Подготовка к вышиванию

Иглы

В зависимости от вида ткани для ручной вышивки применяются разные виды игл.

Иглы для вышивания по редким тканям (редина, художественный холст, рогожка и др.) можно применять специальные для штопки и вышивальные N 1 и 2. Они средней длины с большими ушками. Считать и отделять нити ткани такими иглани очень удобно. Для вышивания на тонких тканях (маркизет, шелковое полотно, батист) лучше использовать тонкие иглы, так как толстые в местах проколов будут оставлять отверстия.

Напёрсток

Напесток применяется только при ручном вышивании для проталкивания иглы через ткань. Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от проколов иглой, помогает делать твердые и четкие проколы ткани. Наперсток может быть металлический или пастмассовый, но обязательно должен быть подобран по размеру пальца (не сдавливать и не спадать с него).

Ножницы

Должны быть маленького размера с загнутыми концами. Они служат для отрезания рабочей от вышиваемого изделия. Необходимы также Большие ножницы с прямыми концами для обработки края изделия, разрезания ткани, мотков ниток.

Пяльцы

Большинство рукодельных работ выполняются в пяльцах. Они значительно облегчают работу и улучшают ее качество. Основное назначение пяльцев - это держать материал в натянутом состоянии. Они могут быть круглыми и квадратными. Первые обычно употребляются для мелких работ и для вышивки на машине, вторые - для больших. Круглые пяльцы состоят из двух обручей - большего и меньшего (меньший должен свободно входить в больший).

Натянуть материал на круглые пяльца очень просто. На меньшее кольцо кладут материал для вышивания. Потом сверху накладывают большое кольцо, нажимают, и ткань натянута.При запяливании ткани в круглые пяльци надо следить за тем, чтобы материал натянулся туго, для этого меньщее кольцо рекомендуется обертывать узкой полоской марли или мягкой ткани. Удобно для работы иметь несколько пялец разных диаметров.

В настоящее время в продаже есть деревянные, металлические и пластмассовые пяльцы. Однако лучшими считаются деревянные пяльца, т. к. металлические пяльцы тяжелы, их гладкая поверхность скользит при упоре (закреплении) и на ткани после запяливания остаются темные круги, а пластмассовые непрочны.

Уменьшение (увеличение) рисунка

Если размер вышиваемого изделия больше или меньше понравившегося Вам рисунка, его приходится увеличивать или уменьшать. Сделать это можно следующим образом. Нужный рисунок расчерчивают на равные квадраты. Чем меньше квадраты, тем точнее будет получен узор для вышивки. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже уменьшенное или увеличенное в нужное число раз (в два, три, четыре раза).

В полученные клетки переносят линии соответствующих клеток оригинала. При аккуратной работе получается точная (уменьшенная или увеличенная) копия рисунка. Очень важно при этом приеме увеличения или уменьшения рисунка вычерчивать точные квадраты-клеточки, иначе контуры рисунка узора будут искажены.

Перевод рисунка на ткань

Каждая работа требует предварительной подготовки, и чем аккуратнее эта подготовка, тем лучше работа, тем она точнее и красивее. Для вышивки прежде всего надо уметь переводить рисунок на материю, уметь скопировать его, уметь увеличивать и уменьшать соответственно размеру вышиваемого изделия.

Перевод рисунка на бумагу

На рисунок накладывают тонкую бумагу и прикрепляют все это булавками или кнопками к гладкой доске (или к столу) с четырех сторон. Затем обводят не слишком острым карандашом контуры рисунка.
Вместо тонкой бумаги можно взять лист обыкновенной писчей бумаги, смазать его растительным маслом и дать бумаге немного просохнуть, стерев излишек масла тряпочкой. Такой бумагой можно пользоваться для перевода рисунка.

Перевод рисунка на прозрачную ткань

На легкие прозрачные и полупрозрачные материалы рисунок можно переводить следующим образом. Прежде всего обвести тушью все контуры рисунка, затем приметать рисунок к изнанке ткани и прикрепить ткань вместе с рисунком к доске кнопками. После этого развести в блюдце немного темной краски индиго, подбавив в нее щепотку сахарного песку и столько же гуммиарабика (в мелком порошке, как и индиго).
Полученной смесью обвести тонким пером или очень тонкой кисточкой весь контур рисунка, просвечивающего с лица материи. Делать это надо очень внимательно и осторожно, чтобы краска не расплывалась и не испортила ткани (хотя при стирке от такой краски не остается и следа).

Перевод рисунка на ткань через копировальную бумагу

Самый распространенный способ перевода рисунка на ткань—это перевод через копировальную бумагу.

На гладкую деревянную доску (или на стол) кладут материю, затем копировальную бумагу, а сверху—рисунок, все это прикрепляют к доске кнопками и затем аккуратно, не слишком острым карандашом, обводят контуры рисунка. При этом не следует сильно опираться рукой на переводимый рисунок во избежание образования на ткани пятен от копировальной бумаги.

Перевод рисунка на ткань посредством прокалывания контура

Рисунок переводят на лист белой бумаги. Затем кладут бумагу на стол, покрытый сукном (или каким-либо мягким материалом), и аккуратно прокалывают иголкой или булавкой дырочки по всему контуру переведенного рисунка. Под рисунок перед прокалыванием можно положить несколько листов бумаги, и тогда получится несколько экземпляров рисунка. Все прокалываемые дырочки должны быть по возможности на равном расстоянии одна от другой. Когда рисунок переведен, его протирают с обратной стороны наждачной бумагой, чтобы уничтожить выпуклости от проколов. Затем полученный рисунок кладут поверх материи и посредством куска ваты, сукна или шерсти наносят на рисунок порошок: толченый уголь (для светлых тканей) или мел (для темных); порошок сквозь дырочки в бумаге попадает на материю. Сняв рисунок, по образовавшимся точкам прорисовывают контур узора.

Прометка рисунка через папиросную бумагу

Для перевода рисунка на шерстяные и блестящие шелковые ткани можно указать еще следующий простой прием. Рисунок переводят на тонкую папиросную бумагу, приметывают ее к материи и аккуратно прошивают все контуры мелкими, частыми стежками, захватывая материю. Затем бумагу обрывают и получают на материи прометанный рисунок; по окончании вышивки нитки наметки выдергивают.

Увеличение и уменьшение рисунка

Иногда требуется увеличить или уменьшить рисунок, приспособляясь к размеру куска материи. Для этого берут лист разлинованной на квадраты бумаги (или сами разлиновывают ее) и переводят на эту бумагу нужный рисунок. Затем берут другой лист бумаги и также разлиновывают ее на квадраты, но здесь квадраты должны быть уменьшены или увеличены, смотря по заданию, например, на 1/3, на 1/4 или на 1/2 против квадратов на первом листе. Сторона квадрата, равная 18 мм, при уменьшении на 1/3 будет равна 12 мм, при увеличении же на 1/3 — 24 мм. Затем рисунок перерисовывают квадрат за квадратом, уменьшая или увеличивая линии, смотря по заданию.