Шляпки эпохи модерн (Belle Epoque)

Фасоны дамских шляп менялись беспрестанно — карикатуристы, высмеивая погоню модниц за новинками, уверяли, что, если не надеть свежекупленную шляпу в восемь вечера, к десяти часам она уже может устареть.

Конечно, существовали разные виды шляп для женщин разного возраста и на разные случаи, но самым популярным вариантом, своего рода символом Прекрасной эпохи были огромные пышные шляпы со сложной отделкой. Размером и силуэтом такие головные уборы походили на бельевые корзины, за что получили ироническое название «корзин».

Шляпы делали из фетра, шелка, бархата и других тканей (часто на проволочном каркасе) или из соломы. Для подкладки использовали тонкие хлопчатобумажные ткани или шелк. Распространенным вариантом отделки были пышные банты и розетки из шелка, батиста, кружева, тафты или сложные драпировки из разных тканей, чаще тонких, воздушных — тюля, газа, кисеи, а также шелка и бархата. В ход шли рюши, ленты, блестки и стеклярус, имитация драгоценных камней.

Зимние шляпы отделывали мехом.

Большой популярностью пользовались искусственные цветы, часто даже целые букеты — такие «цветочные» шляпы надевали в театры и на концерты, а на улице носили только летом.

Что касается мужской моды, то у цилиндров и котелков появился серьезный конкурент — кепка, которую тогда чаще всего называли «шоферской», хотя носили ее не только первые автомобилисты, но и первые авиаторы, а также все те, кого бы мы сегодня назвали любителями спорта и активного отдыха. Популярной кепка стала и в рабочей среде, постепенно вытеснив картуз.

СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПКА

Широкополые шляпы, сплетенные из золотистой соломы, стали популярны среди высшего света еще в XVIII веке, а к концу XIX столетия прочно вошли в гардероб женщин практически всех слоев общества. Плели такие шляпы в Италии, из пшеничной соломы особого сорта, называемого «флорентийским» или «ливорнийским» (по имени порта Ливорно, откуда шляпки развозились по всей Европе). Сам головной убор также часто называли «леггорном» — по искаженному английскому произношению Ливорно.

Из флорентийской соломки плели не только «пастушьи» широкополые шляпы, но и капоры и даже мужские цилиндры. Но в Прекрасную эпоху популярнее всего стали именно широкополые леггорны, обычно украшенные лентами и цветами.

ШЛЯПНЫЕ КАРТОНКИ

Обилие шляп в женском гардеробе вынуждало их обладательниц обзаводиться множеством шляпных картонок — круглых коробок из кожи, клеенки или картона, довольно хрупких и требовавших очень аккуратного обращения. Если семья отправлялась в путешествие, в багаже преобладали именно шляпные картонки — ведь шляпы носили не только дамы, но и мужчины, и дети. Помните известное детское стихотворение С. Я. Маршака, начинающееся строкой: «Дама сдавала в багаж...»? Картонка, перечисленная среди прочих вещей, была как раз коробкой для роскошной шляпы.

КАНОТЬЕ

Название этого головного убора происходит от французского «гребец». Во второй половине XIX века жесткие соломенные шляпы с прямыми полями и цилиндрической тульей (обычно украшенной черной лентой) начали надевать юноши, увлекающиеся греблей, во время заплывов — легкая и удобная шляпа отлично защищала от солнца и не мешала грести. В конце столетия канотье превратилось в модный головной убор, с греблей уже никак не связанный, хотя его по-прежнему надевали во время занятий спортом — как мужчины, так и женщины. Для прекрасного пола эта шляпа вообще оказалась спасением: играть в модный бадминтон или теннис в огромных шляпах с перьями было бы крайне затруднительно, а не покрывать голову — неприлично.

Кроме того, по сравнению с другими головными уборами соломенное канотье без украшений стоило недорого и было по карману даже небогатым горожанам.

По материалам журнала История моды №2, ДеАгостини.

Выпуски серий ДеАгостини.