Берет и его история

Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, можно причислить к достоянию русской культуры. В начале XIX столетия в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов - бархата, парчи, лионского шелка. Их украшали пером и аграфом - драгоценной застежкой. Слово "берет" пришло из итальянского ( berette - плоская шапка), его носили мужчины и женщины в Европе с XV века. Лишь Галантный век с его париками пренебрег беретом. Зато со следующего столетия он по праву занял свое место в истории костюма - повидимому, навсегда.

Декоративная избыточность второй половины XIX века, насыщенность всевозможными подражаниями стилям прошедших эпох объясняются не только щедростью моды, но и набравшим ускорение техническим прогрессом в области обработки и производства текстиля.

Кружево, вышивка и иные украшения костюма, стоившие раньше огромных денег и труда, теперь делали с помощью машин. Индустрия шляпного дела из привилегированного ремесла, обслуживавшего аристократию, превратилась в хорошо отлаженное производство для широких слоев городского населения. Однако особенность шляпного ремесла такова, что сам процесс изготовления шляпы механизировать невозможно. Это всегда не просто ручная работа, а искусное мастерство.

Образ модистки (мастерицы, шьющей шляпы), не без помощи авторов модных водевилей, стал нарицательным. Близость шляпных мастериц к дамам высшего света, их артистизм, популярность в городской среде снабдили бытописателей второй половины XIX столетия игривыми сюжетами.