Ткани на П

Паволока
старинное название тканей, материй вообще. Применимо к различным типам старинных драгоценных тканей ручной работы. Паволоки и аксамиты были хорошо известны на Руси с XII по XVII век включительно.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 162.

Парусина
тяжёлая плотная льняная или полульняная ткань, вырабатываемая полотняным переплетением из толстой пряжи. Первоначально употреблялась для парусов (отсюда название). Парусина применяется неотделанной или пропитанной для технических целей (паруса, брезенты, верх обуви и др.), а также для пошива производственной и специальной одежды.
Источник: Большая советская энциклопедия

Парча
(от перс. парче — материя), сложноузорчатая художественно-декоративная ткань с шёлковой основой, содержащая в утке (реже в основе) металлические нити с золотом, серебром или имитирующими их материалами. Золотые и серебряные нити в парче только в древности вырабатывались из чистого драгоценного металла, позднее сплавы с незначительным содержанием драгоценных металлов заменили в парче золото и серебро. Обычно металлической ленточкой обвивают шёлковую или хлопчатобумажную (мишура) нить, что обеспечивает необходимую гибкость ткани и одновременно придаёт ей достаточную массивность и блеск.

Выработка парчи была известна ещё в начале н. э. в Китае, откуда это искусство перешло в страны Малой Азии (Сирия, Персия и др.), а затем на юг Европы (Сицилия, Византия, Италия, Испания, Франция). В России первые попытки производства парчи относятся к концу XVI века, когда в Москву был выписан из Италии мастер Чипони. Парча использовалась для торжественной одежды людей высших классов, служителей культов, отделки интерьеров и др. целей. В настоящее время *вырабатывается в очень ограниченных количествах, используется в основном для исторических театральных костюмов, как отделочный и декоративный материал и т.п. Заменяется тканями из синтетических нитей, вырабатываемых, например, из полосок плёнок, дублированных фольгой. Лит.: Клейн В. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их терминология. М., 1925; Соболев Н. Н. Очерки по истории украшения тканей. М. — Л., 1934; [Милявская З. В.] Декоративные ткани, в кн.: Отделочные материалы для Дворца Советов, М., 1945; Rodony Font С., L'Historique du métier pour la fabrication des étoffes façonnées, P. — Liege, 1934.
Источник: Большая советская энциклопедия

Пепита
ткань в мелкую черно-белую или коричнево-белую клеточку. Ее ткут, используя для основы и утка пряжу разных цветов. Из шерстяной ткани шьют женские костюмы, мужские пиджаки, пальто, в частности, детские. Хлопчатобумажную ткань с рисунком пепита используют в детской одежде.
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 165.

Перкаль
(франц. percale), тонкая плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения. Перкаль относится к группе технических тканей. Выпускается в неотделанном, но расшлихтованном виде (см. Шлихтование). Перкаль применяют в парашютной и химической промышленности, при производстве текстолита и т.п. Некоторые виды перкаля используются для пошива летних платьев и блузок.
Источник: Большая советская энциклопедия

Пестроткань
ткань с рисунком, обычно в виде полос или клеток, образованных чередованием разноцветных нитей основы (продольные полосы) или утка (поперечные полосы), вырабатываемая чаще всего гладким переплетением нитей. Рисунок пестроткани, в отличие от набивного (печатного), образуется по основе в процессе сновки (см. Снование), а по утку — в процессе ткачества. Цветные нити основы чередуются в определённом, повторяющемся по ширине ткани порядке.
Источник: Большая советская энциклопедия

Печатание тканей
узорчатая расцветка тканей, получение рисунка на ткани одной или несколькими красками. Для сохранения формы рисунка краситель наносят в загущенном состоянии. Для печатания тканей применяют дающие наиболее прочные и яркие окраски красители: кубовые, активные, пигменты и др. В качестве загустителей используют вещества, способные образовывать при растворении в воде или при разваривании клейкие системы-загустки (крахмал, декстрин, трагант, камедь и др.). В состав печатных красок могут входить также растворители, диспергаторы, окислители, восстановители, кислоты, щёлочи, соли, пластификаторы, пеногасители.

По способу создания рисунков различают прямую, вытравную и резервную печать. При прямой печати краску наносят на белую или светлоокрашенную ткань, причём в последнем случае печатание выполняют красителями тёмных цветов. Вытравная печать — получение узора на предварительно окрашенной ткани в результате разрушения первоначальной окраски в местах нанесения вытравки. При резервной печати на ткань перед крашением наносят печатный резервирующий состав, в который вводятся вещества (например, воск), препятствующие окраске волокон при последующем крашении. Если резервирующий состав не содержит красителя, на окрашенной ткани получаются белые узоры. Нанесение рисунка на ткань производят на тканепечатающих машинах. Для закрепления печатной краски ткань после сушки обычно подвергают паровой обработке. В паровой среде краситель переходит с поверхности в толщу ткани и отдельных волокон. Для удаления загустителя и отложившегося на поверхности ткани красителя её промывают.

При необходимости на промывных аппаратах производится специальная обработка, например, окислителями, для окончательного закрепления красителя на ткани. Помимо печатания тканей, иногда производят расцветку чесальной ленты («фигуре») и пряжи как в виде мотков, так и в форме основы («фламме»). В некоторых случаях узоры на ткани получают приклеиванием (в электростатическом поле) к поверхности текстильного материала мелко нарезанного волокна-флока. Для специальных целей применяют фотохимический метод печатания. Лит.: Шпитцнер К. Печатание текстильных материалов. Перевод с немецкого языка. М., 1966; Степанов Б.И. Введение в химию и технологию органических красителей. М., 1971. Б.Н. Мельников, М.Н. Кириллова
Источник: Большая советская энциклопедия

Пике
(франц. piqué, от piquer — простёгивать, прострачивать материю), ткань, вырабатываемая из хлопчатобумажной пряжи или химических волокон комбинированным переплетением, лицевая сторона которой в виде рубчиков или сот. Выпускается в двух вариантах: гладкошерстная и набивная. Широко используется в детской одежде. Из пике по традиции шьются классические белые воротнички.
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 165 и Большая советская энциклопедия

Плащёвка
плотная и тонкая хлопчатобумажная (иногда смесовая) ткань, предназначенная для летних плащей. Широко используется для пошива юбок, платьев и легких костюмов.
Источник: Орлова. Л.В. Азбука моды. М., 1987. С. 167.

Плис
разновидность хлопчатобумажного бархата с несколько большей, чем у последнего, длиной ворса. В XIX веке существовало несколько сортов плиса – вельвертин, бивер. Во второй половине XIX века появился сорт мебельного плиса, который изготавливался из чистошерстяной пряжи или смеси шерсти и хлопка. Из современных тканей плис ближе всего к плюшу, но последний изготавливался с шелковым ворсом (см. бархат). Плис в России носили все, но богатые крестьяне и купцы шили из него нарядную одежду, а дворянство использовало плис в качестве ткани для домашнего костюма. Плис использовался не только для одежды, а позднее – мебельной обивки, но и для изготовления мягкой, спокойной обуви.
Источник: Кирсанова Р.М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм - вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989. С. 182.

Плотность ткани
свойство ткани, определяющее её прочность, внешний вид и др. качества, характеризуемое содержанием волокнистого материала в единице объёма. Плотность ткани выражается обычно числом нитей основы на единицу ширины и числом нитей утка на единицу длины — так называемая абсолютная плотность ткани по основе и утку. При различной линейной плотности (тонине) нитей пользуются относительной плотности ткани, которая выражается так называемым коэффициентом заполнения — линейным, поверхностным или объёмным, представляющими собой отношение линейных размеров, поверхности или объёма, занятых нитями, к общей ширине, длине, поверхности или объёму ткани. Относительная плотность ткани определяется в основном видом переплетения нитей в ткани. При нормальной плотности ткани около 40—50% её объёма занято нитями.
Источник: Большая советская энциклопедия

Полиакрилонитрильные волокна
синтетические волокна, формуемые из растворов полиакрилонитрила или сополимеров, содержащих более 85% (по массе) акрилонитрила. производство полиакрилонитрильных волокон складывается из следующих основных технологических операций: получение волокнообразующего полимера, формование волокна по мокрому или сухому методу и регенерация растворителя (чаще всего диметил-формамида и диметилацетамида).

По своим механическим свойствам полиакрилонитрильные волокна очень близки к шерсти, и в этом отношении они превосходят все остальные химические волокна. Полиакрилонитрильные волокна устойчивы к действию сильных кислот средней концентрации даже при нагревании, а также к щелочам средней концентрации. Растворители, применяемые для стирки и чистки одежды (бензин, ацетон, четырёххлористый углерод, дихлорэтан и др.), не влияют на прочность волокна; фенол, м-крезол и формалин разрушают волокно. Полиакрилонитрильные волокна в основном (на 99%) выпускаются в виде штапельных волокон. Их применяют для изготовления верхнего трикотажа, ковров, плательных и костюмных тканей. Кроме того, полиакрилонитрильные волокна используют для изготовления белья (в смеси с хлопком и вискозным <волокном), гардин, брезентов, обивочных и фильтровальных тканей и др. Полиакрилонитрильные волокна выпускаются во многих странах под следующими торговыми названиями: нитрон (СССР), орлон, акрилан (США), кашмилон (Япония), куртель (Великобритания), дралон (ФРГ), вольпрюла (ГДР) и др. Лит.: Энциклопедия полимеров, т. 2, М., 1974, с. 702.
Источник: Большая советская энциклопедия

Поплин
(франц. popeline, papeline, от итал. papalino — папский, т.к. якобы впервые был получен в резиденции папы в Авиньоне), ткань полотняного переплетения с поперечным рубчиком, образующимся сочетанием тонкой основы с более толстым утком. Изготовляется преимущественно из хлопка или химических волокон, реже из натурального шёлка по основе и камвольного шерстяного утка. Плотность поплина по основе в 1,5—2 раза выше, чем по утку. Выпускается отбелённым, гладкокрашеным и набивным.
Источник: Большая советская энциклопедия