Кружево

Кружево - оно представляет собой текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент и изображения образуются в результате переплетения нитей (шёлковых, хлопчатобумажных, шерстяных, металлических и др. - разных).

Кружево широко применяется для отделки одежды, белья в виде окаймления (мерные Кружева; полосы-прошивки, зубчатые бордюры) или вставок (штучные Кружева - треугольники квадраты овалы), а также для изготовления дорожек, салфеток, покрывал (штучные Кружева).

Главные особенности Кружева как вида декоративно-прикладного искусства — воздушность, тонкость, эластичность, узорность. ДХарактерно слияние ажурных узоров и грунта (сетка фона) или контрасты плотного узора (порой рельефного) и ажурного грунта, разнообразие ритмического построения узора, выявление цвета, блеска, фактуры нитей.

Часто выразительность подчёркивается цветом и фактурой ткани с которой Кружево сочетается.

По технике исполнения Кружево бывает ручное и машинное. Ручное Кружево плетётся на коклюшках (точёные или резные деревянные палочки), шьётся иглой.

Существует также вязаное Кружево, выполненное крючком или на спицах и имитирующее плетёное и шитое Кружево.

Плетёное Кружево подразделяется на численное и сколочное. Численное Кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка. Для него характерны геометрические узоры. Сколочное Кружево («парное» и «сцепное» делается по «сколку» — рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу, которые закреплены на валике. По точкам узора вкалываются булавки, которые оплетаются нитями образующими Кружево. В «парном» Кружево узор и фон плетутся одновременно. В «сцепном» Кружево основные элементы узора выполняются в виде тесёмки (вилюшки) и соединяются между собой (с помощью крючка) нитями «сцепками» или «решётками»). В «парном» Кружево преобладают геометрические узоры а в «сцепном»-растительные.

Кружево появилось на рубеже 15-16 вв., по видимому, в Италии (как предполагают). Ранние шитые Кружева представляли собой полоску с зубцами, заполненную геометрическим или растительным орнаментом, а также изображениями людей и животных. В конце 16 в. получил распространение (в Венеции, Милане, Генуе) гипюр, т. е. Кружево, в котором элементы шитого или плетёного узора соединены тонкими связками ( у нас в России и сегодня известен Нижегородский гипюр, о нём есть статья у меня на сайте).

B середине 17 в. узор шитых венецианских гипюров состоял из характерных для барокко динамичных завитков и крупных цветов с рельефным контуром. В 18 в. Италия теряет своё значение как ведущая страна по изготовлению Кружев, на первое место выступают Фландрия и Франция, Во Фландрии производство Кружево развивалось с конца 16 в.: сначала шитых, с геометрическим узором, затем — плетёных. Особенно славились тонкие плетёные Кружева типов «бенш», «валансьенн», «малин» (названия по городам, в которых они производились), с орнаментом, образованным плотным переплетением нитей, на фоне из узорных сеток. В начале 18 в. стали изготовлять легкое и воздушное тюлевое Кружево, в орнаменте которого использовались мотивы рококо: гирлянды, завитки и т. д. Крупнейшим центром кружевоплетения стал Брюссель. С середины 18 в. здесь делали аппликацию по тюлю. Способ изготовления такого Кружева ускорил, удешевил производство и создал условия для появления крупных изделий — шалей, пелерин и т. д.

Во Франции производство Кружев развивалось с середины 17 в. Шитый гипюр с изящным узором (мелкие растительные побеги, фигурки людей, амуров и др.) изготовлялся в Алансоне, Аржантапе, Седане. В 18 в. в тех же центрах производили шитое по тюлю Кружево с узором в виде букетов, гирлянд и завитков. В конце 18 — начале 19 вв. орнамент тюлевого Кружево располагался по краю, а на остальной части фона помещались мелкие цветочки, или т. н. мушки. В городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились и плетёные тюлевые Кружево типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).

В России первые сведения о производстве в царских мастерских плетёных Кружево в виде прошивок из золотых и серебряных нитей с характерным крупным плоскостным узором относятся к 1-й четверти 17 века. Введение в 18 веке общеевропейского костюма способствовало дальнейшему распространению производства Кружево в монастырях и помещичьих усадьбах. Художественный эффект русского Кружево 18 века с геометрическими и растительными узорами (нередко близкими орнаменту крестьянской вышивки и тканья) заключался в живописности, достигаемой применением различных материалов: белого льна, цветного шёлка, золотой и серебряной нити. Однако, помимо общих черт, в русском Кружеве 18 века наблюдаются и особенности, характерные для отдельных художественных центров: Галича (ныне Костромской области), Ростова, Вологды, Балахны, Калязина, Торжка, Рязани и др. В 1-й четверти 19 века производство Кружев начинает принимать форму промысла. В советское время (20-е годы) организована промысловая кооперация, объединившая кружевниц в основных центрах кружевоплетения, созданы курсы и художественно-профессиональные школы.

Н. Ю. Бирюкова.