Советский текстиль (агитационные ткани 1920-х - 1930- х гг.)


c 12 октября 2015 по 20 января 2016

Ивановская область


Выставка с таким названием открылась в музее в рамках фестиваля "Легкая индустриальная неделя".

Агитационные ткани - это часть Великих утопий начала правления Советской власти. Созданные в то время ивановские ткани, убедительные по мощи художественного и философского начала, ярко раскрывают утопические воззрения послереволюционного периода. В отличие от робкой эфемерной идеи управления производством, заданный рисунок ткани, имея продуманную, завуалировано обличенную в художественно-привлекательный образ, агрессивную, навязанную на длительный срок функцию пропаганды коммунистической идеологии достигал своей цели. Через утилитарный массовый предмет гораздо масштабней и основательней, на уровне сознания и подсознания, на десятилетия была запущена мощная машина пропаганды, помноженная на потенциал национализированной промышленности. И все это в унисон феномена изобразительного искусства того времени - произведений выдающихся художников Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина, Дейнеки и др.

Агитационные ткани нашей коллекции можно разделить по тематическому принципу. Одними из самых ранних являются рисунки с новой государственной символикой. В 1925 году на Всемирной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже ситец «Серп и молот» фабрики Большая Иваново-Вознесенская мануфактура был награжден Золотой медалью. В композиции орнамента автор использовал символы советской России – пятиконечную звезду, серп, молот и пшеничные колосья. В 1924- 1925 годах Сергей Петрович Бурылин создал серию тканей, выполненных под девизом «Серп и молот», положив основу нового направления в тематическом рисунке. Художник Бурылин С. П. был избран флагманом иваново-вознесенского агитационного текстиля. Его рисунки тиражировались на ситцах, сатинах, крепах многих фабрик России. 

В 1928 – 1929 годах на иваново-вознесенских тканях утверждается производственная тематика. В текстильный рисунок приходят в значительной степени обобщённые, либо очень условные индустриальные и сельскохозяйственные мотивы (силуэты фабрик, шестерёнки, детали механизмов, паровозы, лампочки, подъёмные краны, станки, трактора, снопы, фигуры рабочих, жниц и другие). 

Гармония вращающихся механизмов предстает на рисунках ивановских тканей в динамике во многих комбинациях. На их фоне более статичными воспринимаются ткани «Стройка», «Фабрики» и пр. На шерстянке «Фабричный гудок» перед нами мастерски развернутая панорама утреннего города, скомпонованная в целостный текстильный орнамент. Художник использует предельно обобщенные и лаконичные силуэты, а динамику происходящего подчеркивает сама структура крученой ткани.

Сельскохозяйственные мотивы представлена в рисунках «Новая деревня», «Сеялки» и другие. Символом социалистической деревни становится трактор. Его мы видим и на орнаментах В.Маслова, С. Бурылина, П.Леонова, К.П. Соколова, О.В. Богословской и многих других художников.

Актуальность проекта – в попытке на уровне исторического осмысления обратить внимание общества на территорию, ее значимость, мифологию и самобытность.

Музей ивановского ситца

Адрес: Ивановская область, г. Иваново, ул. Батурина, 11/42

Проезд: Авт. № 11, трам. №№ 2, 5, 6. тролл. №№ 8, 3 до ост. "Госпиталь"

Телефоны: (4932) 41-64-26

www.igikm.ru/

EMail: burylinmuseum@yandex.ru