admin

Традиционные народные украшения

ТРАДИЦИОННЫЕ УКРАШЕНИЯ РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ АЛТАЯ
Т.А. Боровцова

Территория Алтайского края заселялась в несколько этапов на протяжении двух веков. Поселенцы из южных и северных областей привозили с собой обычаи своих родных мест. Этим объясняется интересное смешение традиций, как в костюме, так и в отдельной его масти - украшениях.

Наиболее ранние исследования показывают, что комплекс украшений был весьма разнообразен и интересен. В него входили плетеные из бисера и стекляруса ряски и гайтаны, разнообразные бусы, цепочки, серьги, кольца и брошки. Такие архаичные формы украшений как гайтан и ряска связывают алтайских старожилов с южно-великорусской традицией. Но если южные бисерные украшения отличаются яркостью цвета, обилием всех его природных оттенков, то на Алтае они приобретают специфику, благодаря более сдержанному цветовому решению. Чаще использовалось сочетание приглушенных оттенков синего, красного, зеленого или желтого, зеленого, синего.

Материалом для изготовления украшений являлся крупный, грубый стеклярус, который в сочетании с ажурным плетением, придавал им неповторимое своеобразие.

Гайтаны и ряски ажурного переплетения низались, преимущественно, в две нити, т.к. такое низание являлось более прочным. На середину нити длиной 150 см. набиралось столько бисерин, сколько необходимо было для получения желаемой ширины будущего изделия, напр. - 16. Вторая иголка оставлялась мастерицей слева, первую она пропускала в седьмую от конца ряда бисерину. Затем мастерица набирала три бисерины и пропускала иглу в одиннадцатую. В конце ряда она набирала одну бисерину и пропускала иглу в последнюю (рис. 1а).

Третий ряд низался второй иглой слева направо, набирая по три бисерины, и пропуская иглу в средние бисерины предыдущего ряда (рис. 16). Четвертый ряд нижем иглой I слева направо, набирая на иглу сначала четыре бисерины, (рис. 1в), затем по три, протягивая иглу через средние бисерины предыдущего ряда. В конце ряда набиралось на обе иглы по две бисерины и, протянув, вторую иглу через последнюю бисерину, нанизанную первой иголкой, продолжалось низание до необходимой длины изделия.

Рис. 1 - справа.
Мужские гайтаны из крупного грубого стекляруса ткали на станке с нитяной основой (рис. 2).


Рис. 2 - слева.
На расстоянии 10-15 см. узелком закрепляли нитку с иглой и набирали бисеринки в соответствии с узором, который следовало приготовить заранее. Нитку с первым рядом бисерин пропускали под нитями основы так. чтобы каждая бисерина попадала между двумя нитями основы. Затем иголку с ниткой протягивали через те же бисерины в обратном направлении поверх нитей основы. Так же нанизывали остальные ряды гайтана до получения необходимой длины.

Основные орнаментальные мотивы - свастика, крест, сложная рогатая фигура (рис. 3, 4, 5, 6).

Рис. 3. Ряска из крупного стекляруса. ВКОМ, У-Каменогорск (пустой круг - желтый, закрашенный круг - темно-коричневый, наклонная линия - зеленый, крестик - синий)

Рис. 4. Гайтан мужской (слева). ВКОМ Усть-Каменогорск (пустой круг - прозрачный, закрашенный круг - черный)

Рис. 5. Гайтан женский (справа). Российский этнографический музей,С-Петербург (пустой круг - белый, закрашенный круг - желтый,наклонная линия - темно-зеленый)

Рис. 6. Гайтан мужской, тканый из крупного стекляруса (слева внизу). ВКОМ, Усть-Каменогорск (на прозрачном фоне синие и зеленые фигуры)

Гайтаны носились поверх одежды. К ним крепился крест, либо они украшались позументом и бисерными кистями.

Своеобразием отличаются изделия из прозрачного, как льдинки бисера, с черным или темно зеленым узором в виде свастик или косых крестов. Если пышная природа Южной России вдохновила мастерицам создание ярких, как и она сама, украшений, то ряска из прозрачного бисера вполне соответствует образу сибирской природы.

Этнографические экспедиции в Заринский, Алтайский. Змеиногорский, Чарышский, Залесовский районы 1992-98 гг. показали, что гайтан был преимущественно мужским украшением, в отличие от южнорусской традиции, где его повсеместно носили женщины. Но сохранились единичные воспоминания о женских гайтанах, например, в Третьяковском районе его называли ожерелом.

Применение бисера в праздничной крестьянской одежде было очень широким во всех группах русского населения Алтая. Так, например, позатыльник - часть женского головного убора - иногда расшивался сплошь. Бисер прикреплялся к ткани позатыльника различными способами: каждая бисеринка отдельно, стежками шва "вперед иголку" вплотную друг к другу, или на некотором расстоянии (рис. 7).

Рис. 7 - справа.

Чаще всего при украшении головных уборов использовался шов "вприкреп". В этом случае на нитку, закрепленную на ткани узелком, с помощью иголки нанизывалось необходимое количество бисерин. Нитка выкладывалась по нанесенному узору. Второй рабочей ниткой она прикреплялась к ткани стежками перехватами в промежутках между бисеринами (рис. 8).

Рис. 8 - слева.

Нижний край позатыльника украшался бахромой из цветных гарусных нитей (диной не более 3 см) с нанизанным на них бисером преимущественно прозрачным, иногда прозрачным и черным.

Таким же способом украшались и тканые пояса. Кисти делались из нитей, на которые нанизывали разноцветный крупный бисер. Затем нитка скручивалась и закреплялась таким образом, чтобы бисерина оказалась на ее конце.

Среди старожилов и переселенцев был широко известен обычай нашивать бисер на одежду. Для этого на рубахах и на нарукавниках делали "вахли" - ячейки - внутрь каждой из которых пришивали бисерину. У кофты - более поздней разновидности костюм - бисером украшались воротник и полочки. Он нашивался "цветочками", также как на платки.

Подобным образом декорировалась и верхняя одежда. Казачка Зоя Андреевна Астафьева описала бурнус так: "бархатный воротник был отделан "гранатичками", сзади проходила тонкая полоса, спереди -более широкая. Рукава тоже "отделывались".

Эти факты соответствуют общероссийской традиции украшения костюма.

Другой вид бисерного рукоделия - вязание - пришел в крестьянский быт из помещичьей усадьбы. В этой технике изготавливались круглые витые шнуры-гайтаны с различными рисунками: цветочками, ромбиками, полосками и проч. Вязание выполнялось тонким крючком полустолбиками, в круговую. На длинную нить нанизывалось столько бисера, сколько необходимо на все украшение. Рисунок просчитывался заранее с учетом того, что при каждом последующем ряде он сдвигается на полшага. Вязание круглого шнура следовало начинать с цепочки воздушных петель. Провязав девять петель, замыкали их в кольцо, придвигали бисерину к последней провязанной петле, и, зацепив крючком рабочую нить с бисериной, провязывали полустолбик (рис. 9).

Рис. 9.

Крючок вводился в петлю с изнаночной стороны, т.е. изнутри кольца воздушных петель. Бисерина закреплялась снаружи, на лицевой стороне. Таким образом вязалось все изделие. Концы вязания сшивались незаметными стежками. Для одного гайтана средней величины нанизывалась нитка бисера в 5-6 метров длиной.
Подобные украшения носили крестьянки северных и южных губерний России.

Самым излюбленным видом женских навесных украшений были бусы. Они могли быть различных размеров и форм - круглые хорошо отшлифованные, гранёные или почти не обработанные. Дутые бусы, называемые "тяжёлая грудь", были распространены в конце XIX - начале XX вв. и являлись характерным дополнением праздничного старообрядческого костюма. Их цветовая гамма могла быть самой разнообразной: синей, зелёной, алой, белой прозрачной. Крупные, до 1,5 см в диаметре, бусины нанизывались на льняную, вощеную нитку. На каждой нити делалось разное количество бусин. Сзади нити сплетались в жгут, на груди укладывались эффектным каскадом. Включалось от 6-ти до 10-ти нитей (рис. 10).

Рис. 10. Дутые бусы "тяжелая грудь"

Повсеместно носили бисер в 5-6 нитей в различных цветовых сочетаниях, чаще всего чёрно-белой гамме; в 2-3 нитки с чередованием крупных и мелких бусин; красные коралловые бусы. Иногда бусины не низались на нить, скреплялись с помощью медной проволоки.

Повседневный вариант украшения был очень скромным: 1-3 нитки мелкого бисера в излюбленном сочетании чёрного с белым. Следующей разновидностью украшений, бытовавших в среде русского крестьянства на Алтае, были серьги. Они могли быть как самодельными, так и покупными. Первые изготавливались местным мастером из серебра, реже золота или меди. Наличие такого умельца определяло и наличие устойчивой локальной традиции.

По утверждению Н. П. Гринковой наиболее широкое распространение на Алтае имели плоские и дутые серьги в форме полумесяца, также овальные с подвесками. Серьги с камнями были чаще всего покупными и встречались значительно реже.

Самым распространённым и доступным видом украшений являлись кольца. Их носили и мужчины, и женщины. Кольца делали в основном из серебра, но в начале XX века чаще из бронзы или меди, без камней. Они могли быть широкими и узкими и надевались иногда по несколько штук на один палец или на одну руку.

Необходимо отметить, что кольцо - единственный вид украшений, к которому старообрядцы со строгим патриархальным укладом относились положительно, так как оно освящалось самой церковью. Серьги и бусы считались явлением греховным, и ношение их не приветствовалось.

Комплекс украшений включал в себя множество локальных особенностей. Вместе с тем он соответствовал общероссийской традиции.