Иллюстрации 1-15

Яценко С.А.

Цветовые предпочтения в костюме древних ираноязычных народов

 

Рис. 1. Список древнейших элементов (имеется ввиду тип, а не конкретные детали силуэта и декора!), ретроспективнореконструированный на основе сопоставления общих элементов костюма ираноязычныхнародов древнейших более поздней, ахеменидо-скифской эпохи (Yatsenko 2009, с дополнениями).

Рис. 2. Цветные изображенияперсов эпохи Ахеменидов на территории их Империи: 1 – глазурованные кирпичи издворца в Сузах, пров. Ахваз, Иран (Берлин, Гос. Музеи, фото С.А. Яценко); 2 – деревяннаяпанель из могилы в Татарлы, Турция (древняя Фригия), Мюнхен (по L. Summerer).

Рис. 3. Цветные изображенияперсов эпохи Сасанидов на территории их Империи: 1 – стенная живопись их дворцав Кух-и Ходже, Систан (по R.Ghirshman);2- погребальная ваза-оссуарий VI в. н.э.из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 3 – Так-и Бустан, иранский Курдистан (поM. Riazi).

Рис. 4. Перс на саркофаге царяг. Сидона, Стамбул (по A. Scholl).

Рис. 5. Росписи насимволическом гранитном ложе согдийца Ань Цзе, 579 г.н.э. из г. Сиань, Китай(по An Jia Tomb2003).

Рис. 6. Цветные изображенияперсов эпохи Ахеменидов вне границ их Империи: 1 –стрелок на западном фасаде храма Афайя на острове Эгина (около 490-480 гг. дон.э.) в сцене из Второй Троянской войны Мюнхен, глиптотека, зал VII, фигура XI) (фотоС.А. Яценко); 2 – образ рыжеволосого воина («танцующего варвара») наскульптурном сосуде из Павловского кургана у Керчи, Эрмитаж (по Л.Г. Хейфецу); 3– ткань из Пазырыка, курган 5, Эрмитаж (по Е.Ф. Корольковой); 4 – ковер изПазырыка, курган 5, Эрмитаж (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 5 – мозаика сосценой сражения при Иссе из Помпей, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А.Трофимовой).

Рис. 7. Персы эпохиСасанидов в раннехристианских сценах поклонения волхвов младенцу Иисусу: 1 – Сан Апполинаре Нуово, Равенна (по М.Н.Бутырскому); 2 – Эчмиадзинское Евангелие (по Л.А. Дурново); 3 – икона «Триотрока вавилонских в пещи огненной» из монастыря св. Екатерины, Синай (по D.T. Rice).

Рис. 8. Изображенияперсидских воинов в греческой вазописи (по S. Bittner).

Рис. 9. Расписной алебастр «Мастераэмпория» (около 470 г. до н.э.) с изображением персидского воина, Эрмитаж (поЕ.Ф. Корольковой).

Рис. 10. Персидскоесеребряное блюдо со сценой охоты из древней Фракии (Болгария), 2-я пол. IV в. до н.э. КоллекцияВасила Божкова, София (по Маразов, Кабакчиева, Шалганова 2009).

Рис. 11. Сочетание трехцветов (красный-белый-синий) на отдельных предметах одежды или на одежде вцелом: 1-2 – семья из Тохаристана (?) в могиле 2003 г. вЛоулань III, Синьцзян (по Qi Xiaoshan, Wang Bo); 3 – девушка на оссуарии из Мерва,Туркмения (по В.Г. Луконину); 4 – аланская женщина из могильника ПодорваннаяБалка, Карачаево-Черкессия (по З.В. Доде); 5 – кушанский мужчина на бактрийскойткани из могилы 1 в Шампула I,  княжествоХотан, Синьцзян (по Ursprünge 2007); 6 – ткань из могилы 3 в Загунлуке,Синьцзян (Ursprünge 2007); 7 – погребальные пелены позднегобронзового века, Институт археологии Синьцзяна, Урумчи (фото С.А. Яценко).

Рис. 12. Сочетание трехцветов (красный-белый-синий) на отдельных предметах одежды или на одежде вцелом, пазырыкская культура, по Н.В.Полосьмак: 1 – Верх-Кальджин 2; 2 – Пазырык, курган 2 (Полосьмак, Баркова 2005,рис. 2.17).

Рис. 13. Полихромные шелказнати ираноязычных народов VI-VII вв. н.э.: 1,2 – замок Балалыктепа, Тохаристан (по Ш. Арабовой; Л.И. Альбауму); 3 – Пенджикент,Согд (по М.М. Дьяконову).

Рис. 14. Полихромные шелказнати ираноязычных народов VII в. н.э. с комбинацией трех цветов(красный-белый-синий): 1, 2- Самарканд,Согд (по Ш. Арабовой; Л.И. Альбауму); 3 – сасанидская ткань, Флоренция (по R. Ghirshman);4 – Так-и Бустан (по M. Riazi).

Рис. 15. Мировое древо стрехцветными листьями и плодами перед богиней. Войлочный ковер из кургана 5 вПазырыке, Эрмитаж (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.4).