Стиль бидермейер в женском костюме

Стиль бидермейер, ставший благословлением для мужской моды, дамам сделал куда меньше поблажек: их платья по-прежнему нельзя было назвать удобными и практичными. Силуэт строился на контрасте: тонкая талия, объемный верх и не менее объемный низ. Талия безжалостно утягивалась, рукава подчеркивали линию плеч, а несколько юбок придавали пышность бедрам. Но, по крайней мере, женщинам больше не приходилось носить сложные конструкции из фижм или каркаса, что облегчало движение и позволяло полностью отдаться любимой забаве того времени — бальным танцам.

Рукав состоял из нескольких частей. Для бальных платьев обычно делали плотный, подбитый ватой или пухом внутренним рукав и легкий верхний — из полупрозрачной ткани, кружева или невесомого газа. Для платьев на каждый день годился и простой односоставной рукав.

Юбки стали намного короче, они открывали щиколотки, что считалось очень смелым по тем временам. В подол вшивали валики, именно они позволяли сохранять объем у бальных платьев, под которые не надевали много нижних юбок.

Бальные платья подразумевали глубокое декольте и короткие рукава, при этом обязательно дополнялись длинными белыми перчатками, так что руки не оказывались обнажены. Дневные наряды делали с длинным рукавом, с ними можно было носить короткие перчатки, подходящие по цвету. И любом случае кисти рук на публике обнажали только для еды или игры на музыкальных инструментах.

В эпоху бидермейера помимо платья дамы начали носить костюмы, состоявшие из блузы и юбки, пошитых из разных тканей. Первые блузки походили на лифы: их делали сильно приталенными, обильно украшали рюшами и оборками. Особенно популярными стали летние блузы из легких тканей с цветочным узором.

Отличительным признаком блузки был застегивавшийся у запястья рукав. Кстати, привычное нам название этой части женского туалета появилось далеко не сразу. Сначала новую деталь одежды называли «жилетиком со шнуровкой». Слово "блузка" пришло во французский язык из латыни, где означало «одежда жителя города Пелизиум».

Очень объемные в верхней части рукава к середине XIX века «сдулись». Сначапа вместо них делали небольшие «фонарики», затем зауживать у плеча. На перекрестках моды встречались и гибриды и узкий сверху и снизу рукав, чья широкая часть «сползла» ближе к локтю. Манжеты перекочевали на женское платье с мужской сорочки. Поначалу их пришивали, только чтобы защитить край рукава от изнашивания, но они быстро превратились в еще один способ подчеркнуть, насколько изящное и тонкое у дамы запястье. Манжет часто отделывали кружевом или полосками ткани другого цвета.

Выбор верхней одежды у дам был куда беднее, чем у мужчин. Широкие рукава и юбки исключали возможность носить пальто. Существовал женский вариант редингота, но куда охотнее женщины пользовались всякого рода плащами. Особенно популярным был салоп - просторная накидка с прорезями для рук, часто дополненная пелериной. У салопа не имелось пуговиц, его затягивали с помощью лент. В России салопы делали на теплой подкладке (вате или меху).

Каждая обладательница тонкой талии подчеркивала ее с помощью пояса - как правило, декоративного, из ткани. В роли пояса могли выступать ленты, шарфы, даже простонародные кушаки в русском стиле — все зависело от вкуса дамы. Обычно такие пояса завязывали сзади на бант, а концы оставляли свисать. Для отделки поясов использовали вышивку, бахрому или кружево. Существовал еще один способ визуально сделать талию более узкой: расширить низ юбки. Для этого на него нашивали воланы и рюши. В ход шло пышное кружево, несколько ярусов оборок из ткани в тон или контрастного цвета.

Самая популярная шляпка эпохи бидермейера называлась «капор» (от голландского слова «шапка») У нее были высокая тулья, под которую прятали убранные на затылок волосы и широкие поля, откуда выглядывали локоны, спускавшиеся у висков. В задней части капора часто делали вырез для пучка и кос. Сам капор украшали лентами, их же использовали чтобы удерживать шляпку на голове, - завязывали бант под подбородком. У лент было специальное название, «мантоньерки».

Дамы внимательно следили за тем, какой материал для мантоньерок выбирают признанные модницы, и затем меняли ленты, вместо того чтобы покупать новую шляпку. Капоры делали из шелка, бархата, плотного льна, соломки, декорировали перьями и цветами. Широкие поля шляпы укрывали лицо не только от любопытных взглядов, но и от солнечных лучей, что позволяло сохранять модную бледность.

Косынка-фишю, популярная в конце XVIII века, задержалась в дамском туалете и в эпоху бидермейера. Ими дополняли дневные платья, прикрывая даже неглубокое декольте. Кружевницы научились выплетать изделия целиком (а не соединять отдельные полосы, как это было раньше), и в моду тут же вошли кружевные накидки, шали и даже юбки-чехлы. Белая кружевная косынка стала универсальным аксессуаром: она подходила к наряду любого цвета и выгодно оттеняла белизну лица.

По материалам журнала История моды, ДеАгостини.

Выпуски серий ДеАгостини.