admin

История костюма Европы

Составитель: д.и.н., профессор С.А. Яценко (Москва, Росс. гос. гуманитарный ун-т, октябрь 2007 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный учебный курс адресован студентам 3 курса, обучающимся по специальности «Культурология». Он предполагает овладение студентами современными представлениями об основных функциях костюма в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществе, о механизмах развития костюма в культурах различных типов; понимание объема и специфики предмета истории костюма. Освоение курса способствует; пониманию роли костюма как историко-культурного явления в исследовании современных социокультурных процессов и освоению подходов и методов изучения истории костюма и теоретической костюмологии. Структура курса построена по проблемному принципу. История костюма изучается в учебном курсе на фоне общекультурных процессов и в связи с другими важнейшими элементами культуры (этническое и сословное самосознание, эстетические идеалы, культурная преемственность и др.). Достаточно равномерно характеризуются основные элементы костюмного комплекса, как связанные непосредственно с жизнеобеспечением человека, так и являющиеся показателями этнического, территориального, сословного, половозрастного статуса его хозяина или отражающие индивидуальные вкусы и возможности носителя и исполнителя. Изучение истории костюма Европы предполагает детальный критический анализ различных видов источников, сопоставительный анализ по иллюстративному материалу, проблемные вопросы. В связи с малодоступностью многих, преимущественно зарубежных важных изданий по костюму, с частью работ учащиеся знакомятся в ходе лекционных занятий.

Предметом курса является костюм важнейших народов Западной и Центральной Европы в его исторической динамике, которая во многом определялась местными природными условиями, своеобразием конкретных этносов, их социального устройства и культурных связей, исторически сложившимся бытом и обрядностью. Хронологические рамки - от эпохи верхнего палеолита до современности.

Цель курса - на основе панорамы костюмных комплексов важнейших этносов Европы в различные периоды, продемонстрировать студентам внутренние закономерности и внешние факторы их развития, складывание общеевропейской моды, выявить взаимосвязи костюма с другими сферами культуры. Задачи курса: дать представление об особенностях костюма как сферы культуры, его основных функциях; показать основные периоды значимых изменений в нем; проследить диалектику развития и преемственности в костюме, составить у студента целостное, разностороннее представление о нем и ознакомить с современными методами его изучения в зарубежной и отечественной науке; овладение студентами научным понятийным аппаратом и основными приемами анализа различных категорий источников.

В результате изучения курса студенты должны знать:

механизмы развития основных компонентов традиционного и современного костюма;
- костюмные реалии крупнейших народов зарубежной Европы различных периодов;
- получить представления о различных трактовках тех или иных проблем, связанных с теоретическим изучением костюма и иметь возможность составить о них собственное мнение.

По окончании курса студенты должны быть способны:

анализировать содержание основных понятий и уметь корректно их использовать, ориентироваться в концепциях, представленных в современной научной литературе по проблематике истории и символики европейского костюма;
- разбираться в изменении содержания основных элементов костюма, его функциях, ориентироваться в научных подходах к его изучению в XIX-XXI вв.;
- оценивать влияние природных условий и инокультурных соседей на костюм различных регионов, его социальную специфику.

Общий объем курса: 34 часа. Лекционный курс – 24 часа, семинарские занятия – 10 часов.

Итоговая форма контроля – письменная работа.

  • № п/п; Формы контроля; Семестр; Дата; Количество баллов*
  • ; Письменная работа на знание терминологии; II; апрель; 15 баллов
  • ; Письменная работа по теоретической проблематике курса; II; май; 15 баллов
  • ; Письменная итоговая аттестация по проблемам лекционного и семинарского курсов; II; июнь; 45 баллов
  • ; Экзамен; II; Июнь; 100 баллов**

Примечание
** 60 -75 баллов соответствуют оценке «удовлетворительно», 76-90 баллов – оценке «хорошо», 91-100 баллов – оценке «отлично».

Методические указания для подготовки письменных работ

Для получения максимального количества баллов (15 баллов) за каждую межсессионную письменную работу необходимо, используя материалы лекционного курса и семинарских занятий, а также тексты источников и научную литературу из рекомендуемого списка, сосредоточить основное внимание на критическом анализе многообразного содержания базовых понятий, которые образуют основу теоретических построений мультикультурализма, а также на взаимосвязь различных концепций с определенными социально-культурными и политическими контекстами ХХ века. Письменная итоговая работа (максимальное количество баллов – 45) требует от студентов не только хорошего, глубокого знания проблематики курса и текстов рекомендованных источников и литературы, но и умения самостоятельно представить выбранную тему (одну из трех, которые преподаватель отобрал для письменной работы из примерного перечня) в целостном, системном виде, последовательно раскрывая ее основные аспекты, и с соответствующим ссылками на степень научной изученности проблемы.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА

ТЕМА 1. Происхождение костюма. Методы его изучения. Эволюция костюма

Костюм и аксессуары. Его компоненты. Возникновение костюма в религиозных верованиях и научных концепциях. Различия в его восприятии женщинами и мужчинами. Костюм и идеальная фигура в различных культурах. Семиотический анализ. Региональный и этнический костюмный комплекс; диффузионистский и изоляционистский подходы к изучению одежды.

Костюмологические общества и журналы по истории костюма в Европе и США. Этапы изучения костюма доиндустриальных обществ, идеи о механизмах его изменений. Классификации одежды в научной литературе. Зарождение теоретической костюмологии.

Отбор костюмных источников для научного анализа, проблема их репрезентативности. Корректность исторических и этнографических аналогий. Фрагментарность остатков древней и средневековой одежды и аксессуаров. Особенности фиксации в археологии, реставрации, графической реконструкции, аналитического иллюстрирования. Специфика отражения костюма в изобразительном искусстве: проблемы его адекватной передачи, трансформации в связи с социальным заказом, художественной стилизации и современного копирования старых изображений. Схематичные и миниатюрные изображения. Идентификация одежды на слабо документированных памятниках. Хроники, хозяйственные документы, мемуары, записки иностранцев как источники по костюму.

Механизмы эволюции костюма в доиндустриальных обществах, ее достаточно интенсивный характер. Различия в характере эволюции одежды и костюмных аксессуаров. Влияние костюма великих империй и «торговых» народов, дипломатических и праздничных даров, торговли партиями готовой одежды, межэтнических браков, миграций народов. Феномен моды и костюмная мода. Формирование европейской моды Нового и Новейшего времени. Повторяемость в силуэте и декоре костюма разных периодов.

ТЕМА 2. Костюм как историко-культурный источник. Его функции

Костюм как компонент материальной культуры и декоративно-прикладного искусства, компонент элитарной и народной культуры, важнейшее средство презентации личности. Костюм прошлого в «высокой» и массовой культуре. Функции костюма – социальные, биологические, сакральные, эстетические, ролевые. Костюм доиндустриальных обществ как модель мироздания, средство магической защиты и обеспечения плодородия. Его роль в различных религиозных ритуалах, обрядах жизненного цикла. Костюм как этнопоказатель, знак ранга и личных заслуг, половозрастных отличий. Отражение царского статуса в одежде. Развитие форменной одежды.

ТЕМА 3. Костюм первобытных и раннегосударственных обществ Европы

Специфика костюма верхнего палеолита-мезолита. Глобальное потепление и заимствования с Ближнего Востока. Освоение новых материалов в эпохи неолита и бронзы (ткани, войлок, кожевенные технологии). Совершенствование инструментов ткачества. Декор костюма. Престижные металлические аксессуары вождей и знатных дам из золота и бронзы; прическа. Первые ювелирные стили. Проблема трактовки костюма на изображениях. Костюм древнего Крита: акцент на поясную одежду и прическу; царская одежда; жрицы и придворные дамы. Текстиль европейского бронзового века. «Болотные люди» Дании и Германии.

ТЕМА 4. Древнегреческий и древнеримский костюм

Греческий костюм как характерная принадлежность Средиземноморья. Восточные заимствования. Ограничения роскоши в эпоху классики. Акцент на женской прическе и золотых аксессуарах. Дорожный мужской костюм. Развитие костюма в эпоху эллинизма. Влияние греческого костюма на соседей.

Этрусское влияние на римский костюм. Атрибуты гражданства. Символы сословий. Становление мировой державы и роскошь костюма. Цветовые предпочтения. Великий Шелковый путь и Рим. Романизация костюма варварских подданных и окружающего Барбарикума, обратное влияние. Производство тканей. Заимствование элементов одежды из провинций, персидское влияние. Особенности одежды эпохи поздней Империи. Христианская церковь и костюм.

ТЕМА 5. Костюм кельтов и ранних германцев. Великое переселение народов

Расселение кельтов. Воинский костюм. Штаны. Роль фибул. Оформление поясов. Кельтская орнаментика.

Костюм ранних германцев по различным видам источников. «Великое переселение народов» и оформление интернациональной дружинной моды. Влияние позднего Рима и Византии. Ювелирный стиль «клуазонне». Костюм викингов.

ТЕМА 6. Костюм Византии

Характер эволюции византийского костюма, смена эстетических вкусов. Сохранение римских традиций. Усиление восточных (персидских, арабских и турецких) влияний. Императорская одежда и облик аристократии. Роль православного духовенства в оформлении женского костюма. Шелковые ткани и их производство.

ТЕМА 7. Костюм средневековой Западной Европы

Древнегерманское и римское наследие. Влияние Византии. Сословные традиции. Костюм простолюдинов. Одежда монахов и белого духовенства. Эволюция одежды высшего сословия. Королевские облачения. Цветовые предпочтения в разные периоды. Важнейшие региональные особенности. Крестовые походы, средиземноморская торговля и восточные элементы в костюме Италии. Бургундия и бургундские моды в Европе.

ТЕМА 8. Костюм Европы эпохи Ренессанса и барокко

Увлечение античностью в Италии. Принципы оформления ренессансного костюма. Роль Венеции и Флоренции. Семейные закройщики. Влияние итальянской моды в соседних странах. Силуэт и декоративные принципы мужской и женской одежды XVI в. Протестантские проповедники и костюм. Роль Столетней войны. Подход к костюму в эпоху барокко. Версальский двор как законодатель европейских мод. Государственное покровительство производству дорогих тканей и косметики. Кружева, парики и косметика.

ТЕМА 9. Костюм Европы в XVIII-XIX вв.

Распространение общеевропейских форм. Мода «галантного века». Увлечение турецкой и венгерской экзотикой. Новые подходы к военной форме во Франции.

Версальские моды в эпоху рококо. Придворный мундир и неофициальная одежда знати. Влияние английских мод во Франции и упрощение мужского костюма. Пик роскоши и усложненности форм в женском костюме. Французская революция и костюм. Мода эпохи Директории.

Ампир и романтизм в костюме. Корсеты и кринолины. Особенности французской и английской моды. Моды 40-80-х годов XIX в. Крушение старого сословного быта и демократизация костюма. Деловой стиль. Студенчество. Одежда рабочих. Модные магазины и журналы мод. Женская эмансипация в костюме. Костюм спортивный, дорожный, пляжный и дачный.

ТЕМА 10. Народный костюм Западной и Центральной Европы

Эволюция народного костюма Европы в последние века. Городские моды и сельский костюм. Региональные особенности костюма в Германии, Испании, и Италии. Исторические региональные общности на Балканах, в Карпатах. Горские народы и этнографические группы (баски, шотландцы, тирольцы, карпатские горали и др.). Роль религиозных различий (Германия).

«Реконструкция» почти утерянного народного костюма в ряде стран Европы (Швеция, Ирландия). Народный костюм в современной массовой культуре и национальном самосознании. Сохранение его в качестве праздничного и танцевального. Народный костюм в музеях.

ТЕМА 11. Костюм Европы в ХХ в.

Новые материалы для одежды. «Деловой» стиль и стиль «милитари» в ХХ в. Унификация военного костюма. «Высокая мода». Детская мода и молодежная мода. Изменения в восприятии тела и сексуальности. Эволюция нижнего белья. Эротические компоненты одежды, одежда unisex. Революция в одежде в 60-х годах. Стилевой плюрализм в кон. ХХ в. Сохранение костюма как важнейшей знаковой системы. Современный модельный бизнес. Серийное производство и реклама одежды. Дома мод. Модельеры и топ-модели. Социокультурная значимость презентаций моды. Идеальные концепты и костюмная практика. Фольклорные и исторические компоненты в современной «высокой моде». Антиэстетика в одежде. Костюм в рекламе и массовой культуре.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

Древние германцы. М., 1937.
Овидий. Наука любви. (Любое издание).
Страбон. География. Москва, 1994.
Фламенка. М.: Наука, 1984.
Barsis M. The Common Man through the Centuries. A Book of Costume Drawings. New York, 1973.
Coarelli F. La Colonna Traiana. Roma, 1999.
Marly de D. Fashion for Men: An Illustrated History. London, 1985.
Scott M. A Visual History of Costume. The Fourteenth and Fifteenth Centuries. London, 1986.
Vicellio C. Vecellio’s Renaissance Costume Book. All 500 Woodcut Illustrations from the Famous Sixteenth-Century Compendium of World Costume. New York, 1977.

Учебники и учебные пособия

Бутовская М.Л.. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М., 2004.
Ермилова Д.Ю. История домов моды. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2003.
Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа от античности до 20 века. М., 2002.
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма: стили и направления. Учебное пособие. М., 2003.
Санчурский Н. Краткий очерк римских древностей. СПб., 1996.
Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М., 1998.
Холмянский Л.М. Материальная культура Древнего мира. М., 1997. С. 34-38.

Обязательная литература

Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997.
Балано И.Ц. Мода. ХХ век. Энциклопедия. М., 2002.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. Функции национального костюма в Моравской Словакии. М., 1971.
Будур Н. История костюма. М., 2001.
Горбачева Л.М. Костюм ХХ века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996.
Горбачева Л.М. Костюм средневекового Запада: От нательной рубахи до королевской мантии. М., 2000.
Гофман А.Б., 2004. Мода и люди. 3-е изд. СПб.
Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века. М., 1977.
Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1986.
Киреева Е.В. История костюма. М., 1972.
Кнабе Г.С. Древний Рим. История и повседневность. М.: Наука, 1986.
Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. М., 1980.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1-3. М., 1993.
Народы зарубежной Европы. Т. 1-6 / Под ред. С.А. Токарева. М., 1975-1980.
Оятева Е.И. О семантике ритуального башмака // Археологический сборник Гос. Эрмитажа. Вып. 19. Л., 1978. С. 86-92.
Пармон Ф.М. Европейский костюм: стили и мода. М., 1982.
Сыромятникова И.С., 1983. История прически. М., 1983.
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха, быт, костюм. М.: Наука, 1978.
Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М., 2006. С. 5-27, 279-363.
Arnoldt J. Patterns of Fashion. The Cut and Construction of Clothes for Men and Women c. 1560-1620. New York, 1985.
Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. Cambridge, 1984.
Biebuyok D.P., Verden Abbelle N. The Power of Headdresses. A Cross-Cultural Study of Forms and Functions. Bruxelles, 1984.
Boucher F. 20,000 Years of Fashion. New York, 1987.
Broby-Johansen R. Body and Clothes. London, 1968.
Courtais C.. Woman’s Headdress and Hairstyles. London, 1973.
The Fabrics of Culture: The Anthropology of Clothing and Adornment (Ed. by J.M. Cordwell, R.A. Schwarz). Hague, New York, 1979.
Davis R. Fashion as Cycle, Fashion as Process. Chicago, 1982.
Dress, Adornment and the Social Order. New York, 1965.
Elisenstaat Z.R. The Female Body. Berkeley, 1988.
Fisher J.B., Roach-Higgins M.E. Dress and Gender: Making and Meaning in Cultural Contexts. New York, 1992.
Flügel J.C. The Psychology of Clothes. London, 1930.
Jones B. Design for Death. London, 1967.
Houston M. Ancient Greek, Roman and Byzantine Costume and Decoration. London, 1920.
Manusardi J. Dix ans avec Pierre Cardin. Paris, 1986.
Merindol de C. Signes de hiérarchie sociale à la fin du Moyen Age d’après le vêtement. Méthodes et recherches // Les Cahiers du Léopard d’Or. No. 1. Le vêtement au Moyen âge. Paris, 1989. P. 180–223.
Newton S.M. The Dress of Venetians, 1495-1525. Aldershot, 1988.
Perrot P. Le travail des apparences ou les transformations du corps feminine. XVIIIe-XIXe siècles. Paris, 1984.
Piponnier F. Costume et vie sociale. La cour d’Anjou XIVe-XVe siècle. Paris, 1970.
Simons D.J. Costume of Ancient Rome. London, 1987.
Tempelmann-Mączyńska M. Das Frauentrachtzubehör des Mittelund Osteuropäischen Barbaricums in der Römischen Kaiserzeit. Kraków, 1989.
Turnau I. European Occupational Dress from the Fourteenth to the Eighteenth Century. Warsaw, 1994.
Wilson E.A History of Shoe Fashions: A Study of Shoe Design in Relation to Costume. London, 1969.
The World of Roman Costume / Ed. by J.L. Sebesta, M. Bonfante). Madison, 1994.
Women’s Dress in the Ancient Greek World / Ed. by L. Llewellyn-Johes, S. Blundell. London, Swansea, Oahville, 2002.

Дополнительная литература

Адлер Б.Ф. Возникновение одежды. СПб., 1903.
Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д. Блаватский. М., 1973. С. 107-108, 243-246.
Безобразов П.В. Очерки византийской культуры. Пг., 1919.
Беляев Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Сборник статей, посвященных памяти Н.П. Кондакова. Прага, 1926. С. 201-228.
Брун В., Тильке М. История костюма. От древности до Нового времени. М., 1997.
Вейс Г. История цивилизации. Архитектура. Вооружение. Одежда. Утварь. Т. 1-3. М., 1998-1999.
Велишский Ф.Ф. Быт греков и римлян. Прага, 1878.
Верховская А.С. Западноевропейская вышивка XII-XIX вв. М., 1961.
Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР // Советская этнография. 1933. № 3-4. С. 38-46.
Горбачева Л.М. Костюм ХХ века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996.
Готтенрот Ф. История внешней культуры. Т. 1. СПб., 1900.
Гофман А.Б., 2004. Мода и люди. 3-е изд. СПб.
Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века. М., 1977.
Каркопино Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей Империи. М.: Молодая гвардия, 2003.
Оятева Е.И. Систематизация древней кожаной обуви // Археологический сборник Гос. Эрмитажа. Вып. 21. Л., 1980. С. 85-90.
Паскье Ж. Энциклопедия элегантности. М., 1993.
Поляковская М.А., Чекалина А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск, 1989.
Петров А.М. Запад-Восток. Из истории идей и вещей. М., 1996.
Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е.В. Смирницкой. М., 1995. С. 104-122.
Соболев Н.Н. Очерки по истории украшения тканей. М.; Л., 1934.
Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М., 1998.
Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V-IV века до н.э. СПб., 1995.
Aguilera E.M. Los trajes populares de Espana. Barcelona, 1948.
Arnoldt J. Queen Elizabeth Wardrobe Unclocked. Leeds, 1988.
Arrhenius B. Merovingian Garnet Jewellry. Stockholm, 1985.
Baines B. Fashion Revivals from the Elizabeth Age to the Present Days. London 1981.
Barbier E.W. The Proto-European Notion of Cloth and Clothing // Journal of Indo-European Studies. 1975. No. 3. P. 294-320.
Batterberry M., Batterberry A. Fashion: The Mirror of History. New York, 1977.
La Belle époque. Costume 1890-1914. Proceedings of the First Annual Conference. London, 1968.
Bieber M. Prehistoric Textiles. Princeton, 1991.
Bonfante L. Etruscian Dress. Baltimore, 1975.
Broby-Johansen R. Body and Clothes. An Illustrated History of Costume. London, 1968.
Bronholm H.-C., Hald M. Bronzе Age Fashion. London, 1948.
Brun C. Costumes des provinces francaises. T. I-II. Paris, 1937.
The Closed Body in the Ancient World / Ed. by L. Cleland, M. Harlow, L. Llewellyn-Jones. Oxford, 2005.
Contini M. Fashion from Ancient Egypt to the Present Day. New York, 1965.
Cunliffe B. Greek, Romans and Barbarians. Spheres of Interaction. London, 1988.
Davenport M. The Book of Costume. New York, 1965.
Demay G. Le costume au Moyen Ages d’après les sceaux. Paris, 1880.
Deslandres I. Le costume — image de l’homme. Paris, 1976.
Enlart C. Manuel d’archéologie francaise. Vol. 3. Le costume. Paris, 1916.
Evans M., Ancient Greek Dress. Chicago, 1964.
Fiedler A. Deuthische Volkstrachten. Leipzig, 1954.
Fiedler H. Volkstrachten in Portugal, Augsätze zur Portugalischen Kulturgeshischte. Bd 2. Münster, 1961.
Gallois E. Le costume en Espagne et en Portugal. Paris, 1954.
Geijer A.. Ur textal Konstens Historia. Lund, 1972.
Gervers V. The Influence of Ottoman Turkish Textiles and Costumes in Eastern Europe with Particular Reference to Hungary. Toronto, 1982.
Giafferri de P.L. Costumes régionaux. Paris, 1940.
Gold and Cult der Bronzezeit / Hrsg. A.Grabe, I. Springer, M. Baumeister. Nürnberg, 2003.
Greek Jewellery. 6000 Years of Tradition / Ed. E. Kupraion. Athens, 1977.
Hald M. Primitive Shoes. Copenhagen, 1972.
Harvey J. Men in Black. London, 1995.
Heath I. Byzantine Armies 886-1118. London, 1979.
Higgins R.A.. Greek and Roman Jewellery. London, 1961.
Hollander A. Seeing through Clothes. Berkeley, 1993.
The Historical Encyclopedia of Costume. Vols. 1-6. New York, 1976-1988.
Kirg D. Roman and Byzantine Dress in Egypt // The Journal of the Costume Society. 1996. No 30. P. 1-15.
Knauer, E.R. Toward a History of the Sleeved Coat. A Study of the Impact of the Ancient Eastern Garment on the West // Expedition. 1978. Vol. 21/1. P. 16–36.
Kolendo J., Mączyńska M. Opis stroju germańskiego w Germanii Tacyta. Próba konfrontacji tekstu i dannych archeologicznych // Kwartalnik historii kultury materialnej. 1991. No. 3. Warszawa, 1991. S. 247–277.
Kondakov N.P. Les costumes orientaux à la cour byzantine // Byzantion. 1924. Vol. 1. P. 7–49.
Lebedinsky J. Armes et guerries barbares au temps des grandes invasions (IVe au Vie siècle apr. J.-C.). Paris, 2001.
Lindvall-Nordin Ch. Perukmakeri in Kulturen. Lund, 1972.
Lister M. Costume of Everyday Life. London, 1971.
Livestro-Niewenhuis F. Nationale kleederdrachten. Zutphen, 1987.
Losfeld G. Essai sur le costume grec. Paris, 1991.
Lurie A. The Language of Clothes. London, 1981.
MacClintock H.F. Handbook on the Traditional Old Irish Dress. Dundalk, 1958.
Marly de D. Working Dress. A History of Occupation Clothing. New York, 1986.
Maxwell S., Hutchinson R. Scottish costume, 1550-1850. London, 1958.
Monracchi L. Costumi regionali italiani. Milano, 1985.
Nurmann B., Sculze C., Verhülsdonk T. The Vikings. Recreated in Colour Photographies. London, 1997.
Perkidu-Gorecki A. Mode im antiken Griechenland. München, 1989.
Przeworska J. Ubiory ludowe. Warszawa, 1954.
Ribeiro A. The Art of Dress: Fashion in England and France 1750-1820. New Haven, 1995.
Roccos L.J. Ancient Greek Costume. The Annoteted Bibliography, 1784-2005. Jefferson, London, 2006.
Roche D. The Culture of Clothing: Dress and Fashion in the “Ancient Régime”. Cambridge, 1994.
Roche-Bernard G. Costumes et textiles en Gaule romaine. Paris, 1993.
Rösener W. Peasants in the Middle Ages. Chicago, 1992.
Russel D.A. Costume History and Style. Englewood Cliffs, 1983.
Schürch L., Witzig L. Trachten der Schweiz. Bern, 1978.
Scott M. History of Dress: Late Gothic Europe. 1400-1500. London 1980.
Spess K. Die deuthschen Volkstrachten. Leipzig, 1911.
Sulser W.A. A Brief History of the Shoe. Schonenword, 1958.
Tarrant N. Collecting Costume: The Care and Display of Clothes and Accessories. London, Boston, 1983.
Tarrant N. The Development of Costume. Edinburgh, 1994.
Tierney T. Ancient Greek Costumes. London, 1999.
Waugh N. The Cut of Men’s Clothes 1600-1900. London, 1964.
Wild J.P. The Clothing of Britannia, Gallia Belgica and Germania Inferior // Aufsteig und Niedergang der Römischen Welt. T. II, Bd. 12/3. Berlin, New York, 1985. S. 362–422.
Wilsinson F. Battle Dress. London, 1971.
Wilson E. Roman Designs. London, 1999.
Worsley H. Decades of Fashion. London, 2000.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «История костюма Европы»

  • № п/п; Наименование темы; Общее кол-во часов; Лекции; Семинары; Самост. работа
  • 1.; Происхождение костюма. Методы его изучения. Эволюция костюма; 2; 2; -; -
  • 2.; Костюм как историко-культурный источник. Его функции; 4; 2; 2;
  • 3.; Костюм первобытных и раннегосударственных обществ Европы; 2; 2; -; -
  • 4.; Древнегреческий и древнеримский костюм; 4; 2; 2; -
  • 5.; Костюм кельтов и ранних германцев. Великое переселение народов; 2; 2; -;
  • 6.; Костюм Византии; 2; 2; -; -
  • 7.; Костюм средневековой Западной Европы; 5; 3; 2; -
  • 8.; Костюм Европы эпохи Ренессанса и барокко; 2; 2; -;
  • 9.; Костюм Европы в XVIII-XIX вв.; 4; 2; 2; -
  • 10.; Народный костюм Западной и Центральной Европы; 2; 2; -; -
  • 11.; Костюм Европы в ХХ в.; 5; 3; 2; -
  • ; ИТОГО:; 34; 24; 10; -

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинарские занятия строятся по проблемному принципу. Их цель – углубление теоретических знаний по учебному лекционному курсу, выработка у студентов знаний, позволяющих им успешно ориентироваться в современной науке и общественной жизни. В ходе семинарских занятий студенты изучают тексты основных обобщающих публикаций и изобразительные источники по костюму конкретным стран и периодов. Они знакомятся с результатами научных исследований зарубежных и российских авторов, осмысляющих костюм в контексте культуры и как самостоятельное явление с особыми закономерностями развития и восприятия. Важнейшей задачей семинарских занятий является овладение современным научным понятийным аппаратом и процедурами практической работы с различными видами источников (письменные, изобразительные, сайты Интернета). В результате семинарских занятий студенты должны приобрести навыки самостоятельного анализа материалов по костюму различных эпох.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Общие проблемы изучения и восприятия костюма.

1. Информативность костюма как историко-культурного источника.
2. Социальные функции костюма в доиндустриальном и современном западном обществе.

Литература

Обязательная
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.Функции национального костюма в Моравской Словакии. М., 1971.
Бутовская М.Л.. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М., 2004.
Гофман А.Б. Мода и люди. 3-е изд. СПб., 2004.
Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. М., 1980.
Яценко С.А. Костюм древней Евразии. М., 2006. С. 5-27, 279-363.
Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П. История костюма: стили и направления. Учебное пособие. М., 2003.
The Fabrics of Culture: The Anthropology of Clothing and Adornment (Ed. by J.M. Cordwell, R.A. Schwarz). Hague, New York, 1979.

Дополнительная
Гаген-Торн Н.И. К методике изучения одежды в этнографии СССР // Советская этнография. 1933. № 3-4. С. 38-46.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1-3. М., 1993.
Петров А.М. Запад-Восток. Из истории идей и вещей. М., 1996.
Сорины, сестры. Презентация внешности или фигура в одежде и без. М., 1998.
Batterberry M., Batterberry A. Fashion: The Mirror of History. New York, 1977.
Biebuyok D.P., Verden Abbelle N. The Power of Headdresses. A Cross-Cultural Study of Forms and Functions. Bruxelles, 1984.
Broby-Johansen R. Body and Clothes. London, 1968.
Cunnington P., Lucas C. Costume for Births, Marriages and Death. London, 1972.
Fisher J.B., Roach-Higgins M.E. Dress and Gender: Making and Meaning in Cultural Contexts. New York, 1992.
Flügel J.C. The Psychology of Clothes. London, 1930.
The Historical Encyclopedia of Costume. Vols. 1-6. New York, 1976-1988.

Тема 2. Греко-римский костюм: эволюция и внешние влияния.

1. Эволюция одежды и аксессуаров в Греции и Риме: от ограниченности ресурсов и законодательных ограничений к роскоши и экзотике.
2. Взаимовлияния «варварского» и античного костюма.

Литература

Обязательная
Каркопино Ж. Повседневная жизнь Древнего Рима. Апогей Империи. М.: Молодая гвардия, 2003.
Кнабе Г.С. Древний Рим. История и повседневность. М.: Наука, 1986.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1. М., 1993.
Овидий. Наука любви (Любое издание).
Яценко С.А. Костюм древней Евразии. М., 2006. С. 286-287, 292-294.
The World of Roman Costume / Ed. by J.L. Sebesta, M. Bonfante). Madison, 1994.

Дополнительная
Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи. V-IV века до н.э. СПб., 1995.
The Closed Body in the Ancient World / Ed. by L. Cleland, M. Harlow, L. Llewellyn-Jones. Oxford, 2005.
Cunliffe B. Greek, Romans and Barbarians. Spheres of Interaction. London, 1988.
Perkidu-Gorecki A. Mode im antiken Griechenland. München, 1989.
Roche-Bernard G. Costumes et textiles en Gaule romaine. Paris, 1993.

Тема 3. Костюм средневековой Западной Европы.

1. Символика средневекового костюма.
2. Основные факторы эволюции костюма средневековья.

Литература

Обязательная
Горбачева Л.М. Костюм средневекового Запада. От нательной рубахи до королевской мантии. М., 2000.
Оятева Е.И. О семантике ритуального башмака // АСГЭ. 1978. Вып. 19, с. 86–92.
Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха, быт, костюм. М.: Наука, 1978.

Дополнительная
Merindol de C. Signes de hiérarchie sociale à la fin du Moyen Age d’après le vêtement. Méthodes et recherches // Les Cahiers du Léopard d’Or. No. 1. Le vêtement au Moyen âge. Paris, 1989. P. 180–223.
Piponnier F. Costume et vie sociale. La cour d’Anjou XIVe-XVe siècle. Paris, 1970.
Scott M. History of Dress: Late Gothic Europe. 1400-1500. London 1980.
Scott M. A Visual History of Costume. The Fourteenth and Fifteenth Centuries. London, 1986.

Тема 4. Развитие европейского костюма в XVIII-XIX вв.

1. Новые принципы дифференциации городского костюма.
2. Мода и политика.

Литература

Обязательная
Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997.
Кибалова Л. и др. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага, 1986.
Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1. М., 1993.
Пармон Ф.М. Европейский костюм: стили и мода. М., 1982.

Дополнительная
Arnoldt J. Queen Elizabeth Wardrobe Unclocked. Leeds, 1988.
Bann S. The Clothing of Clio: A Study of the Representation of History in Nineteenth-Century Britain and France. Cambridge, 1984.
Perrot P. Le travail des apparences ou les transformations du corps feminine. XVIIIe-XIXe siècles. Paris, 1984.
Ribeiro A. The Art of Dress: Fashion in England and France 1750-1820. New Haven, 1995.
Roche D. The Culture of Clothing: Dress and Fashion in the “Ancient Régime”. Cambridge, 1994.
Waugh N. The Cut of Men’s Clothes 1600-1900. London, 1964.

Тема 5. Костюм XX-XXI вв.: развитие и восприятие.

1. Феномен высокой моды и его эволюция.
2. Научное осмысление современного костюма.

Литература

Обязательная
Балано И.Ц. Мода. ХХ век. Энциклопедия. М., 2002.
Горбачева Л.М. Костюм ХХ века от Поля Пуаре до Эммануэля Унгаро. М., 1996.
Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ века. М., 1977.
Ермилова Д.Ю. История домов моды. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2003.

Дополнительная
Baines B. Fashion Revivals from the Elizabeth Age to the Present Days. London 1981.
La Belle époque. Costume 1890-1914. Proceedings of the First Annual Conference. London, 1968.
Lister M. Costume of Everyday Life. London, 1971.
Manusardi J. Dix ans avec Pierre Cardin. Paris, 1986.
Worsley H. Decades of Fashion. London, 2000.

Примерный перечень тем к итоговой письменной аттестации

Костюм как источник по истории культуры.
Основные функции костюма традиционных обществ.
Методы изучения костюма.
Эволюция греческого костюма.
Эволюция римского костюма.
Костюм и государственная политика ограничения роскоши в древности и средневековье.
Византийский костюм и его развитие.
Дружинная мода эпохи «Великого переселения народов».
Основные периоды развития европейской моды в XIX в.
Парижская «высокая мода»: история становления.