Женский костюм испанской знати

Во второй половине XV в. после объединения кастильи и Арагона, увеличилось значение королевского двора, изменился и женский костюм испанской знати. Все черты схематической геометризованной трактовки костюма, проступавшие еле заметно в предыдущий период, теперь объединяются, кристализируются, и впервые в Европе создается полный каркасный тип женского костюма, в то время, как во всех других странах Западной Европы женский костюм еще сохраняет мягкость и пластичность готического. Под «каркасным» типом костюма мы подразумеваем такой, в котором костюм повторяет не формы тела, а жесткую основу. Каркас может быть галтичным (лиф) и полным (лиф и юбка). Блестящую иллюстрацию каркасного испанского женского костюма мы находим в одном из произведений каталонского искусства конца XV в. «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Пир Ирода здесь трактуется как королевский пир. Саламея и ее мать Иродиада одеты в платье из дороргой парчи одного рисунка. Узкий жесткий лиф стягивает фигуру и лишен всяких складок: узкие рукава разрезаны во всю длину по локтевому шву и скреплены застежками в нескольких местах.

Сквозь разрез видна полосатая тонкая ткань рукава котт, спускающаяся у запястья односторонним реструбом. Большое овальное декольте отделено плотной полоской возможно из примитивного кружева. На колоколообразную женскую юбку надето шесть обручей из металла или гибкого дерева. Рукава платья соединены с проймой шнуровкой, ее можно видеть на многих итальянских картинах XV в., также как и продольный разрез на рукаве. Но это только отдельные детали, говорящие о некоторых общих приемах оформления европейского костюма. Испанский каркасный женский костюм создает иной облик женщины. Женщину заключают как бы в футляр, без которого она обходится только в домашней обстановке. Костюм делает ее более недосягаемой, скрывая и изменяя ее тело, лишая почти всех индивидуальных особенностей ее фигуры. Но в самом силуэте, в подчеркивании талии, сохраняется отвлеченная схема женской фигуры, поэтому женственное земное начало в костюме не уничтожается, а лишь несколько абстрагируется.