История шляпной моды

Шляпа - способ общения человека с самим собой, где возможность мгновенного преображения позволяет почувствовать себя значительнее и прекраснее.

Женская шляпная мода своего рода музей истории шляпного дела. Мы лишь проскользнем мимо самых ярких витрин, рассказывая о моделях, что ярче прочих отразили облик женщин, живших когда-то.

Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу XIX века. Они навевали образ дамы изящной и воздушной. Если быть совсем точными, история эта началась на исходе Галантного (ХVШ) века, когда дамы, увы, брились наголо для того, чтобы было удобно носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, так как парики выполняли их роль. В течение нескольких лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.

Задолго до этой шляпной волны дамы в Европе носили всевозможные головные уборы - от тончайших, сильно накрахмаленных, закрепляемых в соответствующую форму вуалей и кружев до широкополых шляп с пером или соломенных плоских шляпок во время увлечения всем китайским в середине XVIII века. Носили и сооружения из собственных и накладных волос, тканей, драгоценностей и берета, о котором мы расскажем особо.

Но эти головные уборы оказались всего лишь увертюрой перед настоящей шляпной симфонией, заполнившей своими красками и формами все пространство бытовой среды и в Западной Европе, и в России: ни пожилая дама, ни барышня, ни ребенок без шляпки не выходили из дома.

В начале XIX века весьма многообразные по формам и деталям шляпы были объединены одной общей особенностью - мантоньерками (завязками под подбородком). Их делали из шелковых лент или из модного в то время кружева ручного плетения, называемого в России за золотистый цвет неокрашенных шелковых нитей блондами, от французского blonde.

Бесспорно, мода строго предусматривала цвет и материал мантоньерок. Даже под крохотной шляпкой "биби" носили такое количество завязок из кружева и лент, что в них можно было кокетливо прятать лицо.

Подражание, с одной стороны, тачным богиням, с другой - идеализированному образу крестьянки (полянки, как писали тогда) было не то ко обязательным следованием ста. не только частью этикета, но соответствовало образу дамы изящной, похожей на дуновение. В духе эпохи было также небольших размеров шляпки тонких материалов пастельных тонов.

Не успели пожелтеть в сундуках платье из светлых вуалей в стиле ампир шляпная мода, весьма скорая на перемены (до 30 новых моделей за сезон) уже провозгласила нового кумира им стал головной убор, называемый "чепец". В конце XVIII века он уже успел покрасоваться на "вершинах" дамских париков, но с 1820-х годов чепец приобретает новое значение в костюме, означая семейное положение женщины - носили его только замужние дамы.

Форма чепца, прилегающая к голове и обрамляющая лицо, оказалась необычайно уместной для множества кружев, лент и искусственных цветов из шелка. Чепец носили только до выезда на бал или во французкую драму (русский театр рафинированная публика не слишком жаловала). В конце 1830-х годов вкусы переменились. Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных крупным жемчугом и вуалями. Это относилось только к дворцовой знати.