admin

Яценко С.А.

(Цветовые предпочтения в костюме древних ираноязычных народов)

Иллюстрации:

Рис. 1. Список древнейших элементов (имеется в виду тип, а не конкретные детали силуэта и декора!), ретроспективно реконструированный на основе сопоставления общих элементов костюма ираноязычных народов древнейших более поздней, ахеменидо-скифской эпохи (Yatsenko 2009, с дополнениями).

Рис. 2. Цветные изображения персов эпохи Ахеменидов на территории их Империи: 1 – глазурованные кирпичи из дворца в Сузах, пров. Ахваз, Иран (Берлин, Гос. Музеи, фото С.А. Яценко); 2 – деревянная панель из могилы в Татарлы, Турция (древняя Фригия), Мюнхен (по L. Summerer).

Рис. 3. Цветные изображения персов эпохи Сасанидов на территории их Империи: 1 – стенная живопись их дворца в Кух-и Ходже, Систан (по R.Ghirshman); 2погребальная ваза-оссуарий VI в. н.э. из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 3 – Так-и Бустан, иранский Курдистан (по M. Riazi).

Рис. 4. Перс на саркофаге царя г. Сидона, Стамбул (по A. Scholl).

Рис. 5. Росписи на символическом гранитном ложе согдийца Ань Цзе, 579 г.н.э. из г. Сиань, Китай (по An Jia Tomb 2003).

Рис. 6. Цветные изображения персов эпохи Ахеменидов вне границ их Империи: 1 – стрелок на западном фасаде храма Афайя на острове Эгина (около 490-480 гг. до н.э.) в сцене из Второй Троянской войны Мюнхен, глиптотека, зал VII, фигура XI) (фото С.А. Яценко); 2 – образ рыжеволосого воина («танцующего варвара») на скульптурном сосуде из Павловского кургана у Керчи, Эрмитаж (по Л.Г. Хейфецу); 3 – ткань из Пазырыка, курган 5, Эрмитаж (по Е.Ф. Корольковой); 4 – ковер из Пазырыка, курган 5, Эрмитаж (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 5 – мозаика со сценой сражения при Иссе из Помпей, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А. Трофимовой).

Рис. 7. Персы эпохи Сасанидов в раннехристианских сценах поклонения волхвов младенцу Иисусу: 1 – Сан Апполинаре Нуово, Равенна (по М.Н. Бутырскому); 2 – Эчмиадзинское Евангелие (по Л.А. Дурново); 3 – икона «Три отрока вавилонских в пещи огненной» из монастыря св. Екатерины, Синай (по D.T. Rice).

Рис. 8. Изображения персидских воинов в греческой вазописи (по S. Bittner).

Рис. 9. Расписной алебастр «Мастера эмпория» (около 470 г. до н.э.) с изображением персидского воина, Эрмитаж (по Е.Ф. Корольковой).

Рис. 10. Персидское серебряное блюдо со сценой охоты из древней Фракии (Болгария), 2-я пол. IV в. до н.э. Коллекция Васила Божкова, София (по Маразов, Кабакчиева, Шалганова 2009).

Рис. 11. Сочетание трех цветов (красный-белый-синий) на отдельных предметах одежды или на одежде в целом: 1-2 – семья из Тохаристана (?) в могиле 2003 г. в Лоулань III, Синьцзян (по Qi Xiaoshan, Wang Bo); 3 – девушка на оссуарии из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 4 – аланская женщина из могильника Подорванная Балка, Карачаево-Черкессия (по З.В. Доде); 5 – кушанский мужчина на бактрийской ткани из могилы 1 в Шампула I, княжество Хотан, Синьцзян (по Ursprünge 2007); 6 – ткань из могилы 3 в Загунлуке, Синьцзян (Ursprünge 2007); 7 – погребальные пелены позднего бронзового века, Институт археологии Синьцзяна, Урумчи (фото С.А. Яценко).

Рис. 12. Сочетание трех цветов (красный-белый-синий) на отдельных предметах одежды или на одежде в целом, пазырыкская культура, по Н.В. Полосьмак: 1 – Верх-Кальджин 2; 2 – Пазырык, курган 2 (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.17).

Рис. 13. Полихромные шелка знати ираноязычных народов VI-VII вв. н.э.: 1, 2 – замок Балалыктепа, Тохаристан (по Ш. Арабовой; Л.И. Альбауму); 3 – Пенджикент, Согд (по М.М. Дьяконову).

Рис. 14. Полихромные шелка знати ираноязычных народов VII в. н.э. с комбинацией трех цветов (красный-белый-синий): 1, 2Самарканд, Согд (по Ш. Арабовой; Л.И. Альбауму); 3 – сасанидская ткань, Флоренция (по R. Ghirshman); 4 – Так-и Бустан (по M. Riazi).

Рис. 15. Мировое древо с трехцветными листьями и плодами перед богиней. Войлочный ковер из кургана 5 в Пазырыке, Эрмитаж (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.4).

Рис. 16. Трехцветный костюм знатного всадника. Персидский ковер из кургана 5 могильника Пазырык, Эрмитаж (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 4.10).

Рис. 17. Шах сасанидского Ирана Хосров II на троне. Шелковая ткань из Антинои, Египет (Ghirshman 1962, fig. 289).

Рис. 18. Трехцветные погребальный покров и подушка умершего правителя. Расписной оссуарий из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину).

Рис. 19. Изображения знатных сармато-аланских воинов середины II в. н.э., «склеп 1872 г.), Пантикапей/Керчь (по С.А. Яценко).

Рис. 20. Красный цвет в женском костюме бронзового века из степной зоны Южного Приуралья (Куприянова 2008, фото 9, 10, 19).

Рис. 21. Пурпурные элементы костюма: 1 – реконструкция костюма Дария I, Музей пров. Фарс, г. Шираз, Иран (фото С.А. Яценко); 2 – персонаж на мозаике с изображением битвы при Иссе из Помпей, глазурованная копия, Эрмитаж (по А.А. Трофимовой); 3 – скифская девочка из кургана Толстая Могила (по П.Л. Корниенко); 4 – скифский женский головной убор из могильника Вильна Украйна, курган 22 (по Л.С. Клочко); 5 – ахеменидская ткань из кургана 5 в Пазырыке (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.35).

Рис. 22. Красный цвет погребального костюма сарматок в гипотетических реконструкциях (С.А. Яценко, рис. Е.В. Уздениковой), среднее течение реки Кубань, кон. I в. до н.э. – нач. I в. н.э.: 1 – Армавир, Большой курган 1903 г.; 2 – Песчаный, курган 10, 1979 г.

Рис. 23. Сарматская пожилая женщина из кургана Соколова Могила, Одесская обл. Украины, I в. н.э. (по А.К. Елкиной).

Рис. 24. Зороастрийский жрец, сидящий перед умершим. Расписной оссуарий VI в. н.э. из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину).

Рис. 25. Маздеистский погребальный оссуарий из Ток-калы, Хорезм (по Е.Е. Неразик).

Рис. 26. Красный цвет в костюме кочевников ахеменидо-скифской эпохи: 1 – женщина и ее дочка из скифской Толстой Могилы (по П.Л. Кориненко); 2-3 – скифские женские головные уборы из Вильной Украйны и Татьяниной Могилы (по Л.С. Клочко); 4 – женская одежда и подошва полуспожек из кургана 2, Пазырык (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой).

Рис. 27. Красный цвет в костюме из древних могил Синьцзяна (Западный Китай): 1 – мумия из Загунлука (по R. Ahmad, Hes Duxiu); 5 – юбка из Загунлука, Урумчи (фото С.А. Яценко); 2, 3, 6 – юбки из Шампулы, княжество Хотан, Урумчи (2, 6 - Ursprünge 2007; 3 – фото С.А. Яценко); 4 – вышивка юбок из Шампулы (по Li Xiaobin).

Рис. 28. Красный цвет в костюме ираноязычных народов: 1 – кушанская женщина, могильник Иттифок, Бактрия (по Г.М. Майтдиновой); 2 – кушанский (?) купец из могильника Цзиньпань, могила 15, Синьцзян (справа – по Li Wenying; слева – фото С.А. Яценко); 3 – мужчины из Тохаристана (?) из Лоулань III, Синьцзян (по Qi Xiaoshan, Wang Bo); 4 – согдиец, Пенджикент, объект 6/1 (по А.М. Беленицкому, Б.Б. Пиотровскому); 5 – согдиец, Пенджикент, объект 6/1 (по М.М. Дьяконову); 6 – сасанидская мозаика из Бишапура (по R. Ghirshman); 7 – женский костюм из Мунчактепа, Ферганская долина (по Г.М. Майтдиновой); 8 – согдийские мужские рубахи на поминальном ложе Ань Цзе 579 г. н.э., г. Сиань (An Jia 2003); 9 – Кух-и Ходжа, Систан (по R. Ghirshman).

Рис. 29. Белый цвет в маздеистстких и буддийских ритуальных комплексах Средней Азии: 1 – оплакивание женщинами, из загороднего здания 1 у Топрак-калы, Хорезм (по Ю.А. Рапопорту); 2 – донатор, монастырь Аджинатепа, Тохаристан (по Е.В. Зеймалю); 3 – священнослужитель, Пенджикент, объект 1/10, Согд (по М.М. Дьяконову); 4 – донаторы, Пенджикент, Согд (по Е.В. Зеймалю); 5 – «Червонная Дама», дворец Топрак-кала, Хорезм (по Ю.А. Рапопорту); 6 – донаторы, монастырь Фаязтепа, Бактрия (по Э.В. Ртвеладзе).

Рис. 30. Могилы «золотых людей» кочевых и полукочевых народов: 1 – Аржан 2, Тува, VII в. до н.э., Эрмитаж; 2 – девушка-воин из кургана Иссык под Алматы, IV-III вв. до н.э. (по К. Алтынбекову); 3 – курган Арал-Тобе, Западный Казахстан, II-I вв. до н.э. (по К. Алтынбекову); 4 – Локоть 4, курган 7, Российский Алтай, V в. до н.э. (по П.И. Шульге).

Рис. 31. Некрополь Тилля-тепе, Афганистан, сер. I в. н.э. Костюм князя и его жен (реконструкции С.А. Яценко, 1984 г.).

Рис. 32. Некрополь Тилля-тепе, Афганистан, сер. I в. н.э. Погребальные покровы князя и его жен (реконструкции С.А. Яценко, 1984 г.).

Рис. 33. Массивные золотые изделия: 1 – ахеменидские браслеты из Вани, Грузия (Goldschmiedkunst 1986); 2 – греко-скифская пектораль из Толстой Могилы; 3 – греко-скифский гребень из кургана Солоха; 4 – застежка (пояса или халата) из Сибирской коллекции Петра I (2-4 – Im Zeichen 2007).

Рис. 34. Золотые аксессуары костюма со вставками минералов синего/зеленого цветов (бирюза), VII в. до н.э. – I в. н.э.: 1 – поясная пряжка, Южная Сибирь (по М. Завитухиной); 2 – серьга, Каргалы, Восточный Казахстан, усуни (по К.М. Байпакову, Т.В. Савельевой); 3 – аппликации одежды, Чиликты, Восточный Казахстан, саки (по З. Самашеву); 4 – поясная пряжка, курган у Мехзавода, Ростов-на-Дону, ранние аланы (по Е. Яхно, А. Гусевой); 5 – браслет, дачи, курган 1 у г. Азов, ранние аланы (по Т.А. Габуеву).

Рис. 35. Золотые аксессуары костюма со вставками минералов красного цвета (сердолик, гранат): 1 – диадема, курган Хохлач, г. Новочеркасск, ранние аланы (по Е.Ф. Корольковой); 2 – пояс, Уреки, Грузия (Goldschmiedkunst 1986); 3 – накладная пластина, Иран (Висбаден) (по R. Ghirshman); 4 – пояс, Алтынасар, Южный Казахстан, джетыасарская культура (по Е. Яхно, А. Гусевой).

Рис. 36. Костюм с вышивкой золотом: 1 – Песчаный, курган 10, сарматы-сираки (реконструкция С.А. Яценко, рис. Е.В. Уздениковой); 2 – римская вышивка на подоле женского платья, Соколова Могила, I в. н.э., Одесская обл. (по А.К. Елкиной); 3, 4 – персы эпохи Ахеменидов, мозаика со сценой битвы при Иссе из Помпей, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А. Трофимовой).

Fig. 37. Золоченые имитации металла, женские головные уборы пазырыкской культуры (реконструкции Д. Позднякова): 1 – Верх-Кальджин 2, курган (по Н.В. Полосьмак); 2 – Ак-Алаха, курган 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой).

Fig. 38. Сочетание красного и белого в одежде: 1, 6 – женские рубаха и высокие войлочные сапоги из кургана 1, Ак-Алаха 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 2 – правитель на оссуарии из Мерва, Туркмения (по В.Г. Луконину); 3 – кушанский кафтан из могильника Иньпань, Синьцзян (по Li Wenying); 4 – послы Чаганиана (Тохаристан) на верблюде, Самарканд (по Л.И. Альбауму); 5 – портрет хорезмийского царя из дворца в Казаклы-яткан (по В. Ягодин, A. Betts).

Рис. 39. Сочетание красного и синего: 1-2 – Пазырык, курганы 5 и 3 (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой); 3-4 – Загунлук, могилы 1 и 2, Синьцзян (по R. Ahmat, Hes Duxiu).

Рис. 40. Ювелирные украшения на территории Персидской империи и ираноязычных этносов со вставками минералов синего/зеленого и красного цветов: 1 – пряжки, Армазис-Хеви, Грузия (Goldschmiedkunst 1986); 2 – поясная пряжка, Южная Сибирь, Эрмитаж (по М. Завитухиной); 3 – сасанидский пояс, коллекция Patti Cadby Birch (Украшения Востока 1999).

Рис. 41. Полосатые ткани в костюме скифо-ахеменидской эпохи: 1 – юбка, курган 2 в Пазырыке (по Е.Г. Царевой); 2 – штаны (сверху вниз) персов, ранних скифов, «классических» скифов (по С.А. Яценко); 3 – персидский воин, храм Афайя с острова Эгина, Мюнхен (реконструкция V. Brinkmann, фото С.А. Яценко).

Рис. 42. Сочетание красного с зеленым: 1 – скифский курган Чертомлык (по А.Ю. Алексееву); 2 – Так-и Бустан, Иран (по M. Riazi); 3 – халат-kandys из кургана у Катанды, 1865 г., пазырыкская культура (реконструкция Е. Видоновой).

Рис. 43. Магическая защитная одежда из разноцветных кусков, Иран (по M.P. Chitaz).

Рис. 44. Зеленый цвет: 1 – рубаха перса эпохи Ахеменидов в мозаике со сценой битвы при Иссе, глазурованная реплика, Эрмитаж (по А.А. Трофимовой); 2 – рубаха перса эпохи Ахеменидов на скульптурном сосуде из Павловского кургана, Эрмитаж (по А.А. Трофимовой, Е.Н. Ходза); 3 – сасанидская живопись в Кухи Ходжа, Систан (по R. Ghirshman); 4 – «Иранский бодхисатва» (бог-покровитель ткачества) на деревянной «иконке» из Дандан-Уйлука, Хотан, VII в. (по M. Bussagli); 5 – волхвы из Сан Аполлинаре Нуово в Равенне (по М.Н. Бутырскому); 6 – сасанидский шелк, Париж (по R. Ghirshman); 7 – ахеменидская ткань из кургана 4 в скифском могильнике Мамай Гора (по С.И. Андрух, Г.Н. Тощеву).

Рис. 45. Коричневый цвет в костюма китайских согдийцев 2-й пол. VI – VII вв. н.э.: 1 – деревянная фигурка предполагаемого согдийца из могилы 206, 1973 г. в некрополе Астана (Турфан, Синьцзян) (по Selected Treasures 2006); 2 – Ань Цзе развлекают танцами. Деталь гранитного погребального ложа Ань Цзе 579 г. н.э., г. Сиань (An Jia 2003).