114 (2056) за 24.05.2005

ГЕТЕРЫ ДРЕВНОСТИ НОСИЛИ НАНО-ХИТОНЫ

Раскрыть одну из загадок нарядов красавиц античного времени удалось ученым Харьковского национального университета имени В. Каразина. Они исследовали редкую находку — фрагмент златотканной парчи времен античности площадью всего несколько квадратных сантиметров. Драгоценный лоскут был обнаружен в захоронении римского времени в национальном заповеднике "Херсонес Таврический", расположенном на территории современного Севастополя.

АНТИЧНЫЕ НАНОТЕХНОЛОГИИ

Античная парча состоит из удивительных двухслойных нитей — на тончайшую основу из серозной оболочки кишок животного раскатана фольга из сплава золота, которое составляет примерно 80%, серебра и меди. Причем фольга имеет толщину всего полтора микрона! На ней и сейчас практически не видно следов коррозии, хотя этим золотым нитям исполнилось уже 2000 лет. Чтобы понять секреты античной нанотехнологии, харьковские ученые применили метод комплексного изучения образца ткани, включая электронную микроскопию.

Находки даже отдельных фрагментов текстиля столь давних времен во всем мире — большая редкость. На территории Украины отдельные образцы были найдены в Херсонесе, в позднескифском Усть-Альминском могильнике, в Соколовой могиле и в Ногайчикском кургане — вот и все. Ученых, которые занимаются исследованиями археологического текстиля, тоже можно пересчитать по пальцам. Одна из них — молодой археолог Татьяна Крупа, исследовавшая находку вместе с университетским физиком Александром Крышталем.

Татьяна — сотрудник Музея археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ, заместитель начальника археологической экспедиции "Цитадель", работающей в Херсонесе, и член Европейской ассоциации по использованию эксперимента в археологии. За серию работ по применению естественнонаучных методов при исследовании археологического текстиля она была награждена Грамотой Президиума НАН Украины. Перу харьковчанки принадлежит удивительно интересная книга — "Зеркало Лаиды. История античных гетер: первый опыт феминизма". В книжных магазинах, увы, вы ее не найдете — она была издана в России и уже стала библиографической редкостью, за которой охотятся знатоки.

Кто именно был погребен в Херсонесе в дорогой златотканой одежде, точно сказать невозможно. Один из вариантов, — считают ученые, — это гетера. В древней Греции так называли незамужних, зачастую образованных женщин, ведущих независимый свободный образ жизни. Их появление было связано с культом греческой богини любви и красоты Афродиты. Романтизированным примером гетеры античности может служить образ Таис Афинской, героини одноименного романа Ивана Ефремова.

Гетеры жили и в древнем Херсонесе, что зафиксировано в переписке управителей этой северночерноморской колонии и римской администрации на заре нашей эры. Руководство римских войск, расположенных на территории города, решило повысить размер податей с гетер, чем "нарушило вековые устои города" и создало целую проблему. Характерно, что в этом документе нет ни малейшего осуждения образа жизни этих женщин, они воспринимаются как неотъемлемые спутники культа любви.

КОМУ ПРЯСТЬ, А КОМУ МУЖЧИН ОЧАРОВЫВАТЬ

— Татьяна, у многих людей представление о женщинах античности связано с образом Пенелопы...

— Положение основной массы женщин в античной Греции иллюстрирует древняя поговорка "Сидит дома, прядет шерсть". Так, некий Фукидид утверждал, что лучшая среди женщин та, о которой "реже всего вспоминают посторонние, независимо от того, с похвалой или порицанием". Он полагал, что величайшее достоинство женщины состоит в замкнутости и домоседстве, поскольку не внешность, а благонравие должно составлять ее славу в обществе. Брак в гомеровскую эпоху обычно заключался по имущественным соображениям с помощью договора купли-продажи невесты, где, с одной стороны выступал отец девушки, ее брат или опекун, а с другой — жених.

— Понятно, Пенелопа — типичная жена...

— ...зато гетеры ни от кого не зависели и свободно общались с мужчинами. Самые известные из них были не только очень хороши собой, изысканно одеты и отличались тонким вкусом, но и образованны, знали музыку, философию, литературу. Они служили наглядным примером образа жизни, отмеченного гармоническим сочетанием утонченных интеллектуальных и чувственных удовольствий. Такой образ жизни весьма почитался греками того времени.

Мужчин притягивала к гетерам не только и не столько их доступность — она была относительной, поскольку красавицы стоили немалых денег и были вольны отказать поклоннику, — сколько умение превратить жизнь в удовольствие, в праздник. Гетеры обладали не всегда присущей женам способностью прощать мужчине слабости, зато ценить его достоинства. Единственная ситуация, в которой они не знали жалости и снисхождения — это безденежье поклонников. Впрочем, и мужчины могли обойтись с ними жестоко, например, бросить с детьми, не чувствуя за собой никаких моральных обязательств.

— Чтобы привлекать мужчин, гетеры должны были быть не только красивыми и умными, но и хорошо одетыми?

— Да, они оказывали существенное влияние на повседневную жизнь общества, начиная от новых тенденций в моде. Сам крой в античные времена был развит слабо — женщины носили двойные хитоны и хитоны, украшенные оборкой. Однако их шили из разнообразных тканей — шерстяных, шелковых, льняных и шелково-льняных, а также парчи. Для их окраски использовались самые разнообразные красители — индиго, пурпур, китайские желтые ягоды, марена красильная. Было широко распространено искусство украшения одежды рисованным, вытканным, вышитым или нашитым орнаментом в виде пальметты, меандры, растений. Так, Тацит писал о хламиде, полностью сотканной из золотых нитей, а Апулей — о плаще, затканном "мерцающими звездами".

— А какую обувь носили красавицы античности?

— Обувь могла быть как самодельной, так и более изящной, изготовленной в ремесленных мастерских. Особое внимание привлекала деревянная подошва. Найденные сложносоставные подошвы, в том числе и у нас в Северном Причерноморье, свидетельствуют о распространенности женской обуви такого типа. Толщина "платформ" достигала двух с половиной сантиметров, при этом они были еще и раскрашены по бокам. Пантикапейская подошва была красно-бело-золотого цвета, а подошва из Кеп — красного. Использовалась деревянная обувь с каблуками и ажурным декором или ажурным тиснением. Все это дало основание Ювеналу посетовать, что женщины конструируют свою внешность, увеличивая рост при помощи котурнов.

— А были ли у гетер парфюмерия и косметика?

— Конечно. И мужчины потворствовали им в этом увлечении. Римский поэт Овидий, например, в своем труде "Притиранья для лица" приводит множество рецептов кремов, масок, скрабов и прочих средств по уходу за телом. Чего только не было в составе снадобий! Зерна, панты, бобы, мед, ладан, камедь, мирра, укроп, лепестки розы, мак. Овидий писал: "Женщины! Вот вам урок: учитесь, как можно сделать прекрасней лицо и сохранить красоту". Впрочем, другой поэт — Лукиллий — насмехался над излишним усердием в этом деле. Известна, например, такая его эпиграмма: "Мед покупаешь ты с воском, румяна, и косы, и зубы. Стало б дешевле тебе сразу купить все лицо".

— А какие у гетер были прически?

— Говоря о красоте женщины или богини, греки обязательно обращали внимание на ее волосы. Однако обычно они имели ввиду не прическу — здесь особого разнообразия не было. Женщины заплетали волосы в косы и убирали их под покрывала и головные уборы-саккосы. Короткие стрижки вызывали суровое осуждение, не носили волосы и распущенными. Зато уже в те времена особенно красивыми считались белокурые женщины. Блондинками, по представлению древних, были даже богини, хотя и у греков, и у римлян натуральные светлые волосы были редкостью!

— И уж точно не могли обойтись гетеры без украшений...

— Да, драгоценные и полудрагоценные камни играли огромную роль в декоре одежды. Поклонники часто дарили гетерам драгоценности в знак своей любви и благодарности. В обиходе античных женщин были камни африканского, сицилийского и индийского происхождения. Артемидор даже указывал в своем "Соннике", что хорошим предзнаменованием служит сон, в котором женщина видит "ожерелья, цепочки, дорогие камни и всевозможные шейные украшения".

ГЕТЕРЫ, МЕНЯЮЩИЕ ИСТОРИЮ

Благодаря своему уму и тонкости в обращении, самые знаменитые гетеры собирали вокруг себя прославленных мудрецов и выдающихся государственных мужей. Их чествовали известные поэты, живописцы и скульпторы. Гетеры достигали даже политического влияния в обществе. Имена прославленных флейтисток и гетер носили прекраснейшие здания Александрии, статуи таких женщин устанавливались в храмах и других общественных строениях рядом со скульптурными портретами полководцев и политиков. В памяти человечества сохранились имена знаменитых гетер — Аспасии, Гликерии, Таис, Фрины, Лаиды, Ламии. Прекрасная Фрина послужила моделью Праксителю для его статуи Афродиты Книдской, а Апелессу — для его Анадиомены.

Редким сочетанием политической прозорливости, образованности, даровитости, красоты и грации была одарена Аспасия. Известный политический деятель Перикл, которому Афины обязаны развитием демократии, увлекся ею, когда ему было почти 50 лет. Но жениться он, увы, не мог, поскольку его возлюбленная происходила из Милета. А такой брак не мог считаться законным, родившиеся в нем дети не могли претендовать на афинское гражданство. По иронии судьбы, такой закон был принят по инициативе самого Перикла еще до знакомства с Аспасией!

В доме влюбленных собиралось множество талантливых людей: Анаксагор, Платон, Ксенофонт, Фидий, Сократ. Жизнь с Аспасией служила Периклу источником счастья. Уходя из дома и приходя домой, он целовал свою возлюбленную на глазах у всех, чем поражал афинян, не позволявших себе тогда с женами подобных нежностей. Влияние Аспасии на вождя афинского народа было столь явным, что, стремясь выставить политику Перикла на посмешище, недоброжелатели даже пустили слух, что гетера пишет ему речи и дает советы.

Когда Периклу было уже за 60 лет, он заболел холерой. Аспасия искала помощи везде, где могла. Она даже обратилась к магии и чарам, но и это средство не помогло.

Во все времена, включая "золотой век человечества", существовали прекрасные женщины, которые умели любить, невзирая на свой социальный статус. И верная жена Пенелопа, и гетера Аспасия. Обе подарили своим любимым мужчинам сыновей. Может быть, именно с тех пор женщины в соответствии со своим характером и делятся на традиционалисток и феминисток?

Материал публикуется с разрешения Т.Крупы.

«Сегодня» (24.05.2005, № 2056, Украина). Алиса МУР для "Сегодня" (Херсонес-Харьков)