Пинежский женский костюм 18 - конец 20 веков

(из статьи "пинежский женский костюм 18-начало 20 веков" З.Г.Пашковой)

Основу пинежского женского костюма составляет сарафанный комплекс, который включает в себя рубаху, сарафан и пояс. Наиболее старинный по форме был косоклинный сарафан, состоящий из двух прямых полотнищ спереди и одного прямого сзади и косых клиньев по бокам. Спереди полотнища не сшиты и удерживаются застежкой с длинным рядо пуговиц на воздушной петли. Лямки с переди цельнокроеные, а сзади пришивные.

Сарафаны из шелковых тканей с узорами из пышных букетов украшались золотным галуном, называемым на Пинеге "хазом", или кружевом, выплетенных на коклюшках их золотых или серебренных нитей; вырезанными металлическими пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи шнура. Этот декор назывался на Пинеге "басаментами" и был расположен вертикально по застежке сарафана. И сарафаны поставлены на жесткую основу, чтобы материал держал форму, кроме того, в этом выражалась бережное отношение к ткани.

Название этих сарафанов происходят от названия ткани, из которой они шились. Например, "штофник", "гарнитурник", "кашемирник" и т.д. Косоклинные шелковые сарафаны на Пинеге еще назывались "лопатиной".

Эти сарафаны носили с "рукавами" из тонких льненых тканей, миткаля. Кисеи, украшенными тамбурным шитьем нитями того же цвета, или с рукавами, сшитыми из шелковой ткани. Рукава были широкими. Белые собраны у запястья в сборку с кружевами на концах. Шелковые шили на манжетах с несколькими пуговицами, чаще перламутровыми. Позднее стали шить прямые рукава, которые заканчивались кружевами; они были очень широкими и поэтому перевязывались лентами. Назывались они на Пинеге полурубашьями, т.к. были короткими без станов.

Более поздними являлись прямые сарафаны, сшитые из 5-6 полос ткани, собранных вверху в мелкую сборку под обшивку. Держались они на плечах на отрезных лямках. Эти сарафаны украшались горизонтальной полосой декора по подолу, что как бы утяжеляло низ, придавало ему форму. Эти сарафаны так же шились на подкладке или к подолу с изнанки подшивались широкие полосы подклада. Иногда к подолу пришивалась так называемая "щеточка" - ворсистая тесьма, которая предохраняла подол сарафана от износа и в то же время была украшением его.

Праздничные сарафаны прямого покроя шились из самых различных материалов: из двухцветной переливчатой тафты - шанжан, их гродетура, кашемира, других сложных по фактурным свойствам тканей, названия которых забыты или искажены произношением. Такие сарафаны чаще всего относятся к разряду так называемых "тканых".

В конце 17-18 веков самым нарядным сарафаном был "штофник". В уездном городе Пинеге и ближних к нему деревнях носили штофные пары: штофник и шугай. Они передавались по наследству, потому что на приобретение штофной пары затрачивался капитал. Во второй половине 19 века шугай вышел из моды. Чаще штофник стали носить с парчовой коротенкой. Коротена кроилась как косоклинный сарафан, только намного короче. Спинка укладывалась широкими складками, которая создавала впечатление гофре. Все шелковые сарафаны носили в паре с коротеной.

В комплекте с коротеной носили девичий головной убор - "повязка".