Ладожский праздничный костюм

В противоположность хозяйственной повседневности существуют элементы праздничных парадных костюмов, сохранившиеся и в культурном слое поселения и в погребениях. Поскольку Ладога располагалась на оживленном торговом пути, здесь появлялись предметы прикладного искусства из самых разных, весьма удаленных друг от друга краев, хотя многие из них были изготовлены на месте. Об уровне развития ремесла в Ладоге красноречиво свидетельствует клад инструментов, найденный в самом основании культурного слоя Земляного городища и датируемый серединой VIII в. По целостности и степени сохранности он не имеет аналогов в Северной Европе. Судя по набору инструментов, его владелец мог осуществлять самые различные виды работ - от ковки ножа до ремонта корабля. В коллекции предметов из Ладоги имеются литейные формы, тигли, льячки, железные волочильни для изготовления проволоки из цветных металлов, бракованные отливки. Самой древней считается двусторонняя литейная форма, на одной стороне которой вырезана трехрогая лунница, а на другой - крестовидная подвеска.

Поистине разные, непохожие миры оставили свой след в культуре средневековой Ладоги. Вычурный стиль скандинавских женских украшений впитал в себя и изысканную кельтскую традицию Ирландии, и суровую романтичность германцев, и технические приемы, восходящие к античным мастерам. Затейливый узор на крышках фибул приковывает к себе внимание, заставляя долго блуждать в его лабиринтах, и придает крупным вещам воздушную легкость.

Наоборот, орнамент на поверхности застежки в виде головы медведя, хотя и небольшой по размерам, но массивной, превращает вполне реалистическое изображение в странную фантазию. “Шумящие“ украшения ладожских финок, хотя и проигрывают скандинавским в технике исполнения, несут в себе только им присущее очарование детской наивности изображения в сочетании с таинственностью скрывающегося за ним смысла. Для финской женщины они были не просто красивыми вещицами, а оберегами - грозным оружием против сил зла. Многочисленные привески, выполненные в форме колокольчиков или утиных лапок при ходьбе издавали шум, отпугивающий духов. Водоплавающая птица - один из самых излюбленных мотивов этих украшений, связанный с представлениями древних финов о сотворении мира.

Из далеких степей попадали в Ладогу усыпанные бляшками наборные пояса и конская сбруя, перстни со вставками синего стекла и синие стеклянные подвески-лунницы. Славяне же почти никак не проявили себя в ладожской бижутерии, если не считать простейших проволочных височных колец. Славянский след здесь самый невыразительный, поскольку простота женского убора и есть характерная этническая черта славян.
Судя по обилию бус в культурном слое, ладожанки носили их в несколько рядов, а одежду расшивали разноцветным стеклянным бисером.

В Ладоге во множестве найдены наборные костяные гребни. Первоначально их производили только в Германии, но не позднее начала X века мастера-косторезы появились и в Ладоге. Примером иной - финно-угорской традиции - служат гребни, спинка которых украшена зооморфными изображениями.