Костюм Древней Греции классического периода

Древняя Греция даже в ранний период своей истории по своему государственному и экономическому устройству во многом отличалась от Египта, Ассирии, Вавилонии и Персии. В период же классический (V-IV века до н.э.), после победы над Персией, когда греческая культура достигла наивысшего расцвета, Греция состояла из обособленных рабовладельческих городов-государств – полисов и примыкавших к ним сельских окрестностей. Сельское хозяйство лежало в основе экономики городов-государств. Второе место занимали ремесло и торговля. Значительная часть свободного населения имело рабов. Правами гражданства обладали только свободные греки. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в частых междоусобных стычках, возникавших между отдельными полисами, и от внешних врагов Греции. В целях же торговли греки совершали длительные путешествия на кораблях, требовавших большой ловкости и выносливости.

Понятие о гармонически развитой свободной человеческой личности, сложившееся в Древней Греции, во многом определило характер и пути развития греческой культуры. Тело человека впервые стало рассматриваться как зеркало, отражающее единство и совершенство мира. Римский архитектор Марк Витрувий Поллион (25 г. до н.э.) на примере человеческого тела стремился показать особенности любого совершенного творения, созданного человеком. Эти особенности: закономерность, организованность, пропорциональность, симметричность, целесообразность. Эти пять особенностей отличали и одежду Древней Греции.

Закономерность определялась шириной ткацкого станка, на котором ткался материал. Этот материал не кроился, ткань только вертикально собиралась в складки, которые напоминали каннелиры греческих колонн.

Организованность или устройство одежды диктовались, с одной стороны, материалом, с другой - модой той эпохи. По канонам моды того времени платье не кроили. Скроенного костюма, в современном смысле этого слова, греческая одежда не знала.

Пропорциональность одежды выражалась в ее гармоничности и уравновешенности. Все следовали девизу, сформулированному когда-то в Греции, - “все в меру”. И никогда здесь не было модной эксцентричности, которая нарушила бы пропорции и гармонию одежды.

Симметрия костюма определялась не только прямоугольным куском материи, из которого он изготавливался, но и его пониманием. Одежда целиком подчинялась естественным линиям человеческого тела и выгодно их оттеняла.

И последнее требование Витрувия – целесообразность – соблюдалось. “Весьма приятно видеть хорошо подогнанную обувь… и одежду, удовлетворяющую потребностям владельцев…” – говорит греческий философ Ксенофон. Из его сообщения вытекает, что разделение одежды по потребностям само собой подразумевалось, и произведения искусства того времени являются тому доказательством.

О греческой одежде, о ее внешнем виде мы можем судить по памятникам древнегреческого искусства. Статуи, барельефы и горельефы, росписи ваз, глиняные статуэтки массового изготовления (танагрские статуэтки) дают нам богатый и наглядный материал по истории древнегреческой одежды. Письменные источники помогают сравнить название и описание той или иной части или вида костюма с их изображением.

К наиболее древним изображениям греческого костюма относятся росписи ваз VI века до н.э. На них представлены одежды из тканей с геометрическим и растительным рисунком.. Хотя и более поздние по времени, они прекрасно иллюстрируют описание одежды Геры, данное Гомером.


Тою душистой оделася ризой, какую Афина,

Ей соткав, изукрасила множеством дивных узоров,

Ризу златыми застежками выше грудей застегнула,

Стан опоясала поясом, тьмою бахром окруженным,

В уши прекрасные серьги с тройными подвесями вдела,

Ярко игравшие: прелесть кругом от богини блистала.

Легким покровом главу осенила державная Гера,

Пышным, новым, который, как солнце, блистал белизною.