Металлизированная тесьма

Carolyn Priest-Dorman.

Перевод Браги Хольмгардсгоди.


Среди разнообразных вариантов времяпровождения на фестивале есть одна немаловажная деталь, которой никто не сторонится, - возможность приобретать новые вещи. Торговцы тесьмой, похоже, стягивают к себе наибольшие толпы потребителей, и немудрено понять почему: они продают недорогие аналоги средневековых орнаментов, оригиналы которых крайне дороги в изготовлении или приобретении. Цель этой статьи - некоторая дискриминация покупателей тесьмы для воспроизведения костюма людей Северо-Западной Европы эпохи раннего средневековья (имеется в виду VI-XI вв.), а именно викингов, франков, англо-саксов, что означает тебя, читатель!!!

Одна из наиболее нарочитых техник тканой тесьмы, металлизированная парча, очень широко использовалась для изготовления перевязей, головных повязок и оторочек. Яркая золотая или серебряная металлизированная тесьма является лучшим аналогом тканой парчи, и, к нашему счастью, почти все торговцы тесьмой обычно предлагают довольно большой выбор.

Основы.

Первая хитрость в выборе тесьмы - подобрать такой орнамент, который выглядит как нечто похожее на то время, моделированием (или реконструкцией) которого занимаешься. Это не так легко, как кажется. Прежде всего необходимо оценить цветовую схему тесьмы. Большая часть известных находок не проходили анализа на красители, поскольку крайне фрагментарны. Во многих случаях от тесьмы сохранялась только металлизированная часть. Те немногие фрагменты, которые подвергались анализу, показывают, что использовались яркие цвета: красный, синий или пурпурный (лиловый). Металлическая часть всегда золотая или серебряная. Соответственно, стоит выбирать темные цвета нитяной основы с серебряным или золотым орнаментом. Викинги, похоже, предпочитали носить серебро, в то время как англо-саксы и франки предпочитали золото: среди находок этих культур нет ни одного серебряного фрагмента.

Яркие цвета привлекали культуры ранних периодов, по крайней мере, не менее, чем нынешних участников SCA. Цветовая палитра раннего времени от Константинополя до Ирландии весьма схожа: лиловые и фиолетовые из лишайников, альканны (Alkanna tinctoria) и моллюсков; синие из вайды; кирпично-красные из марены; богатые темно-красные из жучка кермес (дорогой импортный краситель, который использовался для лучших тканей); желтые из резеды или ракитника; темно-золотые из шафрана или таниновых красителей; зеленые, лиловые и фиолетовые из смешения красителей или передержки. Свидетельств черного цвета немного, хотя могла использоваться натуральная черная шерсть. Хотя коричневые, ржавые и нейтральные тона были довольно обычным явлением для того времени, они не были популярны для модной одежды.

Некоторая специфика.

Юты, которые заняли Кент (юго-восток Англии) использовали парчовые оторочки, начиная с шестого века, возможно, заимствовав их у франков империи Меровингов.