Выставка «Сто одёжек – сто застёжек»

Время проведения: 26.05 - 16.10 2016 года

Коллекция застёжек из собрания РЭМ продолжает проекты музея на тему «Антропология вещи» и впервые представляет для рассмотрения посетителей такой многообразный элемент традиционных костюмов народов России как застёжка.

На этой выставке будет представлено более 200 разнообразных застёжек, материалом для которых служили металл, кожа, стекло, ткань и др.

Различные способы крепления застёжек в виде пуговиц, брошей, булавок, шнуров, кнопок, крючков экспонируются как в контексте их функционирования в костюме, так и в качестве самостоятельных произведений народного искусства.

История появления застёжек

Известно, что наиболее древние формы одежды были свободного покроя, надевались через голову и фиксировались при помощи завязок, поясов, пряжек. И только с появлением кроеной одежды возникла необходимость фиксировать платье четко по фигуре с помощью специальных застёжек (булавок, брошей, фибул, крючков, пуговиц).


История способов скрепления/соединения/застёгивания отдельных элементов одежды по своему отражает те динамические процессы, которые проходили в традиционных культурах в течение длительного времени: от завязок и шнуров, различных деревянных палочек, кусочков рыбьих костей или костей животных к металлическим булавкам, заколкам, крючкам, пряжкам, застежкам-фибулам, многообразным пуговицам, кнопкам и др.

Какую функциональную роль выполняли застёжки?

Утилитарная функция разнообразных застёжек помогала свободно надевать и снимать изделие, закреплять его на фигуре, используя тканевые и кожаные завязки или шнуры, а затем всевозможные виды булавок, фибулы, броши и, конечно, пуговицы, которые во многих случаях заменили другие способы скрепления одежды.

Важной функцией застежек была защитная, поскольку во многих культурах булавки, фибулы и пуговицы играли роль магических амулетов, призванных ограждать человека от враждебных ему сил. На Руси данная функция застежек долгое время оставалась основной, поскольку на поверхность древних пуговиц и фибул наносили особые знаки и символы, а «шумящие» пуговицы часто пришивались к одежде без петли и не имели практического назначения.

Застежки с древних времен информировали окружающих о статусе и этнической принадлежности их хозяина. Идея нанесения на их поверхность изображений, имеющих опознавательный характер, позволила сформировать еще одну функцию застежек - информативно-знаковую, поскольку драгоценные застежки на одежде и обуви служили знаком, указывающим на профессиональную деятельность человека, а также демонстрировали богатство и высокое социальное положение их владельца. Таким образом, постепенно формировалась самостоятельная декоративно-эстетическая функция застежек.

Этапы развития разнообразных способов закрепления элементов одежды, головных уборов и обуви на теле человека – важные составляющие истории традиционного костюма. Видоизменяясь на протяжении столетий, эти способы отражали определенные этапы, прошедшие от функционального застёгивания/скрепления до самостоятельного декоративного элемента костюма. На выставке представлены различные способы соединения/закрепления отдельных элементов в традиционных костюмах народов России.

Смотрите каталог: Культура и искусство.

Многообразие разновидностей застёжек

Завязки – отрезки ткани/верёвки/кожи, специально предназначенные для завязывания. В большинстве вариантов русской поясной одежды понёвы (распашные и круглые с прошвой) для ее закрепления на теле использовались завязки. Свадебные лицевые занавески рубанд таджиков Каратегина и Дарваза, имевшие длинные и широкие завязки узорного тканья, наделялись сакральной функцией, символизировавшей чистоту, молодость и плодовитость невесты. В Ферганской долине бытовала детская несшитая рубашечка, которая фиксировалась при помощи плетеных черно-белых шнурков, выступавших оберегом от сглаза.

Шнурки - отрезки определённой длины из кожи/верёвки/ткани, продеваемые через специальные отверстия в обуви и служащие для удержания её на стопе у многих народов России.

Булавки – служившие для соединения деталей одежды путем прокалывания ткани и изготовлявшиеся из металла/кости в виде игл с навершием на одном конце, несли двойную нагрузку: помимо своего прямого назначения (утилитарного) - скреплять одежду, служили общинными и семейными знаками, метками, т.е. исполняли информативно-знаковую функцию. В народе издавна считалось, что «если булавку приколоть к внутреннему шву одежды, не страшны будут ничьи плохие помыслы, никто не сможет порчу навести».

На выставке демонстрируются разнообразные булавки тəнкəле-булавка (татар.), шана вочмошер (мари); фибулы (латвийская fibula, скоба) - застежки для одежды с иглодержателем: сегé (лит.), сыльг, прээс, (эст.), сюльгама (мордва, чуваши), ширкама (мари); пряжки: каптырма (казахская), чарпаз-лар (кумыкская), ачамраз (абхазская).

Крючки – представляют сочетание крючка и петли (навесная, прорезная) и являются парными предметами, состоящими их двух неодинаковых частей, противопоставленных друг другу половин, образующих бинарное единство. В расцепленной застежке теряется не только это единство, но и смысл половин.

Пуговицы - предметы с отверстиями или ушком для пришивания к одежде, которые вдеваются в навесную или прорезную петлю и тем самым осуществляется их застёгивание. Чаще всего они представляли собой диск с двумя или четырьмя сквозными отверстиями посередине, однако встречаются пуговицы квадратные, треугольные, цилиндрические, шарообразные и др., выполненные из металла, кости, перламутра, а позднее из различных пластмасс. Резюмируя этимологическое исследование термина «пуговица», специалисты считают, что основными функциями пуговицы всегда были утилитарная, обереговая и декоративная. При этом значение придавали не только оформлению пуговиц, но и их количеству. Так, в ряде областей России существовало поверье, что на одежде должно быть нечетное количество пуговиц. Если же их число было четным, то к изнанке пришивали дополнительную пуговицу, чтобы не навлечь беду. Подобные правила существовали и у эстонцев, которые верили в магическую силу скрепляющих их одежду пряжек – сакт, строго соблюдая традиции, касающиеся их числа. У бурят каждая пуговица также имела своё место и значение: даже расстегивали и застегивали пуговицы и крючки в определенной последовательности, что особенно строго соблюдалось в дни свадьбы.

Запонки - представляли собой конструкцию из двух металлических, костяных, янтарных или др. пуговиц, соединенных между собой и вдеваемых в петли воротника, груди и рукавов рубашки.

Таким образом, уже во времена бытования облачений элементарного кроя – предметов несшитой плечевой и поясной одежды, застежка прочно вошла в обиход, обладая утилитарной и магически-обереговой функциями, и постепенно приобретая знаковую, этно-маркирующую и художественно-декоративную направленность превратилась в полноценное костюмное украшение.

Несмотря на кажущееся многообразие разновидностей застёжек, встречающихся в традиционных костюмах народов России, сформировалось не так много конструктивно различных приспособлений для застёгивания одежды, головных уборов и обуви, которые впервые демонстрируются на выставке «Сто одёжек - сто застёжек», предлагающей рассмотреть феномен застёжки в контексте костюма.

Российский этнографический музей

Адрес: город Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4/1

Проезд: Ст. м."Невский проспект", "Гостиный двор"

Телефоны: (812) 570-5768 , 570-5421

Сайт: www.ethnomuseum.ru/

EMail: info@ethnomuseum.ru