От АГАШНИКА до АТЛАСНИКА

АГАШНИК (ГАШЕНЬ, МУТОВИЗ, ПАВЁРЗА) — тесемка для одежды, вытканная или сплетенная в виде косички из льняных, шерстяных, хлопчатобумажных нитей.

Пропускался внутрь верхнего зашитого края штанов, юбок, понёв и т. п. и завязывался спе реди или на боку. В женском костюме агашник обычно прикрывался поясом. Название такого рода тесьмы было известно во всех губерниях Европейской России и в Сибири.


АЗИЯТКА — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из шелковой ткани. Надевалась поверх белой полотняной рубахи. Шилась из четырех — шести полотнищ ткани и имела вид высокой юбки, присборенной вокруг торса или только на спине. Узкие лямки выкраивались из той же ткани или тесьмы, обшивались иногда по краям фабричной тканью. Лямки пришивались на груди на рассто янии 20 см, а на спине — 3—10 см. У левой лямки азиятки имелся разрез для на девания, застегивавшийся на металлический крю чок и петлю.

В XIX — начале XX века эта одежда использо валась девушками и молодыми женщинами Могилевской, Курской, Орловской губерний как праздничная.


АЗЯМ — верхняя мужская и женская одежда для вес ны, осени и зимы из армячины, сукна и холста домашней выработки. Этот термин употреблялся для обозначения раз ной но покрою и назначению одежды.

Наиболее распространенными были халатообразные однобортные азямы. Они шились обычно длинными, до щиколоток, с прямым широким рукавом до запястья, с боль шим отложным воротником, При этом спина и полы могли быть расширяю щимися книзу или прямыми, с про дольными клиньями, вставленными между спинкой и полами. Эти азямы надевались нараспашку или запахива лись справа налево. При запахе азямы подпоясывались кушаком, завязывав шимся спереди. Концы кушака заты кались справа и слева от узла. Ворот ник часто поднимался вверх, закрывая почти полностью голову, и подвязы вался вокруг шеи шарфом, тесемкой, веревкой. Такие азямы надевались обычно на другую верхнюю одежду при поездке в дальнюю дорогу, в пло хую погоду.

Халатообразные азямы использовались и как уличная одежда. В этом случае они были корот кие, до середины голени. Наряду с халатообразными в некоторых губер ниях встречались также двубортные азямы с отрезной спинкой или отрезные кругом со сбор ками на подоле, со стоячим или отложным во ротником, длинными прямыми рукавами. Они обычно застегивались на крючки и подпоясывались.

Праздничные азямы украшались по подолу и воротнику бумажной тесьмой, вышивкой цветной шерстью.

У старообрядцев азям часто использовался как молёная и похоронная одежда. В том случае, если он был молёной одеждой, то во время молитвы не подпоясывался. Не подпоясывался также и азям, надевавшийся на покойника.

В XIX — начале XX века азямы были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Название азям применительно к верхней одежде было известно еще в XVI веке.


АЛАРЧИКИ — мужские и женские сапоги из мягкой кожи, украшенные вышивкой. Надевались по праздникам на Колыме и в де ревнях Енисейской губернии. Термин известен с середины XIX века

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ РУБАХА — мужская нательная одежда туникообразного покроя. Передняя и задняя ее части делались из одного перегнутого по уточной нити полотнища кумача или красного сатина. Отверстие для головы прорезалось на месте сги ба и дополнялось нагрудным разрезом по центру или с левой стороны.

Боковые стороны переднего и заднего полотнищ соединялись снизу более короткими прямыми или скошенными вверху вставками ткани. В об разовавшиеся вверху отверстия вшивались длин ные, иногда ниже запястья, прямые или слегка зауженные к концам рукава.

Рубахи имели подмышечные ромбовидные вставки-ластовицы.

Ворот и нагрудный разрез александрийских ру бах обшивались полосой ткани или фабричной тесьмой. Некоторые рубахи делались с невысо ким стоячим воротником, а их нагрудный разрез закрывался прямоугольной планкой. Рубаха без воротника застегивалась у горла на одну, а рубахи с воротником и планкой — на несколько стеклянных или костяных мелких пуговиц с ри сунком или гладких.

Воротник, планка и обшлага рукавов александ рийских рубах могли расшиваться и цветными хлопчатобумажными нитями по канве. Носили такую рубаху поверх штанов с поясом.

Название мужской рубахи — александрийская — получило распространение во второй по ловине XIX века в центральных и западных гу берниях Европейской России.


АЛЫЕ — УВАЛЫ см.


АНДАРАК — женская поясная одежда типа юбки. Шился из пяти — семи полотнищ синего, крас ного, зеленого полосатого сукна домашнего из готовления. Верхний край собирался складками разной глубины и обшивался основной тканью, холстом или фабричной тканью.

Андарак застегивался спереди или на левом боку на пуговицу, металлический крючок или закреп лялся при помощи продер нутого в поясную обшив ку плетеного самодельно го шнура.

Как правило, андараки не имели украшений и толь ко на некоторые из них нашивалась по краю по дола полоса плиса, кружева или тесьмы. Известны андараки из парчи, шерстяных тканей и ситца ярких цветов. «По печали» носили анда раки синего цвета без ук рашений. Полосатые шерстяные юбки, сходные по покрою и назначению с андараком, встречались также в Андарак отдельных деревнях Архангельской и Вологод ской губерний и на значительной территории южных губерний России, заселенной потомками военно-служилых людей — однодворцев. Использовались они и в костюме духоборов.

Подолы полосатых юбок однодворцев и духобо ров украшались полихромной вышивкой расти тельного характера гарусными нитками. Наибольшей пышностью и разнообразием вы шивки, покрывавшей почти всю полосатую по верхность, отличались свадебные юбки однодворок.

Андараки, так же как и описанные полосатые юбки, носили подпоясанными широкими поясами с белыми холщовыми или хлопчатобумажными рубахами со стоячим или отложным воротником.

В состав костюма входил также передник по талии.

Другой вид одежды, имевший также название андарак, использовался пожилыми женщинами и старухами в Поречском уезде Смоленской губернии.

Он представлял собой юбку из пяти полотнищ синего домашнего сукна или набивного холста с пришитым к ней лифом без рукавов.

Андарак надевался с рубахой и передником. Название андарак применительно к полосатой шерстяной юбке было распространено в Смолен ской губернии и в Западной Сибири.


АНЧАРЫ — мужские и женские сапоги на кожаной подошве из конской или лосиной шкуры. Обувь такого типа была распространена в Ир кутской губернии с середины XIX века.


АРАМУЗЫ — мужские будничные сапоги из замши, а также мужские замшевые и меховые чулки. Были распространены у казаков на Амуре.


APMЯK (ЕРМЯК, ЛАБАМАХ, ОРМЯК, РЯБИК, СЕРМЯК, ХАРАПАЙ, ХОРОПОЙ, ЯРМЯК) — верхняя одежда, преимущественно мужская, надевалась поверх кафтана, шубы, полушубка, тулупа в лю бое время года при плохой погоде и в дорогу.

Изготавливался из армячины естественного цве та: белой, желто-бурой, гороховой, из сукна или полушерстяной ткани домашней выделки черно го, белого, серого, коричневого цвета, иногда из толстого сукна, окрашенного в синий цвет. В конце XIX — начале XX века армяки стали шить также из плотного фабричного сукна та ких же цветов.

Армяк представлял собой халатообразную одежду, широкую, длинную (до щиколоток), одно бортную, с глубоким запахом справа налево, с широкими пря мыми рукавами и большим во ротником. Известны две разно видности покроя армяков: 1) спинка и полы цельные, расши ряющиеся книзу; 2) спинка цельная прямая, между спинкой и полами вставлены клинья, ко торые часто сходятся елочкой.

Армяк подпоясывали широким кушаком или суконной подпо яской, длина которых иногда до стигала 3 м, концы при этом сходились спереди и закладывались справа и слева за кушак. Армяк носили также нараспашку или накладывая на плечи как плащ. В холодную и дождливую погоду воротник поднимали, завязывая иногда око ло шеи шарфом или застегивая на крючок-схват.

Размеры воротника позволяли закрыть большую часть головы.

В XVIII — начале XX века армяк был в основном крестьянской одеждой, но использовался также ямщиками, иногда городскими извозчиками и получил распространение на большей части тер ритории, заселенной русскими как в Европей ской России, так и в Сибири.

Армяк известен в России с XVI века. В XVI — XVII веках небогатые горожане использовали его как верхнюю уличную одежду, изготавливая из армячины; бояре, богатые купцы носили армяки только дома и шили их из дорогих, тонких тка ней. Покрой армяка этого периода времени не известен; предполагается, что это была халатообразная, запахивающаяся одежда без застежек.


АСЕЧКА — мужской головной убор для зимы из меха соболя, круглый, плотно примыкавший к голове, с небольшим околышем, без ушей. Этот головной убор бытовал в XVIII, XIX, начале XX века в Западной Сибири.


АТЛАСНИК — женская горничная одежда на лямках типа сарафана из шелковой и полушелковой ткани ярких цветов. Шился из пяти-шести полотнищ ткани и имел вид высокой юбки на лямках, надеваемой через го лову. Узкие пришивные лямки выкраивались из той же ткани и обшивались тесьмой или ситцем. Лямки пришивались на груди на расстоянии 15— 20 см, а на спине — 3—15 см.

Застежку на атласнике делали на груди или под левой лямкой (металлический крючок или пуговица) . Носился с короткими рубахами с широкими ру кавами из кисеи, приталенными кофтами из тка ни атласника и фартуком.

Атласник получил широкое распространение в северных и ряде центральных губерний России как нарядная одежда девушек и молодых замуж них женщин.