и совершенно нефункционально. Но ведь нельзя забывать, что искусство Высокой моды оттого так и называется, что позволяет вдохновению иной раз одержать победу над здравым смыслом. А шляпки? Они будут всегда, потому что они есть воплощение женского кокетства, ветренности, элегантности и непредсказуемости.


Галина ЮДАХИНА.
Специально для Intermoda.Ru