2012 Вестник Санкт-Петербургского университета

Декоративно-прикладное искусство:
теория, эстетика, сфера применения

Н. Г. Колтышева, В. А. Мариев

Восстановление древнего вида русского ткачества - узорного двухслойного ткачества

1. Введение

Узорное ткачество является особенной областью декоративно-прикладного искусства, поскольку влияние технологии изготовления тканей в ней сильнее, чем в любом другом виде декоративно-прикладного искусства. Узор здесь формируется во время изготовления ткани. Технология определяет, какой вид узоров можно сделать, а также способ размещения мотивов в орнаментах ткани. Особенно сильно влияние технологии в изготовлении узорных двухслойных тканей. Двухслойные ткани представляют собой две ткани, лежащие друг над другом и связываемые друг с другом во время тканья в единое целое.

Народное двухслойное ткачество — особенное явление. Исторические образцы двухслойных тканей можно видеть в Русском музее в отделе Народного искусства. Они хранятся в Российском этнографическом музее и демонстрируются на временных выставках 1. Такие ткани выставлены в экспозициях краеведческих музеев в Рязанскойобласти, а также хранятся в частных коллекциях. О русских двухслойных тканях в научной литературе написано немного. Двухслойные русские народные ткани изучались этнографами (Б. А. Куфтин [1], Н. И. Лебедева [2]) и искусствоведами (Н. И. Сысоева [3]). Б. А. Куфтин писал о народном искусстве двухслойного ткачества в начале XX века: Скоро исчезнут последние образцы этого замечательного вида великорусского народного ткацкого искусства и костюма, не успевшего еще в достаточной мере попасть в центральные музеи [1, с. 61]. Культурные традиции изготовления русских народных двухслойных тканей утрачены. В журнале Чудесные мгновения писали о двухслойных тканях так: Ткачество чрезвычайно сложное, в современных условиях пока не восстановлено [4, с. 12].

На факультете искусств была проведена научно-исследовательская работа по изучению строения русских народных двухслойных тканей. По результатам этой работы были спроектированы и изготовлены на ручном ткацком станке тканые двухслойные художественные изделия. Впервые двухслойный тканый ковер с узорами русских двухслойных тканей, спроектированный и вытканный одним из авторов настоящей статьи, был продемонстрирован на Втором всероссийском фестивале ручного ткачества в Петрозаводске в 2011 г.

2. Классификация русских двухслойных тканей
по Б. А. Куфтину

В начале XX века Б. А. Куфтин исследовал крестьянскую женскую одежду в Рязанской губернии. В частности, он описал двухслойные ткани для понев (понева — род юбки), которые носили крестьянки в то время. Б. А. Куфтин предложил классификацию тканей для понев [1], разделив все исследованные ткани для понев на три подтипа. К первому подтипу он отнес поневные шерстяные ткани легкие 2 . Второй подтип поневной ткани — поневная ткань двухслойная, сверху шерстяная, снизу конопляная, слои связаны друг с другом с образованием сложного узора.

К этому подтипу, в частности, относятся поневы из деревни Парахино Касимовского уезда Рязанской губернии. На рисунках показаны фотографии тканей двух парахинских понев (рис. 1а, 1б). Фотография на рисунке 1а взята из работы Б. А. Куфтина [1], на ней видна поневная ткань, не разрезанная на два куска для поневы. Можно видеть как темную шерстяную лицевую, так и светлую конопляную изнаночную стороны поневной ткани. Поневы с таким узором на ткани носили название конитница. Это название дано по внешнему виду узора в широких полосах, образующих диагональную сетку на ткани. В этих полосах размещены мотивы крестов с загнутыми концами. В народных узорах эти мотивы часто носили названия, связанные с конями, так как загнутые концы креста напоминают ноги бегущего коня. Понева конитница в настоящее время хранится в Рязанском краеведческом музее.

Рис. 1. Ткани понев из деревни Парахино Касимовского уезда Рязанской губернии: а) конитница, б) коситница

На рисунке показана ткань другой парахинской поневы, называемой коситница (рис. 1б). Эта понева в настоящее время хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге и выставлена в экспозиции отдела Народного искусства. Эта ткань имеет ромбическое поле и фризовую кайму. Узор ромбического поля состоит из широких полос, лежащих по диагонали и образующих сетку. В центе клеток данной сетки находятся фигуры ромбов с загнутыми концами. Кайма состоит из трех рядов фигур. В центральном ряду расположены прямоугольные фигуры, в которые заключены многоугольники. Коситницей в Рязанской губернии называли ленту, которая вплеталась в косу. По внешнему виду узор широкой полосы, состоящий из меандров и ромбов, действительно напоминает ленту в косе.

Рис. 2. Ткань поневы из села Салтыково Сясовского района Рязанской области:
а) лицевая сторона, б) изнаночная сторона

Третий подтип был назван Б. А. Куфтиным поневная ткань тяжелая толстая. Он писал, что в тканях третьего подтипа ткань двойная и что третий подтип поневной ткани существовал только в Куршанском районе Рязанской губернии. Однако в 1950 г. этнограф Н. И. Лебедева в экспедиции по исследованию народной одежды Рязанской области нашла поневы третьего подтипа в селе Салтыково Сясовского района Рязанской области [2]. На рисунках показаны лицевая (рис. 2а) и изнаночная (рис. 2б) стороны ткани салтыковской поневы. Как в парахинских поневах, поневная ткань по узору делится на две части: верхняя часть и кайма в нижней части. На рисунках показан участок ткани, включающий как верхнюю часть, так и кайму. В тканях понев третьего подтипа нити основы полностью закрыты утком, на лицевой стороне видны нити утка шерстяного верхнего слоя, узор очерчен пунктирными линиями. Полный костюм с салтыковской поневой представлен в книге С. Глебушкина Традиционный русский костюм XIX–XX века из собрания Сергея Глебушкина [5], цветные фотографии салтыковской поневы можно увидеть на вклейках в журнале Чудесные мгновения [4].

3. Строение народных двухслойных тканей

Рис. 3. Часть диагональной полосы ткани поневы коситницы

Авторы изучали поневные двухслойные ткани в Российском этнографическом музее и в частной коллекции П. И. Кутенкова. Были исследованы технические характеристики тканей, такие как структура ткани, материал пряжи, плотности по основе и по утку. По результатам исследования структуры ткани были получены схемы строения ткани, которые позволяют объяснить форму линий тканого узора в поневной ткани. Авторами была исследована ткань парахинской поневы. На рисунке (рис. 3) показано увеличенное изображение участка ткани поневы — коситницы (рис. 1б), на которой виден фрагмент узора. Здесь мы видим лицевую сторону ткани, то есть верхний слой двухслойной ткани, сделанный из шерсти (рис. 3). На фоне шерстяной ткани лежат конопляные светлые нити основы и утка нижнего слоя. Эти нити образуют линии рисунка узора. Рисунок построен из отрезков линий разной ширины, узкую линию назовем одиночной, а широкую — двойной.

Схемы строения народной двухслойной ткани, полученные по результатам исследования, также представлены на рисунках (рис. 4а, 4б). Мы видим, что ткань состоит из двух тканей полотняного переплетения, лежащих друг над другом. Верхняя ткань, или верхний слой, показана на схеме темными нитями основы и утка, расположенная под ней нижняя ткань, или нижний слой, — светлыминитями основы утка. В левых частях рисунков показана ткань, в которой верхний и нижний слои не связаны между собой. В каждом слое в местах переплетения пары нитей основы и утка разделяются и меняют свое положение относительно друг друга. Нить основы, располагавшаяся под нитью утка, перекрывает уток, и наоборот, нить основы, лежавшая над нитью утка, опускается под уток. Пары нитей основы и утка каждого слоя переплетаются в местах пересечения и образуют частицу полотняного переплетения [6]. На представленных схемах (рис. 4а, 4б) каждый слой ткани выглядит как сетка из сдвоенных нитей основы и утка, в узлах которой расположены частицы полотняного переплетения. Однако в ткани нити сдвигаются, и частицы полотняного переплетения примыкают друг к другу. Ткань каждого слоя состоит из частиц полотняного переплетения. В левых частях схем все частицы полотняного переплетения верхнего слоя лежат над всеми частицами полотняного переплетения нижнего слоя.

Размер частицы полотняного переплетения определяется толщиной нитей основы и утка и расстоянием между нитями. Форма частицы полотняного переплетения прямоугольная. Толщина нитей основы и расстояние между ними определяют величину горизонтальной стороны прямоугольника, а толщина нитей утка и расстояние между ними — величину вертикальной стороны прямоугольника. Расстояние между нитями определяется плотностью ткани по основе и по утку.

Рис. 4. Схемы строения двухслойной поневной ткани: а) с одиночной линией, б) с двойной линией

В центральной части рисунков можно видеть, что в некоторых местах нити основы нижнего слоя проходят наверх между нитями основы верхнего слоя и переплетаются с нитями нижнего утка на лицевой стороне ткани. Нити верхнего и нижнего слоев меняют свое положение в ткани. Слои ткани связаны между собой в местах выхода нитей нижнего слоя на лицевую сторону ткани, при этом нити верхнего слоя утопляются на изнаночную сторону. Переход нитей из одного слоя в другой не только связывает слои ткани, но также создает узор в двухслойной ткани. Узор создают нити основы и утка нижнего слоя, вышедшие на лицевую сторону ткани. Частица полотняного переплетения нижнего слоя оказывается на лицевой стороне. Некоторые частицы полотняного переплетения нижнего слоя, вышедшие на лицевую сторону, выделены кружками (рис. 4а, 4б). На схеме видно, что частицы полотняного переплетения нижнего слоя, вышедшие на лицевую сторону, создают узор в виде зигзагообразной линии, идущей справа снизу налево наверх (рис. 4а).

Используя схемы строения двухслойной поневной ткани, объясним форму одиночных и двойных линий (рис. 3). Одиночная линия на рисунке по своей форме как бы ступенчатая. Каждая ступенька сделана двумя нитями основы и двумя нитями утка нижнего слоя. Нити основы и утка в углах ступеньки сближаются. На схеме (рис. 4а) некоторые частицы полотняного переплетения, образованные нитями нижнего слоя и лежащие на лицевой стороне, выделены кружками. В ткани эти частицы могут быть закрыты соседними шерстяными нитями верхнего слоя. Если эти частицы полотняного переплетения закрыты, на лицевой стороне ткани видны только нити пары основы и пары утков, сближающиеся к углу ступеньки (рис. 3).

Как показано на рисунке 4б, частицы полотняного переплетения нижнего слоя на лицевой стороне ткани лежат по три рядом, как по основе, так и по утку. Средние частицы полотняного переплетения выделены кружками. Две крайних частицы полотняного переплетения граничат с нитями верхнего шерстяного слоя, а средняя частица окружена вышедшими на лицевую сторону нитями нижнего слоя. Шерстяные нити верхнего слоя не могут закрыть эти частицы полотняного переплетения в ткани. На рисунке 3 в двойных линиях хорошо видна частица полотняного переплетения в середине линий, а частицы полотняного переплетения, лежащие по краям двойной линии, скрыты шерстяными нитями верхнего слоя.

В этой двухслойной ткани связь между слоями сделана парами нитей основы и утка, переходящими из слоя в слой. Такая двухслойная ткань называется узорной двухслойной тканью.

Рис. 5. Ткань салтыковской поневы при исследовании

Авторами также была исследована ткань салтыковской поневы (поневы третьего подтипа). На рисунке показана лицевая сторона ткани, на которой видны нити шерстяного утка верхнего слоя: основа не видна, так как она полностью покрыта нитями утка (рис. 5). Узор наблюдается как отдельные черточки, лежащие наклонно и образующие пунктирные линии. В правой части рисунка на продолжении пунктирной линии нити шерстяного утка верхнего слоя отодвинуты с помощью булавок. Здесь мы видим проявление строения белой узорной линии, которое скрывали шерстяные нити утка верхнего слоя. Заметны также белые нити утков и основы нижнего слоя, выходящие поверх шерстяного верхнего слоя. Левее раздвинутой части ткани можно видеть, что шерстяные утки расположены очень плотно и почти полностью закрывают частицы полотняного переплетения нижнего слоя на лицевой стороне ткани, остаются видны только утки нижнего слоя в виде черточек (рис. 5). Также мы видим, что нити основы нижнего слоя лежат по две нити рядом. Тонкие белые нити утков нижнего слоя тоже располагаются парами. Нити белых утков лежат плотно, нити основы нижнего слоя — редко. При пересечении пары нитей утков с парой нитей основы нижнего слоя они переплетаются полотняным переплетением. Частицы полотняного переплетения нижнего слоя, вышедшие на лицевую сторону, также видны на рассматриваемом рисунке (рис. 5). Эти частицы отделены друг от друга по горизонтали, так как нити основы в ткани лежат редко. По вертикали они примыкают друг к другу, потому что ткань очень плотная по утку.

В этой двухслойной ткани, так же как в ткани парахинской поневы, слои связаны между собой за счет перехода нитей основы и утка из слоя в слой. Нити основы и утков нижнего слоя выходят на лицевую сторону парами. Частица полотняного переплетения лежит в местах пересечения на лицевой стороне нитей основы и утка нижнего слоя. Способ связи слоев такой же, как в ткани парахинской поневы. Ткань салтыковской поневы относится к виду узорная двухслойная ткань.

Таким образом, показано, что обе исследованные ткани: второго подтипа (парахинская понева) и третьего подтипа (салтыковская понева) — структурно идентичны.

4. Причины различия понев второго и третьего подтипов по внешнему виду

Несмотря на то что исследованные ткани структурно идентичны, по внешнему виду они значительно различаются. Рассмотрим причины этого различия, сравнивая параметры строения тканей, такие как материал пряжи и плотности по основе и по утку. Основа двухслойной ткани состоит как из нитей основы верхнего слоя, так и из нитей основы нижнего слоя. То же самое относится к утку. В таблице показан материал нитей основы и утков и плотности по основе (Р о ) и по утку (Р у ) для исследованных двухслойных тканей (табл. 1).

Таблица 1. Материалы поневных тканей и плотности по основе и по утку

Основа в парахинской поневе состоит из конопляной и шерстяной пряжи (табл. 1), толщина нитей основы и утка приблизительно одинакова (рис. 3). Верхний и нижний слои ткани вытканы полотняным переплетением, плотности по основе и по утку одинаковы (табл. 1). Как было показано в предыдущем разделе, узорные линии в двухслойной народной ткани сделаны из частиц полотняного переплетения нижнего слоя. Вследствие одинаковых величин плотностей по основе и по утку и близких по величине толщин нитей основы и утка в ткани парахинской поневы частицы полотняного переплетения квадратные. Частицы полотняного переплетения хорошо видны на рисунке 3 в двойных линиях. На лицевой стороне ткани видны как нити основы, так и нити утка нижнего слоя (рис. 3). Линии узора лежат под углом 45 градусов, и ромбы в узоре принимают форму квадратов. Узоры в двухслойной ткани парахинских понев видны четко.

В салтыковской поневе основы нижнего и верхнего слоев сделаны из конопляной пряжи, уток верхнего слоя — из шерстяной пряжи, уток нижнего слоя — из хлопковой (табл. 1). Плотность по утку почти в шесть раз больше плотности по основе (табл. 1). Как следствие соотношений плотностей по основе и по утку, частица полотняного переплетения представляет прямоугольник, сильно вытянутый по горизонтали. На рисунке 5 хорошо видна форма частицы полотняного переплетения. Уток доминирует над основой, лицевая сторона ткани полностью покрыта нитями шерстяного утка, и красный цвет ткани обусловлен цветом шерстяных нитей. Линии, созданные частицами полотняного переплетения, лежат в ткани под небольшим углом. Выход тонких белых хлопковых нитей утка на лицевую сторону создает пунктирный белый узор на красном фоне (рис. 2а, 5). Поскольку фигуры узоров созданы из частиц полотняного переплетения, ромбы в узоре салтыковской поневы сильно вытянуты по горизонтали (рис. 2а, 2б).

Мы разобрали причины, по которым узоры на ткани салтыковской поневы растянуты по горизонтали. Н. И. Лебедева писала о ткачестве двухслойных тканей жительницами села Салтыково: У мастериц-ткачих имеются образцы узоров, редко затканные, по ним они и выбирают нити [2, т. 2, с. 37]. Можно предположить, что редко затканные образцы — это ткани с малой плотностью по утку, в которых видно переплетение нитей утка с нитями основы. Какими же были узоры образцов без искажения, внесенного большой плотностью по утку?

Чтобы восстановить исходные узоры в ткани салтыковской поневы, авторы обработали фотографии лицевой и изнаночной сторон этой ткани (см. рис. 6а, 6б). На рисунке 6а показана лицевая сторона ткани, узор в ней состоит из широких полос, лежащих по диагонали и образующих диагональную сетку. Полосы широкие, узор в них с внутренних сторон сделан меандрами, что хорошо заметно на изнаночной стороне (рис. 6б). В центре клетки диагональной сетки видна фигура, заключенная в ромб, на изнаночной стороне ткани (рис. 6б) различима форма данной фигуры. Кайма содержит три ряда орнаментов, верхний и нижний ряды составлены из ромбов с продленными сторонами и крючками, часто встречающимися в народном ткачестве. Средний ряд орнамента включает прямоугольные фигуры, в центре которых лежат ромбы.

Рис. 6. Обработанные фотографии салтыковской поневы:
а) лицевая сторона, б) изнаночная сторона

В работе Б. А. Куфтина приведен рисунок 26, на котором показана прорисовка свастического узора на тяжелой браной поневе третьего подтипа [1, c. 67]. Прорисовка сделана с изнаночной стороны ткани, на ней видны широкие полосы, образующие диагональную сетку, и расположенные в центре клеток сетки фигуры свастик. Можно убедиться, сравнивая обработанную фотографию изнаночной стороны салтыковской поневы на рисунке 6б и прорисовку на рисунке 7, что узоры внутри полос одинаковые на прорисовке и обработанной фотографии, однако на пересечении двух полос меандры на прорисовке отличаются по форме от меандров на обработанной фотографии. Наше исследование салтыковской поневы с применением современных методов позволило уточнить прорисовку из работы Б. А. Куфтина.

Рис. 7. Прорисовка узора поневной ткани третьего подтипа

Прорисовка в книге Б. А. Куфтина подтвердила наше предположение о некогда существовавшем прототипе салтыковской поневы с неискаженными узорами. На современном ручном ткацком станке был выткан образец двухслойной ткани с неискаженными узорами салтыковской поневы. Материалом для основы послужила льняная пряжа, для утка были использованы шерстяная и льняная пряжи. На рисунке 8 показана изнаночная сторона данного образца ткани. Если сравнить рисунки (рис. 8 и рис. 6б) и обработанную фотографию изнаночной стороны салтыковской поневы, можно убедиться, что узоры на исторической ткани салтыковской поневы и узоры на восстановленной ткани (рис. 8) одинаковые. Логично предположить, что ткань, подобная показанной на рисунке 8, являлась прототипом ткани для салтыковской поневы, о котором писала Н. И. Сысоева [3].

Рис. 8. Восстановленная ткань прототипа салтыковской поневы. Материал: лен, шерсть

На изнаночной стороне салтыковской поневы (рис. 6б) преимущественно лежит конопляная пряжа. Темная шерсть контурно очерчивает фигуры узоров. В центре клетки между широкими полосами хорошо видна фигура, представляющая из себя сложный крест с загнутыми сторонами. Форма фигур в кайме лучше видна на изнаночной стороне, чем на лицевой, хорошо видны прямоугольные фигуры в среднем ряду каймы и ромбы с продленными сторонами и крючками в верхнем и нижнем рядах каймы.

Контурная обрисовка фигур часто встречается в узорах двухслойных тканей понев. Рассмотрим возможные причины этого явления. Двухслойные народные ткани применялись для одежды и обладали замечательным комплексом потребительских свойств: теплые, плотные, прочные в носке, несминаемые, непромокаемые, гигиеничные (снизу конопляный слой, сверху — шерстяной). Благодаря своей прочности они сохранились до настоящего времени. Как известно, шерсть изнашивается быстрее, чем растительные материалы (конопля и лен), и конопляная пряжа более износостойкая, чем шерстяная. При носке шерсть на изнаночной стороне ткани истерлась бы быстрее, чем конопляная пряжа. Поневы делались для использования в течение длительного времени, целой жизни. Можно предположить, что по этой причине узоры на поневах делались так, чтобы шерсть больше лежала на лицевой стороне и меньше выходила на изнаночную. Кроме того, ярко окрашенная шерсть была декоративной составляющей ткани, и ее показывали как можно больше на лицевой стороне, в то время как конопля была обычным материалом и использовалась, например, для рубах. Очевидно, по этим причинам шерсть в поневных тканях преимущественно лежала на лицевой стороне, где узоры были очерчены контуром из конопляных нитей. Таким образом, требования к потребительским свойствам ткани одежного назначения влияли на характер узоров в ткани поневы.

Используя обработанные фотографии, можно сравнить узоры парахинской и салтыковской понев. Композиция узора на салтыковской поневе, диагональная сетка с фигурами в центре клеток сетки в целом похожи на композицию узора парахинских понев (рис. 1а, 1б). На парахинских поневах в среднем ряду каймы вытканы прямоугольные фигуры такой же формы, как и в салтыковской поневе. Различие наблюдается в форме фигуры, помещенной в центре прямоугольника. В результате нашего исследования выявлено сходство узоров салтыковской и парахинской поневных тканей.

5. Современное восстановление традиции русского двухслойного ткачества

Искусствовед Н. И. Сысоева, исследовавшая узорные двухслойные рязанские поневы, писала о композиции узора в ткани: Общая композиционная схема — ковровая: середина, расчерченная ромбической сеткой, обведена узорной камкой — бордюром. Рисунок графический, в нем большую роль играет силуэт отдельных фигур, ритм линий и контраст цветов [3, с. 8]. О близости узоров поневных тканей к ковровым узорам также говорил Б. А. Куфтин [1].

Наше исследование способствовало созданию новых художественных изделий — двухслойных тканых ковров с узорами русских народных двухслойных тканей для оформления интерьера. Впервые тканый двухслойный ковер с узорами парахинской поневы демонстрировался на Втором всероссийском фестивале ручного ткачества в Петрозаводске в 2011 г. Получен положительный отзыв на данную работу. В настоящей статье показаны первые результаты работы по восстановлению утраченного народного ткацкого искусства двухслойного ткачества и его применения в современном декоративно-прикладном искусстве.

На рисунках 9а и 9б показаны лицевая и изнаночные стороны другого тканого ковра, сделанного по узору салтыковской поневы. Материал тканого ковра — шерсть, размер ковра — 60 см на 90 см. На этом двухслойном ковре впервые показаны тканые узоры прототипа салтыковской поневы. На тканом ковре выткан ромб, стороны которого представляют восстановленный меандрический орнамент салтыковской поневы. В центре на белом ромбе лежит фигура сложного креста с загнутыми концами, восстановленная по салтыковской поневе. Такие же фигуры расположены в углах. Цвета на тканом ковре были выбраны на основе описания цвета парахинских понев Б. А. Куфтина. Он писал, что парахинские поневы были вытканы из красной и синей шерсти и белой конопляной пряжи. На изнаночной стороне (рис. 9б) на белом фоне виден негатив узора на лицевой стороне ткани.

Рис. 9. Двухслойный тканый ковер с узором салтыковской поневы:
а) лицевая сторона, б) изнаночная сторона

Результаты нашего исследования были внедрены в учебный процесс на факультете искусств. В 2011 г. была защищена дипломная работа на звание бакалавра декоративно-прикладного искусства под названием Новое дыхание Севера. Для диплома был спроектирован и выткан двухслойный тканый ковер под руководством Н. Г. Колтышевой 3 . Диплом студентки М. Д. Елизаровой получил оценку отлично. На рисунках 10а и 10б показаны лицевая и изнаночная стороны полученного тканого ковра. Для ковра в качестве материала была выбрана шерсть. Размер его — 50 см на 70 см. Композиция тканого ковра была разработана дипломницей. В центре ковра лежит узор пересечения диагональных полос парахинской поневы коситницы (рис. 1б). Этот центральный мотив с четырех сторон окружен орнаментом, составленным из прямоугольных фигур, таких же, как в среднем ряду каймы парахинской поневы коситницы. В центр прямоугольных фигур помещен ромб, как на диагональных полосах парахинской поневы коситницы. На лицевой стороне цвет верхнего слоя ковра плавно меняется от бордового в нижней части до красного в центре ковра и снова до бордового в верхней части. Чтобы усилить цветовой контраст в общем цветовом построении, в углах тканого ковра узор не размещен. Такое художественное решение отличает композицию данного современного тканого ковра от композиций исторических двухслойных тканей, сплошной узор которых полностью покрывает поверхность ткани.

Рис. 10. Двухслойный тканый ковер с узором парахинской поневы:
а) лицевая сторона, б) изнаночная сторона

Рис. 11. Изнаночная сторона каймы парахинской поневы конитницы

На рисунке 10б показана изнаночная сторона созданного тканого ковра. На белом фоне нижнего слоя виден негатив узора верхнего слоя. В народной двухслойной технике вид фигур на лицевой и изнаночной сторонах различен. На рисунке 11 показана увеличенная часть ткани парахинской поневы коситницы (рис. 1а) и видна форма прямоугольной фигуры с каймы этой поневы на изнаночной стороне. Из сравнения формы прямоугольной фигуры на изнаночной стороне тканого ковра на рисунке 10б и формы фигуры изнаночной стороны на рисунке 11 можно видеть, что форма этих фигур одинакова в обеих тканях. Это является наглядным подтверждением того, что в тканом ковре использованы мотивы исторической ткани парахинской поневы.

Заключение

В настоящей статье описаны результаты исследования строения русских двухслойных поневных тканей двух разных подтипов (по классификации Б. А. Куфтина) и показана их структурная идентичность. Выявлено, что различия внешнего вида тканей обусловлены технологическими параметрами их строения, что в узорах поневных тканей, отнесенных Б. А. Куфтиным к разным подтипам, имеется много общего. Можно сделать вывод о том, что исследованные ткани стоит отнести к одной разновидности, несмотря на значительные различия их внешнего вида. Такой подход дает возможность изучать все двухслойные русские народные ткани с единых позиций — как многообразные проявления одной ткацкой технологии, развивать традиции народного двухслойного ткачества, учитывая весь богатый опыт народного искусства двухслойного тканья. В статье впервые показаны вытканные на современных ручных ткацких станках двухслойные тканые ковры, обладающие структурой и декорированные узорами русских поневных двухслойных тканей.

Литература
  1. Куфтин Б. А. Материальная культура русской мещеры. М.: тип. Тайнинский печатник, 1926. 142 с.
  2. Лебедева Н. И. Прядение и ткачество восточных славян в XIX — начале XX века. Научные труды (Творческое наследие Натальи Ивановны Лебедевой. Этнографические исследования и материалы): в 2 т. Рязань: Рязанский областной центр народного творчества, 1996. Т. 1. 191 с.; Т. 2. 200 с.
  3. Сысоева Н. И. Касимовское узорное ткачество XIX — начала XX века. М.: Госместпромиздат, 1963. 24 с.
  4. Как сшить Салтыковскую красную поневу // Традиционный костюм. 2008. Вып. 1(7). С. 12–25.
  5. Глебушкин С. Традиционный русский костюм XIX–XX века из собрания Сергея Глебушкина. М.: Северный паломник, 2008. 735 с.
  6. Токарев И. В. Учение о переплетениях ткани. Лекция первая. М.: тип. К. Муратова с Бр-м, 1913. 44 с.

Статья поступила в редакцию 17 мая 2012 г.