Аксессуары прекрасной эпохи ар-нуво

Элегантный наряд, разумеется, дополнялся подобающими аксессуарами, особенно для вечернего выхода. Дамы высшего свеча обычно носили немного украшений, часто ограничиваясь длинной ниткой жемчуга, но в торжественных случаях, конечно, не упускали возможности блеснуть чем-нибудь действительно впечатляющим.

В эпоху ар-нуво, одного из направлений модерна, заявившего о себе в первую очередь в декорагивно прикладном искусстве, красавицам было из чего выбирать: многие прославленные мастера ювелирною дела разрабатывали новые техники, создавая украшения, которые завораживали изысканностью линий и тонкостью исполнения. Да и сами платья порой казались драгоценностями благодаря отделке стеклярусом, бисером, стразами, изящному кружеву и переливающимся тканям.

В то же время наряду с необыкновенно красивыми вещами, поражающими воображение, гораздо большим спросом пользовались предметы пусть и неказистые, зато практичные, помогающие в работе и в быту. Изобретатели придумывали их сотнями, и многими полезными мелочами той эпохи мы пользуемся до сих пор.

МАЛЕНЬКИЕ ШЕДЕВРЫ

Украшения работы Рейс Лалика, одного из знаменитейших ювелиров эпохи модерна, как нельзя лучше подходили для особых случаев. Как и многие другие французские мастера, Лалик создавал необычные формы и фантазийные образы, используя типичные для модерна мифологические мотивы, изображая русалок и прочих диковинных существ. Явное влияние на его искусство оказала и японская художественная традиция. Лалик прославился своими маленькими шедеврами с цветными камнями, эмалями, янтарем, слоновой костью, черепаховым панцирем, перламутром. Особенно ему удавались колористические эксперименты, позволявшие изделию менять цвет в зависимости от освещения.

ЖИВЫЕ ЦВЕТЫ

Пособия по хорошему тому рекомендовали дамам на летней прогулке держать в руках букет ароматных цветов, а на вечерних приемах - прикалывать к груди небольшой букетик. Живыми цветами украшали себя и мужчины: в театрах и в иной торжественной обстановке они нередко щеголяли с цветком в петлице — это могла быть орхидея,фиалка, белая гардения.

В России прикалывать цветы к одежде считалось манерой не совсем мужской, но, например, в Англии обычай был очень распространен. Многие джентльмены не покидали дома, не украсив наряд бутоньеркой.

ПЕНСНЕ

У аристократок в течение всего XIX столетия любовью пользовался лорнет — порой не столько как помощник при близорукости, сколько как изысканный аксессуар, говорящий о богатстве и вкусе владелицы. Но в конце века все более распространенными становятся очки и пенсне.

Пенсне держались на переносице с помощью зажима, о чем и говорит их название (от французских слов «защемить» и «нос»). Стекла пенсне были чаще всею овальные, в тонкой металлической или черепаховой оправе, а иногда и вовсе без нее. К оправе прикреплялось колечко, позволяющее брать пенсне рукой, и в это же колечко продевались шнурок или цепочка, закреплявшиеся на ухе или лацкане пиджака. Для дальнозорких людей делались пенсне с серповидными стеклами. Носили их в мягких кожаных футлярах, внутри обтянутых замшей.

АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ НЮАНС

Люди высшего круга в любое время года не выходили на улицу без перчаток. Мужчины в форме носили замшевые перчатки, в штатском — лайковые. Женские перчатки делались из тех же материалов, но могли быть и вязаными из фильдекоса или кружевными. Существовал целый ряд правил этикета, посвященных этому аксессуару. На балы и приемы дамам предписывалось надевать длинные, выше локтя, белые шелковые или лайковые перчатки — танцевать без них считалось «в высшей степени неприличным». Придя куда-нибудь с визитом, женщины не снимали перчаток и обнажали руки только за обеденным столом, перед тем как развернуть свою салфетку. Перчатки полагалось снимать и для игры в карты. Натягивать на руки лайковые перчатки было не таким уж легким делом, и заниматься этим публично правила хорошего тона категорически не дозволяли.

По материалам журнала История моды, ДеАгостини.

Выпуски серий ДеАгостини.