Развитие народного костюма

Русский народный костюм на протяжении 150 лет, прошедших с конца XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно менялся. Процесс этот шел непрерывно: одни элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили и вследствие внутреннего развития, и под воздействием внешних обстоятельств, прежде всего ев ропейской моды. В XVIII веке ее влияние на народный костюм еще незначительно. Оно проявлялось в основном в некотором облегчении праздничного костюма: напри мер, в торжественных случаях перестали носить несколь ко шуб одновременно, чебаки, надевавшиеся поверх ко кошника, стали заменяться шалями, восточные шелко вые, парчовые ткани уступили место тканям отечественного производства с орнаментом западноевро пейского типа. Включение же в состав народного кос тюма элементов одежды европейского образца началось только в 20—30-е годы XIX века. При заимствовании в большинстве случаев происходило органическое соеди нение национально-русских и европейских элементов.

Часто даже не представляется возможным отделить тра диционный элемент костюма от европейского. Так, на пример, нельзя назвать целиком русской или целиком европейской традицией использование женщинами в качестве головного убора наколок, сложенных из платка, заколотого булавками, перчаток-накулачников и т. д.

Однако есть в костюме и вещи, которые сразу опреде ляются как заимствованные, — это галоши, шляпки, зонтики, муфты и т. п.

Изменялся русский костюм и под воздействием тра диционной одежды соседних народов: норвежцев, нен цев, аборигенов Сибири, Северного Кавказа.

В него включались отдельные предметы одежды этих народов — совик, малица, торбаза, малахай, чекмень и т. д., что было вызвано природными условиями, непри вычными для русских, новыми для них занятиями (про мысловое рыболовство, оленеводство), а также торговы ми связями между этими народами.

Эволюция традиционного костюма проходила не толь ко под влиянием внешних факторов, но и, как уже говорилось выше, вследствие внутреннего развития. На протяжении XIX — первой четверти XX века шла по степенная замена одних элементов костюма другими: сороки заменялись кокошниками, кокошники — повой никами, повойники — платками; сарафаны уступали место юбкам, кафтаны — поддевкам и т. д. Особенно заметно изменялся покрой одежды: косоклинные сара фаны заменялись круглыми, верхняя одежда с цельной прямой спинкой — одеждой с клиньями, затем с фалда ми, настала очередь и другого типа кроя: костюм стал подрезным по талии с пышными сборками на спине.

Заметно менялась ткань: домотканый холст, шерсть ус тупали место фабричной хлопчатобумажной ткани, шел ку, сукну и другим новым для традиционного костюма тканям.

Устойчивость основных типов одежды, их вариатив ность внутри комплексов, включение в костюм заимст вованных предметов одежды, воздействие европейской моды на народный костюм — все это нашло свое отра жение в лексике. Фонд терминов народной одежды ог ромен и чрезвычайно разнообразен. Так, например, только на территории Сибири А. А. Лебедевой было зафиксировано 152 термина для обозначения верхней одежды, 85 — для обозначения обуви, 127 — для жен ских и мужских головных уборов. Среди терминов, при менявшихся для обозначения того или иного предмета одежды, можно выделить термины, общие для всей тер ритории его бытования, это рубаха, сарафан, юбка, по нёва, кокошник, повязка, платок, косынка, повойник, порты, шуба, полушубок, армяк, тулуп, сапоги, лапти и т. д., но одновременно существуют термины для обоз начения фактически всех возможных вариантов того или иного предмета одежды. Так, сарафан, в зависимо сти от покроя, материала, цвета, происхождения, назы вался по-разному: штофник, бархатник, пестрядинник, маренник, набивник, клинник, саян, костыч, ферязь, кундыш... Женская и мужская обувь в зависимости от материала, кроя, назначения, места бытования тоже на зывалась по-разному: сапоги, бахилы, бутылы, коты, башмаки, черки, чирки, боторы, каныши, ичеги, уледи, упаки, поршни, неговани, скуты, обутки и т. д. Женские рубахи, при господстве основного термина «рубаха», могли называться в зависимости от местности станушкой, воротушкой, чехликом, долгорукавкой, проходницей... Следует также отметить, что одним термином часто обозначалось несколько предметов или, наоборот, один и тот же предмет в разных районах России имел и разные названия. Так, шубкой называли верхнюю ме ховую одежду, сарафан, короткую теплую кофту с рука вами и душегрею. В то же время короткая женская одежда на лямках назвалась душегрея, коротена, коро тенька, перо, шубка.

Предметы одежды европейского типа, вещи, заимст вованные у соседей, входили в народный быт вместе со своим названием. Правда, на русской почве оно часто получало несколько иное звучание: верхняя одежда ев ропейского типа спензель у русских получила название «пендель», «пенделюшка», теплое пальто модного покроя дипломат стало «тепломатом», пиджак — «спинжаком», «пенжаком» и т. д.

Таким образом, русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII — первой четверти XX века, представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. В нем, естественно, преобладают черты, возникшие на местной русской почве, восходя щие к быту Древней Руси, но заимствование из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, про изошедшие на протяжении веков, заметно преобразили его. При этом характерной особенностью русского тра диционного костюма остается удивительное многообра зие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местной ситуации при сравнительной устойчивости основных комплексов.