Иллюстрации 16-30

Яценко С.А.

Цветовые предпочтения в костюме древних ираноязычных народов

Рис. 16. Трехцветный костюмзнатного всадника. Персидский ковер из кургана 5 могильника Пазырык, Эрмитаж(Полосьмак, Баркова 2005, рис. 4.10).

Рис. 17. Шах сасанидскогоИрана Хосров II на троне. Шелковая ткань из Антинои, Египет (Ghirshman 1962, fig. 289).

Рис. 18. Трехцветные погребальныйпокров и подушка умершего правителя. Расписной оссуарий из Мерва, Туркмения (поВ.Г. Луконину).

Рис. 19. Изображениязнатных сармато-аланских воинов середины II в. н.э., «склеп 1872 г.),Пантикапей/Керчь (по С.А. Яценко).

Рис. 20. Красный цвет в женскомкостюме бронзового века из степной зоны Южного Приуралья (Куприянова 2008, фото9, 10, 19).

Рис. 21. Пурпурные элементыкостюма: 1 – реконструкциякостюма Дария I, Музей пров. Фарс, г. Шираз, Иран (фото С.А. Яценко); 2 – персонаж намозаике с изображением битвы при Иссе из Помпей, глазурованная копия, Эрмитаж(по А.А. Трофимовой); 3 – скифская девочка из кургана Толстая Могила (по П.Л.Корниенко); 4 – скифский женский головной убор из могильника Вильна Украйна,курган 22 (по Л.С. Клочко); 5 – ахеменидская ткань из кургана 5 в Пазырыке (Полосьмак, Баркова 2005, рис. 2.35).

Рис. 22. Красный цветпогребального костюма сарматок в гипотетических реконструкциях (С.А. Яценко,рис. Е.В. Уздениковой), среднее течение реки Кубань, кон. I в. до н.э. – нач. I  в. н.э.: 1 – Армавир, Большой курган 1903 г.;2 – Песчаный, курган 10, 1979 г.

Рис. 23. Сарматская пожилая женщина из курганаСоколова Могила, Одесская обл. Украины, I в. н.э. (по А.К. Елкиной).

Рис. 24. Зороастрийскийжрец, сидящий перед умершим. Расписной оссуарий VI в. н.э. из Мерва,Туркмения (по В.Г. Луконину).

Рис. 25. Маздеистский погребальныйоссуарий из Ток-калы, Хорезм (поЕ.Е. Неразик).

Рис. 26. Красный цвет вкостюме кочевников ахеменидо-скифской эпохи: 1 – женщина и ее дочка из скифскойТолстой Могилы (по П.Л. Кориненко); 2-3 – скифские женские головные уборы изВильной Украйны и Татьяниной Могилы (по Л.С. Клочко); 4 – женская одежда иподошва полуспожек из кургана 2, Пазырык (по Н.В. Полосьмак, Л.Л. Барковой).

Рис. 27. Красный цвет вкостюме из древних могил Синьцзяна (Западный Китай): 1 – мумия из Загунлука (поR. Ahmad, Hes Duxiu);5 – юбка из Загунлука, Урумчи (фото С.А. Яценко); 2, 3, 6 – юбки из Шампулы,княжество Хотан, Урумчи (2, 6 - Ursprünge 2007; 3– фото С.А. Яценко); 4 – вышивка юбок изШампулы (по Li Xiaobin).

Рис. 28. Красныйцвет в костюме ираноязычных народов: 1 – кушанская женщина, могильник Иттифок, Бактрия (по Г.М. Майтдиновой);2 – кушанский (?) купец из могильника Цзиньпань, могила 15, Синьцзян (справа –по Li Wenying; слева – фото С.А. Яценко);3 – мужчины из Тохаристана (?) из Лоулань III, Синьцзян (по Qi Xiaoshan, Wang Bo); 4 – согдиец, Пенджикент, объект 6/1(по А.М. Беленицкому, Б.Б. Пиотровскому); 5 – согдиец, Пенджикент, объект 6/1 (поМ.М. Дьяконову); 6 – сасанидская мозаика из Бишапура (по R. Ghirshman); 7 – женский костюм изМунчактепа, Ферганская долина (по Г.М. Майтдиновой); 8 – согдийские мужскиерубахи на поминальном ложе Ань Цзе 579 г. н.э., г. Сиань (An Jia 2003); 9 – Кух-и Ходжа,Систан (по R. Ghirshman).

Рис. 29. Белый цвет вмаздеистстких и буддийских ритуальных комплексах Средней Азии: 1 – оплакивание женщинами, иззагороднего здания 1 у Топрак-калы,Хорезм (по Ю.А. Рапопорту); 2 – донатор, монастырь Аджинатепа, Тохаристан (по Е.В.Зеймалю); 3 – священнослужитель,Пенджикент, объект 1/10, Согд (по М.М. Дьяконову); 4 – донаторы, Пенджикент, Согд (по Е.В. Зеймалю); 5– «Червонная Дама», дворец Топрак-кала, Хорезм (по Ю.А. Рапопорту); 6 донаторы, монастырь Фаязтепа, Бактрия (по Э.В. Ртвеладзе).

Рис. 30. Могилы «золотыхлюдей» кочевых и полукочевых народов: 1 – Аржан 2, Тува, VII в. дон.э., Эрмитаж; 2 – девушка-воин из кургана Иссык под Алматы, IV-III вв. до н.э. (по К.Алтынбекову); 3 – курганАрал-Тобе, Западный Казахстан, II-I вв. до н.э. (по К. Алтынбекову); 4 Локоть 4,курган 7, Российский Алтай, V в. дон.э. (по П.И. Шульге).